Роман И.А. Гончарова «Обломов»




История создания

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

 

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина». Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска. Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план «Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

 

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

 

Сюжет, проблематика и композиция

 

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек. Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской. Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

 

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму». Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

 

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца. А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. «В ее имени, – замечает литературовед Е. А. Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) ».

 

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

 

Жанр

 

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик. Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной», ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

 

Персонажи

 

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

 

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… ») осталось от Обломовки. Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского, «камни Европы». Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», — замечает автор «Фрегата “Паллада” ». И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины». И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь».

 

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд. И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса, не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ, и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

 

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», — утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова». Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного. Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его «голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос. Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

 

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

 

Внешность, привычки и костюм И.И. Обломова

 

В традиционно и просто построенном романе Гончарова «Обломов», впервые опубликованном в 1859 г., возраст, внешность, привычки и костюм главного героя – это первое, о чем сообщает нам автор уже на первых страницах своего повествования.

 

Илье Ильичу Обломову в начале романа года тридцать два или тридцать три. Рост средний. Наружность приятная. Глаза темно-серые. Руки маленькие и пухлые. Плечи мягкие. Тело не по годам обрюзгшее. Чересчур белый, «матовый» цвет рук, шеи и плеч свидетельствует о том, что тело нашего героя для мужчины уж как-то слишком изнежено. Это закономерно, если принять во внимание образ жизни Обломова, сводящийся к постоянному лежанию в постели, а лежание - его нормальное состояние. Настоящий восточный халат (без талии и кистей) - вот естественный, привычный и неизменный костюм Обломова. К халату полагались и особые туфли – не просто мягкие, но такие длинные и широкие, чтобы ноги, опущенные с постели на пол, сразу попадали в них.

 

Характер и его истоки

 

Почему же Обломов впал в это состояние вечного ступора, постоянного лежания? Читатель узнает, что Илья Ильич не нашел себя в службе мелкого чиновника, с точки зрения Ильи, пустой. Когда же, в самом начале второй части романа, на сцене появится друг и полный антипод Обломова – Штольц, и этот друг заведет разговор о том, как стыдно Илье Ильичу не выезжать «в свет», читатель опять-таки согласится с Обломовым, что разговоры «в свете» так же мелочны и бессмысленны, как и «государственная» служба.

 

Перед нами – доведенный до логического конца (кто-то скажет – до абсурда) типичный образ из так называемой галереи лишних людей. Недаром эта галерея начиналась с комедии Грибоедова с характерным названием «Горе от ума», ведь лишним человеком в том обществе, где всё совершается по давно установившейся инерции, всегда оказывается умный человек. Лучший ответ на вызов «качения по инерции» дает именно Обломов – самый инертный персонаж русской литературы: он просто лег и вообще никуда не катится.

 

Но катится в пропасть жизнь Обломова, и он отлично это сознает. Имение разорено вором-старостой, плут-хозяин гонит с квартиры – всё равно рано или поздно придется встать с постели.

 

Более того, Илья прекрасно сознает и то, что он искусственно остановился в своем развитии, что у него есть призвание – душевное золото, которое лежит в недрах этой телесной горы и всё никак не становится ходячей монетой.

 

«Отчего я такой?» – спрашивает сам себя всё еще не вставший с постели Обломов. В ответ ему снится сон. По своему содержанию глава «Сон Обломова» – не столько сон, сколько воспоминания Ильи Ильича о счастливом детстве всеми любимого и всех любящего помещичьего отпрыска в родной Обломовке.

 

Ответ на вопрос Обломова предельно прост: во всем виновата крепостническая Обломовка – собирательный образ крепостнической России. Обломов – типичный представитель паразитического класса помещиков-крепостников, без каких-либо «намеков на Европу» – и это в эпоху, когда России (накануне отмены крепостного права в 1861 г.) предстоял очередной «европейский выбор».

 

«Представителем» этого европейского выбора в романе является антипод Обломова, полунемец-полурусский Штольц. Искренне любя Илью, Штольц задумал план его спасения, действуя на нежное сердце друга через красивую, умную, чуткую девушку Ольгу Ильинскую. Однако девушка сама влюбляется в Илью, которого на первых порах ей удается вывести из его домашнего «укрытия» на Божий свет. И у Ильи серьезные намерения в отношении Ольги. Вот только на простые житейские действия Обломов органически неспособен. Неизбежный разрыв тяжело переживается обоими героями. Ольга вскоре находит утешение в браке со Штольцем, а Обломов – в браке с простой мещанкой Агафьей Пшеницыной, давшей ему наконец то, что он искал – покой, беспечность и даже обветшалый, по приказу Ольги заброшенный халат, на который Агафья наложила полагающиеся ему заплаты. Однако образ жизни Обломова не проходит даром для его здоровья, и после третьего инсульта («апоплексического удара») он умирает. Сына Обломова, рожденного ему Агафьей и названного в честь Штольца Андреем, берут к себе на воспитание Андрей и Ольга Штольцы.

 

Понятие «обломовщина»

 

Поступив весьма предусмотрительно, Гончаров не стал дожидаться от критиков ярлыка «обломовщина», который заслужил бы главный герой как «типичный представитель». Автор поручил навесить на главного героя этот ярлык его антиподу Штольцу. Но Штольц – не истина в последней инстанции, а холодный делец, к тому же полунемец и капиталист.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: