Семинар 2. Конфиденциальное делопроизводство




Городнянская Светлана

ДОК/бак-18

Семинар 2. Конфиденциальное делопроизводство

1. Основные этапы становления законодательства в области охраны интеллектуальной собственности.

В мире институт охраны Интеллектуальной собственности сформировался в XVIII в. в связи с необходимостью торговли нематериальными результатами труда. Это был особый товар, со своими характерными свойствами, касающийся объектов искусственного характера.

В части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1995 года, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), отнесены к объектам гражданских прав (ст. 128). Исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализация продукции, выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.) признается в порядке и в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 138) и другими законами.

Правовая охрана интеллектуальной собственности в России так же, как и в других странах, регулируется гражданским законодательством, обслуживающим гражданско-правовые отношения.

Субъектами таких правоотношений, или субъектами права по поводу объектов интеллектуальной собственности, могут выступать как юридические, так и физические лица.

В качестве актов гражданского законодательства, имеющих прямое отношение к охране интеллектуальной собственности, в первую очередь следует назвать Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ”(от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” (от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем” (от 23 сентября 1992 г.), закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” (от 9 июля 19УЗ г.).

Регулирование правоотношений по поводу интеллектуальной собственности осуществляется в Российской Федерации смежными правовыми институтами: институтом авторского права и институтом патентного права. Охрана результатов интеллектуальной деятельности, не подпадающих под действие ни авторского, ни патентного права, осуществляется нормами специального гражданского законодательства.

2. Патентное законодательство Российской Федерации.

Субъекты патентного права:

- Первоначальным субъектом патентного права является автор — гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности;

- Патентообладатели. Это физические лица, группы лиц и организации, которые обладают исключительным правом использования изобретения;

- Работодатели авторов служебных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов приобретают исключительное право на соответствующий объект и на получение патента, если договором с работником или Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) не предусмотрено иное;

- Заказчики;

- РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, которые приобретают исключительное право и право на получение патента, либо право на использование соответствующего объекта на условиях безвозмездной простой лицензии в соответствии с государственным или муниципальным заключённым контрактом и ГК РФ;

- Наследники и иные правопреемники обладателя;

- Иные субъекты, которые могут приобрести права на изобретение и т. д. на основании договора об отчуждении права, лицензионного договора или решения суда о предоставлении принудительной лицензии;

- Роспатент;

- Патентные поверенные;

- Суд по интеллектуальным правам.

Объектами патентного права являются:

Изобретение. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Не являются изобретениями:

-открытия;

-научные теории и математические методы;

-решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

-правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

-программы для ЭВМ;

-решения, заключающиеся только в представлении информации.

-Полезная модель. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Законодатель не требует наличия изобретательского уровня для полезных моделей.

3. Современное законодательство в области охраны авторских и смежных прав.

Закон об авторском праве и смежных правах или законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности в настоящее время состоит из единого документа четвертой части Гражданского Кодекса, вступившей в силу с 1 января 2008 г., что явилось логичным продолжением традиции регулирования правоотношений Гражданским Кодексом РСФСР 1964 г.

До 2008 г. законодательство условно делилось на две группы:

-Закон об авторском праве и смежных правах;

-Законодательство об объектах промышленной собственности: Закон о патентах и Закон о товарных знаках.

В настоящее время законодательство об авторском праве в Российской Федерации регулируется нормативными правовыми документами трех уровней:

-международные договоры;

-федеральное законодательство;

-подзаконные акты.

Историю развития авторского права в России, в том числе некоторый порядок вступления России в международно-правовые договоры об авторском праве можно посмотреть в разделе История авторских прав. В данном разделе представляется целесообразным остановиться поподробнее на ключевых международных соглашениях Российской Федерации в области авторского права: Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции Парижского Акта от 24 июля 1971 г.) и Всемирной Конвенции об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г.).

Указанные международные соглашения устанавливают для стран-участников принцип национального режима, минимальный режим охраны произведений и отсутствие формальностей для предоставления охраны произведениям. Принцип национального режима предоставил возможность иностранным правообладателям пользоваться на территории Российской Федерации тем же объемом прав и обязанностей, что российские правообладатели.

Указанные международные соглашения вступили на территории России одновременно в 1995 году, однако, они имеют отличия. Так Бернская Конвенция предусматривает более высокий уровень предоставления охраны иностранным правообладателям, в частности, Бернская Конвенция вводит режим ретроохраны или восстановление охраны ряда произведений иностранных авторов. Поэтому Парижская редакция

Всемирной Конвенции явилась промежуточным этапом для подготовки законодательства России, а также других гражданских институтов общества к полному выполнению требований Бернской Конвенции, что и произошло в 2004 году после внесения изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», которые подтвердили режим ретроохраны.

Российская Федерация признает непосредственное действие Бернской конвенции на своей территории. Российские суды ее применяют непосредственно при решении вопросов защиты прав иностранных правообладателей.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ исходят из приоритета международных договоров.

Ключевым нормативным правовым актов федерального уровня является Закон Российской Федерации»Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г. №5351—1, который в настоящее время полностью соответствуют всем ключевым международным соглашениям в сфере авторского права и является хорошо систематизированным, содержательным и последовательным.

Наиболее органично с этим Законом связан Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 № 3523—1.

Так как программа для ЭВМ согласно Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» является произведением. Закон «О правовой охране…» вводит несколько новых полномочий правообладателя в отношении созданных программ, наиболее существенным из которых является возможность государственной регистрации программы для ЭВМ в федеральном органе по интеллектуальной собственности. Также существовал Закон Российской Федерации»О правовой охране топологий интегральных микросхем». Этот закон регламентировал правовой режим создания, использования, передачи прав на такой объект интеллектуальной собственности как топологии интегральных микросхем. Указанный Закон также уполномочивает автора микросхемы по желанию осуществить государственную регистрацию микросхемы в федеральном органе по интеллектуальной собственности.

Важную роль играют и кодифицированные федеральные законы, регулирующие в основном общие вопросы, а также вопросы ответственности за соответствующие правонарушения и подзаконные акты.

4. Защита авторских прав разработчиков программного обеспечения.

Существуют две основных формы юридической защиты авторских прав программного продукта – это ограничение прав пользования и регистрация программы ЭВМ.

Права пользования (лицензия) — это передача неисключительных права на использование программного продукта с различными ограничениями. Практически все программы, в том числе бесплатные и с открытым исходным кодом, имеют лицензионное соглашение. Использование ПО возможно только после принятия соответствующего соглашения. Обычно принятие условий лицензии происходит в электронном виде прямо в интерфейсе ПО, хотя возможно и документальное подтверждение. Обычно в нем детально расписаны права и обязанности сторон: к примеру, со стороны разработчика – поддержка на протяжении нескольких лет, обновления и расширения функциональности, со стороны пользователя – запрет на копирование, распространение или установку на других компьютерах. Лицензионное соглашение, вне зависимости от формы заключения, является документом с юридической силой, потому его нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Регистрация программы ЭВМ - специальная процедура, предусмотренная российским законодательством. Несмотря на то, что законы не требуют специального регистрирования права на ПО, у автора и правообладателя есть такая возможность. Это дополнительная степень защиты авторских прав на программный продукт. Для регистрации программы ЭВМ требуется подготовить пакет документов:

-часть кода программы (предоставляется в электронном виде);

-анкета, содержащая данные об авторе и правообладателе;

-реферат – название, аннотация, краткая суть работы ПО, вклад авторов в его разработку (в процентном соотношении), дополнительные материалы – таблицы и т.д.;

-доверенность – если правообладатель подает заявку не лично.

Документы вместе с заявкой на регистрацию и квитанцией об оплате специального сбора направляются в Федеральный институт промышленной собственности или в Роспатент. Там специалист-патентовед проведет анализ предоставленной информации, и если все выполнено правильно, зарегистрирует программу в государственной базе и выдаст свидетельство об охране прав на программу для ЭВМ.

Процедура регистрации особенно необходима, если авторство и права на код ставятся под сомнение и становятся предметом судебных разбирательств. Свидетельство об охране программы для ЭВМ станет веским доказательством на судебных слушаниях. Кроме того, свидетельство – официальное подтверждение исключительных прав на ПО и аргумент в спорах по выявлению плагиата или контрафакта.

5. Право собственности на информационные ресурсы.

Собственниками информационных ресурсов могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, муниципальные образования. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются общими нормами гражданского законодательства. Закон конкретизирует общие нормы применительно к данному объекту. Так, в силу ст. 6 Закона об информации физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми предусмотренными законодательством правами. Он устанавливает правила обработки информационных ресурсов, защиты, доступа к информации и т. п.

Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта (касающиеся оценки, учета, погашения стоимости и др.). Государство имеет право выкупа документированной информации, находящейся в частной собственности, в случае отнесения ее к государственной тайне.

Государственные информационные ресурсы могут находиться в ведении:

федеральном;

совместном и субъектов РФ;

субъектов РФ.

6. Информация с ограниченным доступом.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В информации ограниченного доступа, в свою очередь, выделяется государственная тайна.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Ограничение доступа к информации устанавливается только федеральными законами (ст.3 указанного Федерального закона). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст.7 указанного Федерального закона).

Перечень нормативных актов, относящих сведения к государственной тайне и регулирующих отношения в области защиты сведений, отнесенных к государственной тайне:

· Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

· Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 №1895.

7. Виды информации с ограниченным доступом.

Информация с ограниченным доступом в зависимости от субъектного состава:

-Информация, содержащая государственную тайну;

-Конфиденциальная информация.

Конфиденциальность – обязательное для выполнения лицом, получившего доступ к определенной информации, требование не передавать данную информацию третьим лицам без их согласия.

Признаки и условия охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом:

Информация должна быть документирована, то есть содержаться на материальном носителе;

Соответствие информации ограничениям, установленным в законодательстве. Это значит:

Не должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой запрещено законом;

Должна подпадать под перечень информация, ограничение доступа к которой установлено ФЗ.

Защита установлена ФЗ, см. ст. 16 ФЗ «Об информации».

Защите подлежит любая информация, неправомерное использование которой может нанести вред владельцу, пользователю, собственнику или иному лицу.

8. Правовое регулирование доступа.

- ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

- Закон об информации (ст. 11).

- Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14).

- ФЗ «Об актах гражданского состояния» № 143-ФЗ.

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: