Задача 1. Множественная линейная регрессия




- объём продаж товара А, ед. (или спрос);- средний доход потребителя, тыс. руб.;- цена товара А, руб.;- цена товара Б, руб.;

1. Вычислите описательные статистики. Проверьте характер распределения признаков. При необходимости удалите аномальные наблюдения;

2. Постройте уравнение множественной регрессии в линейной форме с полным набором факторов, дайте экономическую интерпретацию полученных результатов. Рассчитайте интервальные оценки его коэффициентов и дайте им экономическую интерпретацию;

3. Дайте сравнительную оценку силы связи факторов с результатом с помощью средних коэффициентов эластичности;

4. Оцените статистическую значимость уравнения регрессии и его параметров с помощью критериев Фишера и Стьюдента, сопоставьте результаты t-статистик с интервальными оценками коэффициентов регрессии;

5. Оцените качество уравнения через среднюю ошибку аппроксимации.

6. Постройте матрицу парных коэффициентов корреляции. Сделайте вывод о силе связи результата и факторов. Определите критическое значение rкр для выборочных парных коэффициентов корреляции по таблице Фишера-Йетса и проверьте значимость каждого из коэффициентов на уровне значимости a=0,05.

7. Выберите лучшую факторную переменную из рассмотренных и обоснуйте свой выбор.

Выясните, является ли товар А высокоэластичным или низкоэластичным? Ценным? Традиционным? Взаимодополняющим или взаимозамещающим по отношению к товару Б?

Решение:

1. Вычислим описательные статистики

 

  s d p q
Среднее 0,761 0,630 1,351 0,963
Стандартная ошибка 0,053 0,056 0,081 0,055
Медиана 0,77 0,54 1,31 1,03
Мода 0,93 0,41 #Н/Д 1,33
Стандартное отклонение 0,301 0,315 0,457 0,311
Дисперсия выборки 0,091 0,099 0,209 0,097
Эксцесс -0,517 -0,061 -0,747 -0,598
Асимметричность 0,247 0,893 -0,041 -0,638
Интервал 1,19 1,13 1,78 1,05
Минимум 0,31 0,27 0,3 0,3
Максимум 1,5 1,4 2,08 1,35
Сумма 24,35 20,17 43,22 30,81
Счет        
Наибольший(1) 1,5 1,4 2,08 1,35
Наименьший(1) 0,31 0,27 0,3 0,3
Уровень надежности(95,0%) 0,109 0,114 0,165 0,112
Коэффициент вариации 0,396 0,499 0,339 0,323

 

Коэффициент вариации факторных переменных d и р больше 0,33 значит по данным признакам совокупность не однородна. Коэффициент вариации факторных переменных q меньше 0,33 значит по данным признакам совокупность однородна.

Закон нормального распределения признаков говорит о том, что мода и медиана очень близки друг к другу, такое распределение считается нормальным.

Значения эксцесса отличны от 0, что не удовлетворяет условиям нормального распределения. Но в целях изучения мы проведем исследование.

Значения асимметрии считаются нормальными если они близки к 0. Наиболее близок к этому значению р - цена товара А.

2. Построим уравнение множественной регрессии в линейной форме с полным набором факторов

 

  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика
s-пересечение 1,221 0,270 4,521
Переменная d 0,201 0,172 1,169
Переменная p -0,219 0,114 -1,925
Переменная q -0,303 0,185 -1,633

 

Уравнение регрессии имеет вид:

 

у = 1,221 + 0,201d - 0,219p - 0,303q

 

С увеличением дохода потребителей на 1 тыс. руб. объем продаж возрастает на 0,201 руб. С увеличением цены товара А на 1 руб. объем продаж уменьшается на 0,219 руб. С увеличением цены товара В на 1 руб. объем продаж уменьшается на 0,303 руб.

Рассчитаем интервальные оценки коэффициентов уравнения регрессии.

 

  Коэффициенты Нижние 95% Верхние 95%
s-пересечение 1,221 0,668 1,775
Переменная d 0,201 -0,151 0,552
Переменная p -0,219 -0,451 0,014
Переменная q -0,303 -0,683 0,077

 

С увеличением дохода потребителей на 1 тыс. руб. объем продаж уменьшается максимум на 0,151руб. или увеличится как максимум на 0,552. С увеличением цены товара А на 1 руб. объем продаж уменьшается максимум на 0,451руб. или увеличится как максимум на 0,014. С увеличением цены товара В на 1 руб. объем продаж уменьшится максимум на 0,683руб или увеличится как максимум на 0,077руб.

В границы доверительных интервалов всех переменных попадает 0, это свидетельствует о статистической незначимости и ненадежности рассматриваемых коэффициентов.

3. Вычислим коэффициент эластичности:

 

 

То есть с увеличением дохода на 1% от своего среднего уровня, средний объем продаж увеличивается на 0,166% от своего среднего уровня, а с увеличением цены на товар А на 1% от своего среднего уровня, средний объем продаж уменьшается на 0,389% от своего среднего уровня, а с увеличением цены на товар В на 1% от своего среднего уровня, средний объем продаж уменьшается на 0,383% от своего среднего уровня.

Наиболее сильное влияние на объем продаж оказывает цена товара А, наименьшее доход потребителя.

3. Оценим статистическую значимость уравнения регрессии и его параметров с помощью критериев Фишера и Стьюдента, сопоставим результаты t-статистик с интервальными оценками коэффициентов регрессии.

Находим наблюдаемое и фактическое значение критерия Фишератабл(α=0,05)=4,12факт = 11,988табл<Fнабл то уравнение в целом статистически значимо и надежно

Проверим значимость параметров с помощью критерия Стьюдента

  Коэффициенты t-статистика
s-пересечение 1,221 4,521
Переменная d 0,201 1,169
Переменная p -0,219 -1,925
Переменная q -0,303 -1,633
Табличное(критическое) значение статистики Стьюдента 2,0423

 

Найдем tкрит(α=0,05; f=32)=2,0423крит>tнабл для переменных d, р, q значит эти коэффициенты регрессии незначимы и ненадежны.

. Вычислим среднюю ошибку аппроксимации:

 

 

В среднем расчётные значения отличаются от фактических на 15.2%, что превышает допустимые пределы 8%-10%, следовательно, с этой точки зрения можно считать выбор уравнения неудачным.

5. Построим матрицу парных коэффициентов корреляции.

 

  s d p q
s        
d 0,624      
p -0,663 -0,599    
q -0,676 -0,691 0,660  

 

Проверим значимость коэффициентов корреляции на уровне значимости α=0,05.

Рассчитаем фактические значения критериев по формуле:

 


Табличное(критическое) значение статистики Стьюдента, определенное на уровне значимости α=0,05 при числе степеней свободы f=32равно:крит(α=0,05; f=32)= 2,0423

 

  s d p q
s        
d 4,377      
p 4,857 4,092    
q 5,028 5,242 4,809  

 

По критерию t все коэффициенты значимы.

По матрице коэффициентов видим, что наибольшее влияние на объем продаж оказывает цена товара Б, наименьшее доход потребителя.

Множественный коэффициент корреляции равен R = 0,75, то есть связь между спросом (у) и включенными в модель факторами (х) высокая.

Коэффициент детерминации значит вариация спроса s на 56,2% объясняется вариацией включенных в модель факторов и на 43,8% зависит от других факторов

6. Рассчитаем значения коэффициентов детерминации R2 объясняющих переменных по всем остальным переменным, то есть в качестве зависимой переменной выбираем последовательно все переменные: s, d, p, q все остальные объясняющие переменные в качестве независимых.

 

Зависимая переменная Независимая переменные R2 R
s d, p, q 0,562 0,75
d s, p, q 0,537 0,733
p d, s, q, 0,536 0,732
q d, p, s, 0,61 0,781

 

Анализ оценок детерминации показал наличие тесной связи между объясняющей переменной q и всеми остальными признаками.

Лучшая факторная переменная q так как от нее в большей степени зависит изменение s.

Эластичность по модулю больше 1 значит товар высокоэластичный.

Товары А и Б могут являться взаимодополняемыми, но не являются взаимозаменяемыми так как коэффициенты эластичности изменяются однонаправлено, так как все коэффициенты регрессии показывают, что связь между ценой товара А и остальными факторами сильная, то товар традиционен, и так как коэффициенты эластичности по модулю меньше 1 значит товар не ценен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: