Основания, ресурсы и источники политической власти.




Ресурсы власти.

Власть, т.е. способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю, в том числе и преодолевая сопротивление других сил, базируется на использовании разнообразных средств и методов, в том числе – влиянии, авторитете, законе, прямом насилии и т.д. Совокупность этих средств и методов, которые позволяют субъекту власти влиять на ее объект, есть ресурсы власти. Другими словами, это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта на объект власти. По определению Р.Даля (р.1915), к ресурсам власти относится “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.

По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В древности власть опиралась главным образом на авторитет правителя, с ростом расслоения в обществе главными ресурсами власти стали богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествлялась с господством. В индустриальном обществе главным ресурсом власти становится организация, а на современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим средством властвования.

Существует несколько критериев для классификации ресурсов власти. По одной из наиболее распространенных систем типологий - антропологической, типы властвования различаются устойчивыми мотивами, лежащими в основе поведения субъекта и объекта власти. Конфуций считал ресурсами власти правителя - его личный пример и следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости и т.д. Н.Макиавелли выделил два главных мотива поведения человека - любовь и страх. Человек, которого боятся, способен управлять так же эффективно, как и тот, которого любят. Помимо страха и любви Макиавелли считал ресурсами власти также человеческие страсти и пороки.

Более поздние классификации, также основанные на антропологическом принципе, добавили к страху как ресурсу властвования убеждение и интерес. Убеждение может использоваться в качестве источника власти как в демократическом (в виде свободного выбора индивидом предпочтений и ценностей в политике), так и в тоталитарном обществе (с помощью всеобъемлющего контроля над информацией). Ресурс интереса является основой властных отношений преимущественно в условиях развитого демократического, гражданского общества, где политика выступает предметом своеобразной купли-продажи – обещания в обмен на избирательные голоса. Ресурсы власти отличаются циклом действия и эффективностью. Использование определенных ресурсов связано с существующим политическим режимом и некоторыми другими факторами, в том числе и традициями.

Одна из современных типологий, которая использует смешанные критерии, была разработана американским социологом О.Тоффлером (р.1928). По его мнению, в современном обществе наблюдается определенное “смещение” власти, так как в нем произошли серьезные изменения в самой системе ресурсов власти. На протяжении веков власть опиралась на три основных властных ресурса – силу, богатство и знания, причем все эти факторы действовали взаимосвязанно. В зависимости от того, какой ресурс выходил на первый план, устанавливались различные виды властвования. По Тоффлеру, власть, основанная на силе, представляет собой низший тип властвования и практически изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом и настоящем. Власть среднего качества связана с богатством, а власть высшего порядка основывается на знаниях, которые становятся в настоящее время решающим ресурсом власти. Определяющей тенденцией мирового развития является постепенный переход от власти “низшего” качества к власти “высшего” порядка. Таким образом, по мнению Тоффлера, современное общество развивается в направлении “антибюрократических форм власти”.

Основания власти.

Проблема оснований власти тесно связана с природой подчинения или, другими словами, мотивацией подчинения. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, то есть способность ее субъекта влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним применение негативных санкций. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает видентификацию подчиненного с руководителем. В этом случает достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Субъект и объект власти.

Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо: партия, комитет, совет, а также общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению с использованием установившегося порядка и организации. Это право представляет собой способность лица действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Таким образом, субъектом власти может быть любой непосредственный носитель, агент власти, воплощающий активное, направляющее начало власти.

С другой стороны, властные отношения, так же как и любые другие, подразумевают две действующие стороны: субъект и объект. Под объектом власти мы понимаем индивида, социальную группу, массу, класс, общество и т.д., то есть агента власти, на который направлено властное воздействие.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В принципе подчинение так же присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, является благоприятной питательной средой для деспотических режимов.

8. Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политической мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это - Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия -военно-политические факторы.

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные.

Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Функции государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная.

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий дтя 'удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальней среды обитания.

Внешние функции - функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внешних угроз - обороны страны.

Признаки государства:

наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

9. Термин политический режим — производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель — появился в западной литературе еще в XIX в., а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия.

Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.

. Х. Линц охарактеризовал авторитарные политические режимы как политические системы, для которых характерен ограниченный, хотя и не инициируемый сверху, политический плюрализм, отсутствие разработанной и ведущей идеологии при наличии однако определенного типа ментальности, отсутствие широкой и интенсивной политической мобилизации, исключая отдельные периоды развития. Это – системы, в условиях которых лидер или узкая группа осуществляют власть в нечетко определенных, но вполне предсказуемых границах. Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества довольствуется именно этим типом политического устройства. Термин авторитаризм, несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастаться ничем таким, чтобы их принципиально объединяло.

10. Г.Алмонд. Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, выступающих как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент целостности (государство, партии, группы давления, элиты, право и др.) выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Следовательно, система может рассматриваться не только в терминах «сохранение», «изменения» и «адаптация», но и «взаимодействие» структур, осуществляющих определенные функции. Все вместе они обеспечивают удовлетворение основных потребностей системы.

11. Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим (см. Приложение 1).

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юрист, 1997. - С. 36..

Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением Там же. - С. 37. (см. Приложение 2).

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Наука, 1994. - С. 45..

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными(конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира Там же. - С. 46..

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан - феномен, религиозный лидер является главой государства - «Государство в государстве»).

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Наука, 1996. - С. 53..

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Наука, 1996. - С. 54..

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

В свою очередь монархии бывают абсолютные и ограниченные (конституционные).

Среди республик выделяют: президентскую, парламентскую и смешанную.

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (КНРявляется исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства…

Конфедерация — форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.
Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

12. Теория политических систем К. Дойча

Переход развитых стран к информационным технологиям, приведший к массовому внедрению компьютерной техники в различные сферы жизнедеятельности общества, способствовал использованию в анализе социальных систем механистических моделей. Кибернетика отмечала сходство между поведением человека и «поведением» машины. Сходство моделей их поведения обусловлено тем, что самоорганизующиеся системы обладают способность самостоятельно реагировать на информацию, изменяя свое поведение или расположение. Если изменения эффективны и система достигает цели, то часть ее энергии, или внутреннего напряжения, обычно уменьшается. Эффективность действия системы зависит от двух переменных: передачи информации и механизмов подачи команд, направляющих и контролирующих действия.

Первым уподобил политическую систему кибернетической машине американский политолог К. Дойч (р.1912). Он рассматривал политическую систему в контексте коммуникационного подхода, при котором политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий.

Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении. На основе двух потоков информации принимаются политические решения, предполагающие последующие движения на пути к искомой цели. Поэтому управление К. Дойч уподоблял процессу пилотирования («вождения»): определение курса (например, корабля) на основе информации о его движении в прошлом и местонахождении в настоящее время по отношению к намеченной цели

13.

Теория политической системы Д. Истона.
Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д. Истона (р.1917), который определял политику как «волевое распределение ценностей». В этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. С одной стороны, политика предстает как относительно самостоятельная сфера, основное назначение которой – распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства общества. С другой стороны, политика есть часть более широкой целостности – общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.
Следовательно, полагал Д. Истон, системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны… Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать.
Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.

14. Классификация форм правления.

 

 

15.

Полиархия – это дословно (с греческого) – власть многих. В отличие от олигархии – власти ограниченного круга лиц.
Полиархия – идеал демократического общества, в котором все демократические институты развиты максимально эффективным образом; в котором все государственные должности выборные, а не назначаемые; в котором проводятся честные и открытые выборы органов власти; в котором граждане имеют полную свободу слова и самовыражения, а правительственные круги максимально открыты для диалога с обществом; в котором общественные организации максимально автономны.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что полиархического общества в мире нет. В любой стране власть принадлежит в той или иной мере олигархической группе, которая внешне разделена на несколько организаций или отдельных лиц.

Полиархия модифицирует обычные принципы теории управления большинства в следующих аспектах: кто представляет народ, какие права гарантированы меньшинству и каким образом, до какой степени электоральные и другие устройства способствуют управлению большинства, исчезают ли разные виды неравенства. Полиархия отличается от гегемонистического управления элит в следующем: количеством возможностей, доступных оппозиции для оспаривания правительственного поведения; количеством открытых конфликтов между политическими лидерами, а также открытым соревнованием в поддержку претендующих на лидерство, особенно посредством выборного голосования; периодическим проведением местных и федеральных выборов с участием соревнующихся между собой политических партий.

Теория полиархии непосредственно примыкает к неоэлитистским и плюралистическим концепциям элиты. Обе эти концепции в анализе сути политической системы демократических государств не являются противоположными. Они имеют больше точек соприкосновения, нежели различия. Общность концепций проявляется в главном: в признании не только классовой, но и надклассовой сущностиполитической системы, а также в утверждении, что весь народ не в состоянии принимать политические решения. Расхождение этих концепций находится в оценке способов функционирования "демократической" политической системы.

Представители плюралистических теорий объясняют политический процесс в современных странах как конкуренцию, взаимодействие между множеством заинтересованных групп, которые соперничают между собой в перераспределении властных возможностей, представляемых индустриальным обществом. Взаимодействие этих групп, их взаимная конкуренция гарантируют обществу то, что ни одна из групп не станет монопольно господствующей. Предполагается, что множество относительно независимых групп, создавая свои подразделения, могут участвовать в управлении обществом, причем, не столько навязывая свою волю другим группам, сколько отражая угрозы интересам своей группы. Эти группы возникают как со стороны правительства, так и других групп, тем самым, создавая разумный баланс сил в политической системе, а также между государством и обществом.

В соответствии с концепцией "плюралистической демократии" в современном обществе невозможно осуществление непосредственной демократии, так как ни одна группа населения или класс не обладают монополией на власть. Организации, выражающие их интересы, выступают как группы давления на властные структуры. Несмотря на то, что индивид не участвует непосредственно в выработке политических решений правительства, для него всегда есть возможность вступить в формальную организацию, способную влиять на структуры власти.

Плюралистический подход предполагает то, что дифференцированность современного общества, включающего большое число различных групп (региональных, этнических, религиозных, профессиональных и др.), создает потенциал для образования организаций, выражающих эти специфические интересы (А. Токвиль, Д. Трумен, Дж. Гелбрейт и др.).

Теория полиархии Р. Даля

Сущность полиархии, ее основные признаки и особенности, а также предложенная известным американским политологом Робертом Аланом Далем "Теория полиархии". Отличие полиархии от демократии. Проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии.

Дж. САРТОРИ

Пересматривая теорию демократии

Осуществляя у себя демократию, определяемую как выборная (elective) полиархия, мы не обращаемся тем самым к налаживанию “хорошего” функционирования системы, так как соперничество на выборах не обеспечивает качества результатов, а только демократичность, способа их достижения. Остальное же — то, насколько ценен конечный результат, — зависит от качества (не только от отзывчивости) руководства. Однако, хотя сплошь и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: