1. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Семья, как социальный институт, играет первостепенную роль в обеспечении жизнедеятельности общества и выполняет следующие функции: репродуктивную, воспитательную, экономическую, бытовую и рекреационную. Безусловно, важнейшей функцией семьи, наряду с репродуктивной, является воспитательная. Известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта с взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.
При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. Таким подходом в наибольшей мере пользовался Э. Берджесс. Он рассматривал семью как «единство взаимодействующих личностей». Здесь просматривается тенденция к изучению семьи на макроуровне. Однако, как в отечественной, так и в зарубежной социологии семьи прослеживается тенденция объединить микро и макроуровень. И oдним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы.
|
Так пытались совместить микро и макроанализ Т. Парсонс и К. Дэвис. Сущность социального феномена семьи в том, что ее стабильность зависит как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Здесь следует избегать отклонения в одну из сторон этого объединения. Согласно мнению Парсонса, семья является подсистемой общества, не противостоит ему и обеспечивает стабильность, устанавливает отношения с другими социальными системами. Дэвис же считает, что переход форм семьи от традиционных к современным связан с трансформированием социокультурных норм высокой рождаемости и распространением новых – низкой рождаемости. Таким образом, переход обусловлен изменениями в системе ценностей и норм семьи и брака. Причем распад ценностной системы, поддерживавший расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
|
Семья является одним из самых важных факторов социализации личности. Ведь весь опыт, все накопленные в семейной среде нормы поведения, морали и многое другое, что приобретается в семье, остается потом с человеком на всю жизни. Вся основа личности закладывается именно в семье. Структура личности начинает формироваться у ребенка уже с первых дней общения со своими родителями, родственниками и всеми членами семьи.
В процессе воспитания ребенка развивается и обогащается и личность воспитателя, повышает его социальный опыт. Некоторые родители, воспитывая своего ребенка, так же, намерено занимались и собственным воспитанием, что является прекрасной позицией, к сожалению, не получившей широкого распространения.
Родители играют очень важную роль в жизни каждого. Чаще всего, ребенок перенимает от родителей все образцы поведения, старается походить на них. От родителей во многом зависит то, как будет вести себя ребенок, какими качествами преобладать, какие иметь ценности.
2. Явление протеста сопровождает активность человека на протяжении все‑ го жизненного пути; протест играет заметную роль в становлении личности и взрослении, в процессе взаимоотношений со значимыми людьми.Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого «переходного возраста» у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13 – 14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
|
Целесообразно выделить разные формы протеста, такие как оппозиция, недовольство, аномия, эскапизм, негативизм, эмансипация и др., которые мало описаны в научной литературе, недостаточно дифференцированы, часто синонимизированы. Кроме того, в научном междисциплинарном дискурсе протест и его разновидности чаще рассматриваются в негативном свете. Функционирование разных форм протеста обычно сопряжено с внутренними противоречиями и внешними конфликтными условиями, «запускающими» их формирование и обусловливающими дезадаптации и деструктивное поведение. Напротив, реакция эмансипации, будучи малоисследованной формой протеста, занимает особое положение и заметно отличается от других видов протеста с выраженными негативными проявлениями, ограничивающими личностное развитие. Эта форма протеста (возможно, не единственная) имеет положительный смысл и часто употребляется в контексте независимости, свободы, ответственности. Вместе с тем в психологии девиантного поведения отмечается, что эмансипация может выступать движущей силой асоциального и антисоциального поведения.
Сремление к самостоятельности и эмансипации является необходимым условием развития личности и фактором становления взаимоотношений со значимым окружением. Кроме того, именно реализация собственных эмансипационных тенденций (в противовес зависимости и привязанности) способствует формированию личностных структур и их гармоничному сочетанию. Задача личности — формирование и принятие своего уникально‑ го образа целостной личности, а затем трансляция масштаба собственного об‑ раза на социум. Причем динамичная экспансия структуры собственной личности на социальное окружение должна соответствовать масштабу субъекта, т. е. способности человека влиять на соответствующее его потребностям и возможностям определенное количество людей.
3. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Социальная активность подростка формируется на основе большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность ее признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом. Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои права и ограничить их у взрослых. Имея обостренное чувство собственного достоинства, осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослым. И если взрослый сам проявит инициативу, переход к новому типу отношений пройдет гладко, тем более что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для его подготовки к будущей жизни. Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми.
Формирование у подростка качественно новых психических образований – элементов взрослости – возможно в результате «перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов и учебно–познавательной деятельности, а также морально–этических инстанций, опосредующих деятельность, поведение, отношения».
Еще раз подчеркнем, что разные стороны взрослости проявляются и формируются не одинаково. Это объясняет сосуществование в подростке детскости и взрослости – детский облик и взрослые интересы, «детский» паспортный возраст и наличие профессиональных намерений. Все это доказывает, что даже в одном подростке уровни развития разных сторон взрослости различны. В современных подростках одни черты взрослости благоприятно действуют на формирование личности, а другие тормозят его. Важно, что в этот период начинают формироваться социальные и моральные установки.
4. Главной проблемой подросткового возраста являются отношения между детьми и родителями. В этот период формируются взаимоотношения, которые основаны на доверии, уважении и равенстве. Во многих семьях этот процесс проходит безболезненно. Но есть и семьи, в которых протекание данного процесса проходит на достаточно тяжелом уровне, так как родители предъявляют к подросткам жестокий контроль и не освобождают от своей опеки. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. В этот период подростки начинают противостоять родителям, отделяться от них. Они становятся грубыми, раздражительными, часто не слушают родителей, ставят свое «я» превыше всего. Резки, критикуют взрослых. Это происходит вследствие того, что «пубертатный период» - это период когда подросток «уже не ребенок, но еще и не взрослый». Происходят физиологические, психологические и социальные изменения в жизни ребенка.
В подростковом периоде часто происходит «бунт» отношений, барьеры в отношениях с родителями, которые приводят к конфликтам.
По Немову Р.С., существуют характерные отличия в оценках воспитания матерей и отцов девочек-подростков. При позитивном интересе у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость.
У отцов доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, исключается силовое давление. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. Автономность мамы отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца - выражается в лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. \
Существуют парадоксы детско-родительских отношений:
- Парадокс слушания: когда ожидания родителей не совпадают с наблюдением за ребенком. Отсутствует агрессия, вспыльчивость, грубость, взамен которым приходит «молчаливый протест», самобичевание, аутоагрессия.
- Парадокс независимости: это демонстрация автономии и самостоятельности в симбиозе с потребностью в понимании, поддержке и заботе со стороны родителей.
- Парадокс конфликтности: наличие пубертатного скачка и взрослого, который в данный момент находится с подростком, его влияние на ребенка.
Парадоксы в отношениях подростков и родителей не являются барьерами в гармоническом развитии подростков. Это лишь основания взаимоотношений между детьми и их родителями. Поэтому трудности подросткового периода нужно рассматривать как совместное развитие детско-родительских отношений.