Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.




Наука

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.

Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а её непосредственная цель — объективная истина.

Наука понимается как
форма деятельности система знаний социальный институт
направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности выступает как совокупность знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности. представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Функции науки
Культурно-мировоззренческая производственная главная производительная сила социальная познавательно-объяснительная прогностическая
выстраивание системы знаний о мире с точки зрения развития науки знания, полученные наукой, позже применяются в производстве; ü Исследование жизни и деятельности людей, достижение наиболее благоприятных условий развития ü Управление процессами соц. развития ü проникновение в сущность вещей ü накопление научных знаний ü пояснение и объяснение устройства мира составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов

Классификация

Ê По ориентации на практику:
Фундаментальные науки Прикладные науки
Изучают в чистом виде законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач
Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе. Главный двигатель развития науки – общественные потребности и прежде всего потребности материального производства. Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.

 

 

Ê По предмету познания
естественные общественные гуманитарные технические
физика, химия, математика социология, экономика, обществознание философия, история радиоэлектроника, химия полимеров

 

 

Особенности современной науки
Дифференциация Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук на всё новые и новые ветви и направления Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д.

Модели развития научного знания
Постепенное развитие науки Научная революция Приближение к познавательным стандартам естествознания Интеграция научного знания
Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, работа ученого – внимательное изучение работ предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» Эталон – теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Критерии научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук.

Наука и общество

Наука создаёт картину мира
Представления человека о природе Представление человека об обществе Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную природу — техносферу Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Формирует человека через образование, основанное на науке

 

Критерии научных знаний (признаки науки)
объективность рациональность системность проверяемость (верифицируемость) наличие особой системы методов исследования необходимость особой подготовки
соответствие предмету познания опора на мышление, исключение эмоций упорядоченность знаний по признакам проверенность знаний на практике или законами логики    

Этические нормы науки:

1. Социальная ответственность ученого перед человечеством

2. Бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3. Чистота проводимых экспериментов

4. Обоснование выдвигаемых научных положений

5. Высокий профессионализм.

 

 

ЕГЭ

Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

Ответ:

1)проявления социальной функции науки:

-социальное развитие и управление;

-социальное прогнозирование.

2) примеры:

-демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

-экономисты анализируют текущие экономические показательные страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложаться в основу бюджета страны на следующий год правительством;

-ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущее контуры человеческого общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: