Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.

Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а её непосредственная цель — объективная истина.
| Наука понимается как | ||
| форма деятельности | система знаний | социальный институт |
| направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности | выступает как совокупность знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности. | представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. |

| Функции науки | ||||
| Культурно-мировоззренческая | производственная главная производительная сила | социальная | познавательно-объяснительная | прогностическая |
| выстраивание системы знаний о мире с точки зрения развития науки | знания, полученные наукой, позже применяются в производстве; | ü Исследование жизни и деятельности людей, достижение наиболее благоприятных условий развития ü Управление процессами соц. развития | ü проникновение в сущность вещей ü накопление научных знаний ü пояснение и объяснение устройства мира | составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов |

Классификация
| Ê По ориентации на практику: | |
Фундаментальные науки
| Прикладные науки
|
| Изучают в чистом виде законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления | Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач |
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности и прежде всего потребности материального производства.
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.
|
| Ê По предмету познания | |||
| естественные | общественные | гуманитарные | технические |
| физика, химия, математика | социология, экономика, обществознание | философия, история | радиоэлектроника, химия полимеров |

| Особенности современной науки | |
| Дифференциация | Интеграция |
| Это расчленение, дробление традиционных наук на всё новые и новые ветви и направления | Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных |
| Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. | Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д. |

| Модели развития научного знания | |||
| Постепенное развитие науки | Научная революция | Приближение к познавательным стандартам естествознания | Интеграция научного знания |
| Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, работа ученого – внимательное изучение работ предшественников | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» | Эталон – теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Критерии научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость | Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. |

Наука и общество
| Наука создаёт картину мира | ||
| Представления человека о природе | Представление человека об обществе | Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе |
| Создаёт искусственную природу — техносферу | Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок | Формирует человека через образование, основанное на науке |

| Критерии научных знаний (признаки науки) | |||||
| объективность | рациональность | системность | проверяемость (верифицируемость) | наличие особой системы методов исследования | необходимость особой подготовки |
| соответствие предмету познания | опора на мышление, исключение эмоций | упорядоченность знаний по признакам | проверенность знаний на практике или законами логики |

Этические нормы науки:
1. Социальная ответственность ученого перед человечеством
2. Бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
3. Чистота проводимых экспериментов
4. Обоснование выдвигаемых научных положений
5. Высокий профессионализм.
ЕГЭ
Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.
Ответ:
1)проявления социальной функции науки:
-социальное развитие и управление;
-социальное прогнозирование.
2) примеры:
-демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;
-экономисты анализируют текущие экономические показательные страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложаться в основу бюджета страны на следующий год правительством;
-ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущее контуры человеческого общества.
Фундаментальные науки
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.