III. Изучение нового материала. Развивающие




Конспект урока по литературе

Класс: 11

Тема урока: Ощущение катастрофичности бытия в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цель:

- познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;

- определение частей композиции сюжета;

- выявление основных сюжетных линий;

Задачи:

Обучающие:

- познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;

- определить место данного рассказа в контексте творчества Бунина;

- выявление авторской позиции;

Развивающие:

- совершенствовать навыки анализа и обобщения;

- развивать навыки литературного анализа;

- развивать умение видеть закономерности развития литературы.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- способствовать формированию чувства прекрасного;

- формировать грамотного читателя.

Планируемые результаты:

Предметные: осмысленное чтение и восприятие прочитанного; владеть литературной терминологией; умение анализировать произведение.

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование компетенции сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, учебник по литературе, текст произведения.

Методы: словесный (беседа), практический (работа с текстом)

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация и мотивация учебной деятельности

 

Учитель: сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Тема сегодняшнего урока «Ощущение катастрофичности бытия в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Что же такого катастрофичного в этом рассказе? И так ли это на самом деле? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к эпиграфу.

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

- Откуда эпиграф? Какую роль он играет в тексте? (Ученики предлагают свои варианты)

Согласно Откровению Иоанна Богослова, Вавилон, "великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу... горе, горе тебе, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой" (Откровение, 18). Проводится параллель между Вавилоном и господином, ошибочно считающими себя сильными, но эта сила мнимая. Одна из мыслей Бунина - богатство, блуд не приносят счастья. Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья

Рассказ написан в 1915 году

- Что это за время в истории?

В 1912 году, за три года до появления рассказа, погиб гигантский пароход "Титаник", на котором, помимо тысячи пассажиров, везли мумию египетского фараона. Как утверждают некоторые источники, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, причем погрузили ее туда неаккуратно, не соблюдая обрядов... В рассказе есть явные параллели с этой трагедией.

- Какие?

III. Изучение нового материала

- Куда отправляется герой рассказа? С какой целью он отправляется странствовать? (Ответы учеников) Найдите в тексте его маршрут и зачитайте.

- Как называется теплоход, на котором путешествует господин из Сан-Франциско? ("Атлантида")

- Что вы знаете об Атлантиде и почему, по-вашему, именно так Бунин назвал теплоход?

Погибший мифологический материк, - подтверждая, таким образом, близкую гибель парохода. "Атлантида" является в рассказе двойственным символом: с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, то есть тем, от чего погиб Вавилон. Поэтому, в конце концов, корабль, да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, "Атлантида" - олицетворение рая и ада, причем, если первое описано как рай "осовремененный", то машинное отделение впрямую называется преисподней.

- Расскажите, как устроен теплоход, каков там распорядок дня (опираясь на текст произведения)

"Ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груди каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени..."

С самого начала путешествия господина из Сан-Франциско окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти. Первая группа по ходу анализа произведения проследит, как развивается мотив смерти.

Второй группе нужно будет выделить детали, моменты, которые показывают, как развивается тема природы. В конце урока, мы с вами обсудим и проанализируем эти детали.

Давайте теперь обратимся к портрету господина из Сан-Франциско. (Работа с текстом).

- Что автор подчеркивает в его облике? Что Бунин выделяет в портрете? (Отсутствует описание его глаз)

- А что вы сможете сказать о портрете принца?

("весь деревянный, широколицый, узкоглазый... слегка неприятный - тем, что крупные черные усы сквозили у него как у мертвого... смуглая тонкая кожа на плоском лице слегка натянута и как будто слегка лакирована... у него были сухие руки, чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь...")

- Что выделяет здесь автор? О чем говорит такая делать, как золотые очки? Правильно, о принадлежности к богатому слою населения.

Что наследный принц, что господин из Сан-Франциско не обладают ничем живым, только предметами богатства.

Но в произведении мы можем увидеть героев, которые выделяются среди остальных.

- Кто это? (Пара влюбленных)

- Чем она отличается от остальных гостей корабля?

- Заметили ли вы, что у господина, его жены и дочери нет имён? А у кого они есть? (у рыбака Лоренцо, у коридорного Луиджи).

- Но почему именно так? Верно, именно эти люди являются живыми, они не подчинены механическому распорядку дня.

Не оставим и без внимания и остров Капри, на который прибыл господин из Сан-Франциско со своей семьей.

- Каким мы видим остров? Обратите внимание, что именно при описании острова появляется яркий цвет – красный.

- Кто покровительствует острову? (Матерь Божия)

- А есть ли покровитель у корабля? (Да, ему покровительствует Дьявол)

Обратимся к вставному эпизоду - легенде о Тиберии (или Тиверии, как его называет Бунин).

Зачитайте легенду ("Жил на этом острове две тысячи лет тому назад жалкий полоумный человек, вечно пьяный, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках старик, который почему-то забрал власть над миллионами людей...")

- Как по-вашему, зачем Бунину понадобился это вставной эпизод? (Он проводит параллель между господином из Сан-Франциско и Тиверием)

- Чем они похожи? (и Тиверий, и господин - старики, оба отданы пороку блуда, они оба мертвы, пусты, хотя имеют власть над миром)

- Почему умирает господин из Сан-Франциско, точнее, зачем его убивает Бунин, что он этим хотел сказать? Почему "Атлантида" должна погибнуть?

Всё дело в том, что человек, мир обречены без Бога. Для главного героя не существует ничего мистического, космического, он верит только в себя. Разве есть Бог на этом корабле? Что его заменяет? (Капитан корабля) А что здесь является храмом? (ресторан, куда всех созывают "точно в языческом храме")

Ирония судьбы заключается в том, господин из Сан-Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее "настоящую жизнь" и все удовольствия. И именно в тот момент, когда он решает наконец насладиться жизнью, его настигает смерть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: