Роль политики в жизни общества




Вопросы для подготовки к зачету

«Введение в политическую теорию»

  1. Теория политики как наука. Место теории политики в ряду политологических и неполитологических наук. Предмет, структура политического знания. Понятие «политическое». Теория и ее место в системе политического знания.
  2. Политика как общественное явление. Основные подходы к определению политики. Свойства и уровни политики. Функции политики
  3. Методология политической науки (институционализм, бихевиоризм, постбихевиоризм). Методы теории политики.
  4. Политическая партия как негосударственный политический институт. Понятие, происхождение и функции политических партий. Типологии политических партий. М. Дюверже, Дж. Сартори. Виды партийных систем. Социальные и политические расколы и их отражение в партийных организациях, характерные для стран транзита (С. Липсет, С. Роккан).
  5. Выборы как политический институт. Виды выборов. Функции выборов. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем.
  6. Понятие политического института. Классификации политических институтов. Институционализация.
  7. Основные подходы к определению власти. Виды власти. Политическая власть и ее основные характеристики. Основные теории политической власти. Основания, ресурсы и источники политической власти.
  8. Государство как основной политический институт. Признаки и функции государства.
  9. Политический режим и основные подходы к его определению. Типология политических режимов (Х. Линц).
  10. Теория политических систем Г. Алмонда.
  11. Формы устройства государства. Разновидности и основные признаки унитарного государства, федерации и конфедерации.
  12. Теория политических систем К. Дойча
  13. Теория политических систем Д. Истона.
  14. Классификация форм правления. Основные характеристики и разновидности республики. Классификация форм правления. Основные характеристики и разновидности монархии.
  15. Полиархия. Институциональные принципы полиархии (Р.Даль, Дж. Сартори).
  16. Основные черты авторитарного политического режима. Виды авторитаризма (Ж. Блондель).
  17. Особенности тоталитарного политического режима (Х. Арендт, К. Поппер, З. Бжезинский).
  18. Классические и современные теории (модели) демократии.
  19. Основные принципы и характеристики демократического политического режима.
  20. Типы гибридных режимов (демократура, диктократия, делегативная демократия).

 

Ответы:

 

1.Политическая теория.

Предметом политической теории является политика как таковая, со своими структурными и функциональными особенностями. Такой уровень анализа называется академическим. В исследованиях, относящихся к политической теории, внимание акцентируется на анализе наиболее базисных свойств, фундаментальных проблем политического знания. Можно сформулировать следующую дефиницию: политическая теория - это система знаний, идей о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, законы становления, функционирования и развития политических систем, институтов и различные политические процессы. Теории политики, то, несмотря на то что она аккумулирует и опирается на теоретические и эмпирические результаты политологических субдисциплин, исследовательские поля и объекты которых при этом пересекаются, их теоретический и категориальный аппараты вовсе не идентичны. 'Необходимо проводить различие между Политической теорией (ПТ) как особой отраслью политической науки и политической теорией (пт) как более общим междисциплинарным образованием, включающим специфические литературу, деятельность и интеллектуальное сообщество',11 - отмечает по этому поводу известный американский специалист по теории политики, профессор Д. Ганнел. Например, научные исследования и их результаты по политической этнографии, связанные с историческим генезисом власти и политики, сосредоточенной в определенный период в границах ранних догосударственных (так называемых потестарных) структур, аккумулируются в общей теории власти, давая тем самым возможность точнее и яснее понять взаимосвязь ее онтогенеза и филогенеза.

При этом, конечно же, надо иметь в виду, что у общей теории политики есть свои внутренние структурные звенья: теории политической системы, процессов и развития, концепции власти (демократии и т. д.), теоретические системы макро-, микро- и меполитического развития, как, к примеру, теория внешних отношений и внешней политики, регионология, модели политического участия и лидерства, и наконец, концепции формальных и неформальных институтов политики (партиология, государствоведение, теории бюрократии и элит). Эмпирический материал для всех этих теорий поставляет, в первую очередь, сравнительный анализ внутренней и международной политики в синхронном и диахронном измерениях, так же как и другие разделы политической науки. Особо необходимо выделить в политической теории такой специальный раздел, как теория международных отношений и внешней политики.

Как любая наука, политология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, подлежащих рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться различными науками под особым углом зрения, с позиции своего предмета и методов. Объектом политологииявляется политическая сфера общества и все процессы, которые в ней происходят. Но существует более десяти гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику: например, философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, подлежащего всестороннему исследованию.

В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии. Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, которая включает в себя весь комплекс частичных политических знаний. Сама же политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической деятельности, исследуются отдельными субдисциплины - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.

Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, не пытается охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующих и подвластными, управляемыми и управляющими. При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о политологию, можно высказать мнение, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а соотносятся как два "концентрические круги" накопления политического знания.

Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.

В зависимости от проблематики, изучаемой она включает в себя следующие направления:

политическую философию, которая исследует ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основе которых функционирует политика и власть, кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки, ее методологическую базу;

теорию политики; это более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней, она имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и т.п.;

политическую социологию, которая акцентирует внимание на социальном обосновании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;

политическую психологию, которая исследует роль установок, убеждений, мотивов и бессознательных факторов на политическое поведение; эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;

историю политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентов в различные политические эпохи;

политическую антропологию, которая изучает влияние социобиологическую качеств человека на политику, а также связь политики с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;

теорию международных отношений, которая рассматривает проблемы мировой политики и взаимоотношений государств; внутри этого направления выделяют геополитику, что рассматривает использование государствами пространственных факторов для достижения политических задач.

Это далеко не полный список суботраслей, входящих в структуру политологии. По разным оценкам, в единую систему политической науки объединяются от двадцати до сорока дисциплин, отражающих процесс углубления специализации политического знания.

Вторая структура политологии предполагает разграничение фундаментальной теоретической (часто ее называют общей) и прикладной политологии. Одно направление отличается от другого задачами, исследовательскими процедурами и связями с практикой.Теоретическая политология ставит своей задачей получение нового знания, объяснения и понимания политической реальности, разработку новых концептуальных моделей реальности. Но ее влияние на практику носит опосредованный характер. Наоборот, прикладная политологиянепосредственно ориентирована на достижение реального политического эффекта. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы политической реальности. Конечной целью исследований в этой сфере есть прогнозы, рекомендации, советы участникам политического процесса. Данное направление политологии непосредственно связана с практикой. Об практическое направление прикладной политологии свидетельствует и сфера ее внимания: технологии избирательных кампаний, изучения общественного мнения, электоральное поведение, технология организации власти, принятие политических решений, политическое прогнозирование, моделирование политических процессов и т.д.

Два направления политологии дополняют друг друга. Теоретическая политология дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, но в то же время в своих обобщениях он сам опирается на эмпирический материал, собранный практиками-политологами.

Назначение политологии для общества раскрывается в ее функциях.

Познавательная функция заключается в исследовании многогранности политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития.

Аналитическая функция - всесторонний анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы.

Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов.

Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики.

Политическая социология - формирование гражданской культуры.

Политическое знание помогает понять человеку свою роль в мире политики, вооружает его политическим опытом и осознанием своих прав и возможностей.

2. Политика, как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Неслучайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469-1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций. По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характеризуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не требовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

Роль политики в жизни общества

Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступны ли станут им достижения культуры, увеличится степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасное? страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зав сит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации, стремятся, чтобы отвечающая их интересам политика проводилась государством. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В наши дни главный вопрос политической жизни России -- вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти; организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы.

Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;

Функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

3. Основой познания политической реальности является совокупность опыта, трансформированного применительно к действительности через призму того или иного методологического подхода [1], выбранного исследова­телем в зависимости от поставленной задачи. Методология по­знания политической реальности опирается, с одной стороны, на совокуп­ность теоретических моделей, формируемых в рамках общей политологии, а с другой – на эффективность методологических принципов и процедур исследования, применяемых в рамках прикладной политологии.

По мнению К. С. Гаджиева, методология познания политики включает в себя систему аналитических методов и приемов, проверки и оценки, концептуального и идейного арсе­нала, в совокупности составляющих общий подход к решению стоящих пе­ред данной наукой проблем, правила и критерии интерпретации фактов, ис­следовательские планы, приемы сбора данных и т. п.

Социологический подход к анализу политической реальности пред­полагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обу­словленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Политика анализируется как сфера целенаправленных взаимо­действий социальных групп, преследующих свои интересы. Данные инте­ресы обусловлены социальными факторами.

Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоин­ства и т. д. Он ориентирует исследователя на идею должного и желаемого, на этические ценности и нормы и в соответствии с ними анализировать по­литические институты и поведение.

Бихевиоризм вообще – это направление в психологии, возникшее в начале XX века и выдвинувшее в качестве предмета исследования различные формы поведения, которые понимались как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Под поведением в бихевиоризме понимаются любые поступки и слова, как приобретенные в процессе жизни, так и врожденные. Д. Б. Уотсон в книге «Психология как наука о поведении» утверждал: «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать ситуации) бихевиорист мог сказать, какая будет реакция, или - если дана реакция - какой ситуацией данная реакция вызвана»[2]. Под стимулом понимается не только отдельный раздражитель, но стимулом может быть и ситуация в целом.

Бихевиористская методология предполагает следующее:

o «Путем систематических наблюдений и экспериментов дать формулировку обобщений законов и принципов, которые лежат в основе поведения человека»[3]. Изучение должно носить экспериментальный характер, должно быть систематическим и длительным

o На основе накопленного эмпирического материала необходимо установить моменты регулярности, составить представление о закономерностях и механизмах в поведении людей, которые позволили бы объяснить и прогнозировать те или иные социально-политические процессы.

o Исследователь должен стремиться к исключению прямого или косвенного влияния собственных предубеждений на процедуру и результат анализа.

Конституирующими началами этого метода в политической науке выступают следующие положения:

· политика имеет личностное измерение. Коллективные, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования;

· доминирующими мотивами политического поведения являются психологические мотивы, которые, конечно, могут быть социально обусловлены, но могут иметь и специфическую индивидуальную природу;

· в политологии могут использоваться достижения других наук, в том числе естественных, поскольку модели (образцы) поведения людей часто сходны в различных ситуациях и различных видах деятельности;

· политические явления измеряются количественно, что открывает перед политологией широкие возможности в использование математических и других методов, статистических данных, результатов анкетирования и других опросов, компьютерной техники.

И системный подход, и структурный функционализм являются про­изводными от общей теории систем. Системный подход ориентирует исследователя на целостное воспри­ятие сложных объектов, выявление многообразия связей и отношений внутри объекта и в его взаимоотношениях внутри объекта и в его взаимоот­ношениях с окружением, на изучение механизма его функционирования и развития.

В системном представлении общество является сложной, высокоор­ганизованной и саморегулируемой системой, способной функционировать и развиваться благодаря приспособительному взаимодействию со своим ок­ружением (средой) на основе обратной связи между элементами. Система по своей сути функциональна. Она стремится к определенной цели, своему будущему состоянию. Для социальной системы этот признак является до­минирующим. Система исследуется как целостное образование в составе другой, более сложной системы, которая по отношению к ней представляет собой среду, т. е. выступает как ее элемент. Среда (окружение системы) составляет множество объектов, которые находятся вне ее границ, но изменение в лю­бой из них необходимо предполагает определенное изменение состояния системы. Среда оказывает формирующее влияние на протекающие в обще­стве процессы.

В категориях системного подхода политический процесс может быть представлен как процесс саморегуляции общества через меха­низмы гомеостазиса посредством адаптации ее элементов и структуры к внутренним изменениям внешней среды. Поскольку система целенаправ­ленна, ее взаимодействие с окружением включает приспособление для са­мосохранения и воздействия на среду для достижения цели. Система имеет внутреннюю структуру (упорядоченное множество отношений и связей между элементами) и внешнюю структуру (множество связей, отношений системы со средой). Выявление структуры позволяет раскрыть механизм жизнедеятельности системы, который проявляется через ее поведение. Сис­тема постоянно испытывает внешние «возмущения» (воздействия), которые способствуют жизнедеятельности (в данном случае говорят о входе в сис­тему). В свою очередь она воздействует на среду, чтобы изменить ее в бла­гоприятном для себя направлении (в данном случае говорят о выходе сис­темы). Поведение отражает связь между изменениями системы, которые возникают как результат взаимодействия ее внутренних элементов между собой и (или) с объектами окружения, и вызывающими эти изменения при­чинными воздействиями.

Жизнедеятельность системы включает функционирование и разви­тие. Функционирование направлено на сохранение системой целостности и устойчивости под воздействием возмущающих факторов, поддержание равновесия во взаимоотношениях со средой. Функционирование представ­ляет собой движение системы в рамках определенного системного качества без изменения ее основной структуры (организации). Пока изменения эле­ментов не сказывается на структуре, система сохраняет устойчивость. Но устойчивость системы относительна, т. е. конечно во времени и по отноше­нию к определенному параметру (группе параметров). Когда нарастающее несоответствие структуры изменившимся элементам делает ее несовмести­мой с ними, происходит ее ломка и установление новой структуры, т. е. система переходит на новую ступень развития.

Развитие общественной системы предполагает ее качественное не­обратимое преобразование в результате саморегуляции, повышение уровня ее организации и упорядоченности.

Системный подход к политике позволяет представить её как целостный, сложный, са­морегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодейст­вии с окружающей средой, прежде всего, с другими социальными сферами общества. Он позволяет исследовать каналы взаимодействия политической системы и окружающей среды, механизмы адаптации политической сис­темы, механизмы ее функционирования и развития. Важным нововведе­нием теории систем является понятие политической культуры, которая рас­сматривается в качестве порождения политической системы и одновре­менно обуславливает политическое действие, выходящее нередко за пре­делы этой системы в политологическом смысле.

Структурно-функциональный подход рассматривает политику как некоторую целостность, систему, обладающую сложной структурой, каж­дый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специ­фические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствую­щих потребностей системы и ее ожиданий. Важно определить какие струк­туры выполняют те или иные функции. Структурно-функциональный ана­лиз рассматривает механизм жизнедеятельности системы в некотором вре­менном «срезе».

4. Американский политолог В. Кей, который классифицирует их на две большие группы: политические партии и группы давления. Последние, в свою очередь, подразделяются на групповые объединения аграриев, рабочих, бизнесменов и т. д. В качестве критерия деления им выделяются такие признаки, как официальная и публичная борьба за контроль над государственной властью, в соответствии с которым партии участвуют в выборном процессе 'прямо', а группы давления пытаются 'косвенно', изнутри оказать на правительство влияние по отдельным вопросам33. Проблема разграничения видов групповых объединений остается и сегодня предметом научного анализа. Например, английский политолог Г. Джордан считает, что партии и группы давления с точки зрения их функциональных и организационных особенностей нередко перетекают друг в друга. Им делается предположение, что 'дефиниции партии и группы интересов должны частично совпадать, пересекаться, накладываться друг на друга: ведь перед нами не дискретные явления. Использование только одного критерия, такого, например, как 'не стремящиеся к власти", не дает удовлетворительного результата'34. В виде примеров он дает Шотландскую национальную партию и Российский гражданский союз. В первой есть формальное членство, внутренняя структура, контроль над местными администрациями, но нет крупного парламентского представительства, что приводит в английской политической системе к фактическому отсутствию у нее доступа к власти. Во втором случае объединение, отражавшее позиции определенной части парламентариев, могло как образовать новую политическую партию, так и скатиться с обычной группе давления, лоббирующей интересы ВПК. То же самое наложение происходит и с 'новыми' социальными движениями, лоббирующими свои интересы, где нередко различение с группами давления сводится к разнице интеллектуальных углов зрения их исследователей. Все это требует анализа каждого отдельного вида групповой организации.

Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономических порядков.

Внешние функции политических партий – наиболее важные функции партии, прежде всего, выражают ее нацеленность на борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы населения. Это:

Формирование общественного мнения – обеспечивая население информацией о программах и возможностях кандидатов, партии не только стимулируют свободный выбор каждым гражданином того или иного кандидата, но и сплачивают избирателей и кандидатов на определенной идеологической основе. В результате выбор избирателя происходит осмысленно, а не на основе веры.

Функция политического рекрутирования – (отбор и рекрутирование политических лидеров и элиты для всех уровней политической системы).

Функция агрегирования интересов – (т.е. согласования и обобщения разнообразных интересов). Данная функция явно преобладает у партий, действующих в условиях значительного многообразия.

Функция артикуляции интересов – партии обобщают интересы и формулируют их в программы, требования и лозунги, затем представляют их властным структурам. (Функция представительства интересов).

Политическая социализация – партии ведут борьбу за избирателя, по своему интерпретируют важнейшие политические конфликты и пути их преодоления. Благодаря деятельности партии, пропаганде – в обществе культивируются ценности и стереотипы поведения.

Функция институализации политического участия граждан – партии обеспечивают связь населения с государственными структурами, заменяют стихийные проявления общественно-политической активности населения формализованными способами, подверженными контролю со стороны своих лидеров. В этом отношении партии – одно из наиболее эффективных средств борьбы как с политической апатией людей, так и с неконституционными внеправовыми методами влияния на власть.

Происхождение: Партии и группы интересов как институты политического представительства появились относительно недавно, примерно в период Нового времени. Многие ученые связывают становление партий в странах Западной Европы и США с XIX – началом XX в., отмечая при этом, что протопартийные организации появляются примерно на рубеже позднего Средневековья и Нового времени. Вместе с тем общеизвестно, что и в Древнем мире (3), также существовали дифференцированные социальные группы и групповые интересы. Однако, политическая борьба оставалась по-прежнему соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентелы (объединение сторонников вокруг лидера).

В партогенезе можно выделить несколько этапов:

Начальный этап партогенеза уходит корнями в конец XVII – нач. XVIII вв.

С XIX в. – начинается второй этап партогенеза

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

(от гр.typos-отпечаток, форма, образец и logos-слово, учение) - сравнительное изучение структурных и функциональных особенностей деятельности политических партий.

строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей. Это прежде всего коммунистические и фашистские партии.

Существуют и другие типологии партий:

по принципу преследуемых целей – патронажные, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические, отстаивающие свою идеологию;

по принципу целей и политических ориентаций – коммунистические, социал-демократические и либеральные;

по принципу отношения к правящему режиму – легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры;

в зависимости от отношения к социальной действительности - консервативные; реформаторские; революционные; реакционные;

по наличию (отсутствию) представительства в парламенте партии подразделяются на: внепарламентские (то есть не имеющие представительства в парламенте) и парламентские политические партии. Последние, в свою очередь, делятся на мажоритарные – партии парламентского большинства (имеющие больше половины мест в парламенте), доминирующие (имеющие относительное большинство голосов) и миноритарные партии (имеющие меньшинство голосов либо вовсе одиночных представителей в парламенте);

по социальным основаниям (аграрная партия, например); по этническим (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»); по демографическим (женская объединенная партия Бельгии; Женская партия России); по культурологическим (например, партии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: