Открытый урок ОРКСЭ в 4 классе по теме 25 «Образцы нравственности»
(в рамках РМО учителей начальных классов по проблеме «проектная задача») Дата: 16 марта 2017г.
Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к нравственным идеалам (выявление и обоснование модели поведения, соотносящейся в обществе с понятиями «рыцарь, леди и джентльмен», формирование культуры поведения обучающихся)
Задачи урока:
· познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
· создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к нравственным идеалам.
Ключевые понятия: рыцарь, джентльмен, леди
Ожидаемые результаты урока:
· учащиеся узнают о том, кто такие рыцари, джентльмены и леди, какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен, что значит быть настоящей леди;
· познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
· усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах (составление правил…)
Основные термины и понятия: рыцарь, леди
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, истории
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, карточки для работы в группах
УУД:
Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока; составлять план урока, учиться работать по плану, умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами; умение договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
|
Познавательные: нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях, видеороликах; умение делать выводы в результате совместной работы группы, класса и учителя;
Личностные: формирование стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников;
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины поступков реальных людей и литературных персонажей;
Содержание урока: Джентльмен и леди, знать как появились в нашей жизни эти понятия, какими качествами должен обладать истинный джентльмен, что значит быть настоящей леди, познакомиться с понятием «благородство»
Оборудование урока: мультимедиа проектор,презентация урока, видеоролик из кинофильма «Мэри П. До свидания!», музыкальный фрагмент «Лунная соната», видеоролик из Ералаша «Леди и джентльмены», листы формата А-4, А-3, таблицы и карточки…
Виды деятельности: беседа, чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа в группе над проектной задачей «Правила леди (джентльмена)»
Глоссарий:
Рыцарь – (см.словари Ожегова, Даля)
Джентльмен – честный, благородный, порядочный человек. Он не изменит данному слову, не позволит себе сомнительного поступка, приветлив, хорошо воспитан, образован, патриот своего Отечества.
|
Леди – образованная, хорошо воспитанная особа, следущая в своей жизни нравственным правилам. Леди не может быть грубой, неряшливой, не может плохо относиться к окружающим.
Ход урока.
I Организационно-мотивационный блок.
Упражнение «Ромашка» -выберите себе один лепесток (розовые, синие, зелёные)
Упражнение «Солнышко» (под муз. «Лунн.соната») - Сегодня у нас необычное занятие … Что ждете от урока? Чего бы вы пожелали своему классу, гостям?
(кидаем мяч массажный – прогнозируем, настраиваемся на деятельность)
Девизом нашего урока являются слова И.В.Гёте: «Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет» (слайд 1).
- Понятен ли смысл этого высказывания? (свободное высказывание)
Просмотр видеоролика №37 из программы «Ералаш». Работа с проблемн.ситуацией (какие ожидаем.результ.), целеполагание
-О чём или о ком пойдет речь на уроке? (о леди и джентльменах)
А зачем нам это нужно? (чтобы воспитать в себе такие качества и стараться быть похожими на образцы нравственности)
Какую работу для этого нужно выполнить на уроке? (это и есть наш план работы) (слайд 2: Узнаем…Составим…Оценим…Выбор)
-Дополните или подтвердите ваш прогноз, ответы, посмотрев рубрику «вы узнаете» (стр.52)
(Каким умением мы можем сегодня овладеть?)
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися:
-Скажите и запишите тему урока
- Определим для себя задачи нашего урока. По каким критериям мы будем оценивать свою работу? К критериям вернемся позже … Каков будет наш результат?
|
-Составим план урока:
(слайд 3)
1.Узнаем: кто такие рыцари, джентльмены и леди какими качествами обладают… 2.Составим правила джентльмена, леди 3.Оценим… 4.Выбор задания на дом |
-Где мы будем искать образцы нравственности? В каком временном отрезке?
(А искать их мы будем в Средние века – в 12 – 14 веке и в 19 веке)
-Для поисков нам понадобятся три команды, потому что искать мы будем качества трёх исторических персонажей.
-Группа с розовыми лепестками будет искать материал о… А о чём, нам помогут вопросы (слайд 4) Из выделенных букв отгаданных слов составьте слово и определите цель поиска 1-ой команды девочек (о леди)
Вопросы (кроссворд)
1. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
2. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей (эгоизм)
3. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании (справедливость)
4. Нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей (альтруизм)
- Какое ключевое слово получилось? (Леди)
Мальчики: с зелёными лепестками - будут искать качества рыцарей (статья из энциклопедии),
с синими лепестками - качества джентльмена)
Найдите свою группу и сядьте по группам