Е – СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ПРЕЛОЖЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
Е- ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ И РАССКАЗАЬ ПО АУДИО В СООБЩЕНИИ В КОНТАКТЕ.
Второстепенные члены предложения
По теме «Второстепенные члены предложения» на ОГЭ возможны следующие задания:
· укажите варианты ответов, в которых верно определены дополнения;
· укажите варианты ответов, в которых верно определены прямые (ИЛИ косвенные) дополнения;
· укажите варианты ответов, в которых верно определены определения;
· укажите варианты ответов, в которых верно определены согласованные (ИЛИ несогласованные) определения.
· укажите варианты ответов, в которых верно определены обстоятельства;
· укажите варианты ответов, в которых верно определены обстоятельства места (ИЛИ времени и др.)
· укажите варианты ответов, в которых верно определены второстепенные члены предложения.
ТЕОРИЯ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ
К второстепенным членам предложения относятся:
- Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
- Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей - всех падежей, кроме И.П.)
- Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)
Второстепенные члены предложения могут быть:
- обособленными*/неособленными
- распространенными**/нераспространенными
*Обособленный – значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
**Распространенный - имеющий зависимые слова.
Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное.
|
Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)
ТАБЛИЦУ НАИЗУСТЬ И РАССКАЗАТЬ МНЕ ПО АУДИО В КОНТАКТЕ!!!!
Параметры сравнения | Дополнение | Определение | Обстоятельство |
На какие вопросы отвечают | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? На вопросы косвенных падежей. | Какой? Какая? Какие? Который? Чей? Чья? Чье? Чьи? | Как? Когда? Почему? Где? Куда? Откуда? Зачем? Каким образом? |
Какими частями речи выражаются | Существительным или местоимением в косвенных падежах и др. | Прилагательным, причастием и др. | Наречием, деепричастием, существительным и др. |
Что обозначает | Предмет. | Признак, качество, свойство предмета. | Место, время, причину, способ действия. |
Как подчеркиваются | - - - - - - - - - - | ~~~~~~~~~~ | ––. –– . –– . –– . –– . –– |
Примеры предложений | Летом я жил у бабушки. (у кого? - у бабушки) Мама испекла пироги с малиной. (с чем? - с малиной) | Зеленеют молодые сосны и ели. (Какие? - молодые) Из норы торчал мыший хвост. (Чей? - мыший) | Утром ребята шли по полю. (Где? - по полю) Пес сидел неподвижно. (Каким образом? - неподвижно) |
ДОПОЛНЕНИЕ
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Виды дополнений:
прямое – дополнение в форме винительного падежа без предлога;
Решать (что?) задачу, увидеть (кого?) подругу.
косвенное - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.
|
Говорить (о чём?) о книге, любоваться (чем?) природой.
Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.
· В отрицательных предложениях прямое дополнение может стоять в форме родительного падежа.
Подсказка: такое дополнение легко поставить в форму винительного падежа.
Он не читал письма (чего? родит. падеж) – он не читал письмо (что? винит. падеж).
· Если прямое дополнение обозначает часть целого, то тоже может стоять в форме родительного падежа.
Выпить молока – выпить молоко.
ТРУДНЫЙ СЛУЧАЙ
Если дополнение выражено инфинитивом, то оно не имеет формы падежа. Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
Я предложил ему (что?) приехать.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Виды определений:
Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Солнечная погода – о солнечной погоде.
Несогласованные определения связываются с главным словом при помощи:
· управления – дополнение ставится при главном слове в определённом падеже.
Памятник (какой?) из бронзы – о памятнике каком?) из бронзы
· примыкания – дополнение является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой.
Макароны (какие?) по-флотски, (чей?) их дом.
Способы выражения несогласованных определений:
· Имя существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога: платье в клетку, мебель из дуба);
|
· Инфинитив: желание (какое? жить, возможность (какая?) узнать;
· Наречие: поворот (какой?) направо.
· Прилагательное в сравнительной степени: предложение (какое?) поинтереснее, дома (какие?) повыше.
· Притяжательные местоимения ЕЁ, ЕГО, ИХ: (чья?) его книга.
· Цельные словосочетания с главным словом – существительным: девушка (какая?) с русыми волосами.
Как отличить несогласованные определения от дополнений?
· Многие несогласованные определения можно заменить согласованными: дом из камня – каменный дом.
Примечание.
Не все несогласованные определения можно заменить согласованными: решение написать, поворот направо.
· Определение указывает на признак, тогда как дополнение указывает на объект.
Шла женщина (с кем?) с ребёнком (дополнение).
Он встал за женщиной (какой?) с ребёнком (определение).
· Определение относится к существительному, а обстоятельство – к глаголу.
Мы вошли (куда?) в театр (обстоятельство).
Вход (какой?) в театр (определение) был уже открыт.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и др. Подчеркивается линией тире и точка.
Виды обстоятельств по значению:
· места (где? куда? откуда?): приехал (куда?) в город; остановился (где?) в гостинице);
· времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?): приехал (когда?) поздно; (с каких пор?) с утра выполнял задание;
· образа действия (как? каким образом? каким способом?): говорил (как?) убедительно;
· меры и степени (в какой мере? в какой степени? насколько?): в какой степени?) очень устал;
· сравнения (как? подобно кому? подобно чему?): щенок свернулся (как?) калачиком;
· причины (почему? отчего? по какой причине?): она соглашалась (почему?) для приличия;
· цели (зачем? для чего? с какой целью?): остановились (с какой целью) оглянуться;
· условия (при каком условии?): Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
· уступки (вопреки чему? несмотря на что?): они пошли, (несмотря на что?) несмотря на дождь.
ПРИМЕР ЗАДАНИЯ ОГЭ