мимические мышцы лица/гипомимия, сглаженность носогубных складок, ассиметрия лица/__________________________________________________
губы/норма, толстые/тонкие, наличие расщелины; подвижность: подвижные, малоподвижные/_________________________________
зубы/крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, норма/_________________________________
прикус/передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный/_________________________________________________
небо твердое/готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, норма/______________________________________________________
язык/толстый, маленький, узкий, раздвоенный, невыраженность кончика, норма; тремор, девиация/отклонение/языка в сторону/
____________________________________________________________
подъязычная уздечка/короткая, норма/___________________________
2. Состояние речевой моторики:
подвижность артикуляционного аппарата________________________
удержание позы______________________________________________
объем движений/строго ограничен, неполный, снижение амплитуды артикуляционных движений, в полном объеме/_____________________________________________________
способность к переключению__________________________________
вегетативные расстройства/саливация: постоянная, усиливающая при определенных условиях/_______________________________________
Мальчик/что делает?/_________________________________________
Дети/что делают?/____________________________________________
Девочка/что делает?/__________________________________________
Девочки/что делают?/_________________________________________
Мальчик/что делал?/__________________________________________
Дети/что делали?/____________________________________________
Девочка/что делала?/__________________________________________
Солнце/что делало?/__________________________________________
Ж) согласование числительных 1, 2, 5 с существительными:
1 2 5
яблоко_____________________________________________________
шар________________________________________________________
елка________________________________________________________
кукла_______________________________________________________
2. Словообразование:
а) понимание и образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
стол________________________________________________________
шапка______________________________________________________
кровать_____________________________________________________
ложка_______________________________________________________
дом________________________________________________________
коляска_____________________________________________________
б) образование прилагательных от существительных:
дерево /деревянный/__________________________________________
железо______________________________________________________
береза______________________________________________________
стекло______________________________________________________
морковь_____________________________________________________
в) образование глаголов движения с помощью приставок:
ходит_______________________________________________________
бежит_______________________________________________________
летит_______________________________________________________
г) образование глаголов от звукоподражаемых слов/кто голос
Состояние общей моторики:
координирование движений/нарушение координации, движений; тремор; норма/_______________________________________________
состояние тонкой моторики/моторика ограничена; недостаточная мелкая моторика; норма/______________________________________
ведущая рука (правая, левая)___________________________________
Общее звучание речи:
разборчивость /речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая; разборчивость речи не нарушена/норма/_________________________________________________________________________________________________________
дыхание /свободное; затрудненное; поверхностное; неровное; неритмичное/________________________________________________
голос/сильный, звонкий/норма/; недостаточная сила голоса- тихий, слабый, истощающийся;
нарушение тембра голоса: глухой, сдавленный, хриплый, назализованный, напряженный, дрожащий/
просодическая организация звукового потока
выразительность /нарушение интонационного оформление речи; отсутствие голосовых модуляций/ голос немодулированный/; слабая выраженность голосовых модуляций/норма/________________________________________________________________________________________________________
темп речи/ нормальный; тахилалия; брадилалия; запинки/____________________________________________________
ритм речи/ нормальный; растянутый; скандированный; зависит от проявления гиперкинезов/____________________________________________________________________________________________________________
Связная речь:
а) Составление рассказа по картинке
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Составление рассказа по серии картин
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Пересказ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Описательный рассказ /или рассказ по представлению/
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем мальчик режет хлеб?______________________________________
Чем покрыто тело кошки?_____________________________________
За чем дети идут в лес?________________________________________
в) преобразование имен существительных И.п. ед. ч. во множественное:
стол/столы/__________________________________________________
стул________________________________________________________
ухо_________________________________________________________
глаз________________________________________________________
лопата______________________________________________________
жук________________________________________________________
карандаш___________________________________________________
ведро_______________________________________________________
окно________________________________________________________
дом________________________________________________________
г) образование Р.п. мн.ч. существительных /чего много?/:
яблоко/яблок/________________________________________________
кукла_______________________________________________________
колесо______________________________________________________
охотник_____________________________________________________
картина_____________________________________________________
карандаш___________________________________________________
д) согласование прилагательных с существительными ед. и мн. ч. в роде:
шар/красный/________________________________________________
мяч/синий/__________________________________________________
звезда______________________________________________________
машина_____________________________________________________
платье______________________________________________________
ведро_______________________________________________________
помидоры___________________________________________________
носки_______________________________________________________
веселый____________________большой_________________________
светлый____________________сильный_________________________
холодный___________________смелый__________________________
Вывод: словарный запас:
- резко ограничен
- беден
- в пределах обихода
- достаточный
Грамматический строй речи:
а) характеристика употребляемых предложений____________________________________________________________________________________________________________
б) последовательность слов в предложении____________________________________________________________________________________________________________
в) простейшие предлоги_______________________________________
г) сложные предлоги__________________________________________
д) составить предложение по опорным словам:
лампа, над, стол, висит________________________________________
книга, на, стол, лежит_________________________________________
растут, под, грибы, деревом____________________________________
дети, вышли, из, лес__________________________________________
1.Словоизменение:
А) изменение по падежам:
У меня есть…../карандаш/_____________________________________
У меня нет….._______________________________________________
Я рад красному______________________________________________
Я сломал____________________________________________________
Я рисую____________________________________________________
Я говорю о__________________________________________________
Б) употребление существительных в различных падежах /по картинкам/:
На кого смотрят дети? /на лису, на птиц и т.д./____________________
Кого кормит девочка?_________________________________________
Чем девочка ест суп?__________________________________________
Словарь:
1. Предметный словарь:
а) название предмета по картине или по непосредственному предъявлению:
- части лица, туловища; одежда, обувь, предметы окружающей обстановки и т.д._____________________________________________
- предметы, малознакомые детям/кресло, подоконник, конура, театр, облако, беседка, пристань, памятник, трамвай и т.д./____________________________________________________________________________________________________________________
б) название предмета по описанию______________________________
в) название предмета по действию:
режем чем?__________________________________________________
шьем чем?___________________________________________________
пилим чем?__________________________________________________
смотрим чем?________________________________________________
нюхаем чем?_________________________________________________
г) объяснение значения слов:
холодильник_________________________________________________
пылесос_____________________________________________________
д) уровень обобщений:
лук-репа-морковь_____________________________________________
яблоко-груша-апельсин_______________________________________
шкаф-стол-диван_____________________________________________
чашка-вилка-ложка___________________________________________
автобус-машина-поезд________________________________________
корова-овца-собака___________________________________________
тапки-сапоги-туфли___________________________________________
е) обобщающие слова с деталями:
части тела
детали одежды
детали мебели
детали посуды
детеныши домашних и диких животных___________________________________________________
ж) дифференциация близких понятий:
вагон-паровоз____________________платье-сарафан______________
трамвай-поезд_______________________река-озеро_______________
куст-дерево_________________________шапка-шляпа_____________
з) слова-анонимы:
друг_______________________________________________________
храбрость___________________________________________________
счастье_____________________________________________________
2. Глагольный словарь:
а) название действий /по картинкам, по демонстрации/:
- действия, связанные с повседневной жизнью ребенка/сидит, бежит, прыгает, идет, умывается и т.д./________________________________
- действия, не связанные с повседневной жизнью ребенка/строгает, шьет, полощет, ползает, цветет, красит, вяжет и т.д./________________________________________________________
б) название действий по вопросу:
что делает?/мальчик, собака и т.д./________________________________________________________
что сделал?__________________________________________________
что будет делать?____________________________________________
в) что делают люди/по профессиям?/:
учитель_____________________________________________________
шофер______________________________________________________
портной_____________________________________________________
летчик______________________________________________________
врач________________________________________________________
повар_______________________________________________________
г) название предмета по характерным для него действиям или состояниям:_________________________________________________
молния_____________________________________________________
на пляже____________________________________________________
гром________________________________________________________
в лесу_______________________________________________________
солнце______________________________________________________
дома________________________________________________________
д) дифференциация близких понятий/по картинкам/
моет-купает-стирает__________________________________________
сажает-сеет-косит____________________________________________
шьет-вяжет-вышивает_________________________________________
Словарь признаков
а) название качественных прилагательных по предметам или картинкам:
- цвет/красный, синий, темный, светлый и т.д./____________________
- форма/круглый, квадратный, плоский, выпуклый и т.д./________________________________________________________
- величина/большой, маленький, узкий, широкий, высокий, низкий, толстый, тонкий и т.д._________________________________________
- по назначению /столовый, чайный, сапожный, книжный и т.д./________________________________________________________
- по вкусу/кислый, сладкий, соленый, горький и т.д./________________________________________________________
- по состоянию/гадкий, острый, скользкий, умный, глупый, мокрый и т.д./________________________________________________________
-по эмоционально-волевым качествам/храбрый, ленивый, неуклюжий, быстрый и т.д./____________________________________
____________________________________________________________
- по материалу/стеклянный, деревянный, железный и т.д./____________________________________________________________________________________________________________________
б) название притяжательных прилагательных:
- относящихся к именам людей
чей дом?____________________________________________________
чья машина?_________________________________________________
чье белье?___________________________________________________
чьи книги?__________________________________________________
-относящихся к названию животных
чей хвост?___________________________________________________
чья голова?__________________________________________________
чьи уши?____________________________________________________
в) объясните значение слов:
храбрый____________________________________________________
сильный____________________________________________________
г) подбор антонимов:
широкий_______________________больной______________________
длинный_______________________прямой_______________________
высокий________________________сухой________________________