Речники в Сталинградской битве




Зимой 1941/42 года, с приходом весны германское командование развернуло наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью овладеть районом Кавказа и Нижней Волгой, чтобы обеспечить свою армию нефтью.

Навигация 1942 года на Волге была самой трудной за весь период войны. Наиболее важной и ответственной задачей речников была перевозка нефти и нефтепродуктов. Угроза нарушения врагом железнодорожных коммуникаций с Кавказом требовала, чтобы запасы нефтепродуктов из Баку и Астрахани были вывезены полностью.

Для ускорения вывоза нефтепродуктов были выделены 27 буксиров и 6 рейдовых барж. Все перекачивающие и бункерные станции Главнефтеснаба были также переданы пароходству «Волготанкер». Впервые была организована бортовая перекачка нефтепродуктов из морских судов в речные. В большинстве случаев перевозки осуществлялись маршрутными составами.

В июле 1942 года авиация противника подвергла ожесточенной бомбардировке железнодорожные пути, ведущие к Сталинграду. Поэтому 15 июля 1942 года речному флоту было предписано принять с железных дорог на Волжскую магистраль 6 тыс. вагонов воинских и 3550 вагонов народно-хозяйственных грузов для доставки в Сталинград. В этих условиях большая нагрузка легла на речные порты. Пришлось в кратчайшие сроки с помощью воинских подразделений построить дополнительно 9 причалов в Куйбышеве, Батраках, Вольске, Саратове и Камышине. Одновременно в Сталинград из Владимировки (ныне пристань Ахтубинск) переводилось 48 воинских транспортов, следовавших с войсками и боевой техникой.

Благодаря принятым организационно-техническим мерам речники вывезли из Астрахани в мае 1942 года 1352 тыс. т, а в июне — 1318 тыс. т нефти и нефтепродуктов, то есть доставили в Сталинград все необходимые запасы горючего.

 

Схема Сталинградских переправ по состоянию на 16 ноября 1942 года

С выходом фашистских войск к Волге севернее Сталинграда все железнодорожные связи города со страной на правом берегу реки оставались перерезанными. Транзитное судоходство на Волге было прекращено. Теперь все грузы для фронта и города перевозились через Волгу речными переправами. Они приобрели исключительное значение в защите города и эвакуации населения. В самом Сталинграде и на подступах к нему было организовано 10 переправ.

 

Переправы, действовавшие на Волге от Камышина до Астрахани

Нижне-Волжскому пароходству пришлось организовать переправы для скота и сельскохозяйственной техники МТС, совхозов и колхозов. К 4 августа на правом берегу Волги в различных пунктах скопилось около 200 тыс. голов скота, грузы пятидесяти МТС и двадцати совхозов; на подходе к переправам находилось еще 600 тыс. голов скота и большое количество сельскохозяйственной техники. Переправы постоянно подвергались ударам вражеской авиации, но переброска скота и грузов не прекращалась. За два месяца на речных судах было переправлено на левый берег Волги 1874 тыс. голов скота, 3529 сельскохозяйственных машин, 5102 автомашины, 8245 подвод.

Во второй половине июля увеличилось поступление в Сталинград раненых. Речники приступили к массовой эвакуации госпиталей, детских учреждений, женщин и детей. Санитарные транспорты, для которых речным флотом было выделено 65 лучших пассажирских судов и 33 баржи, из Сталинграда в сжатые сроки вывезли 31 госпиталь, 23 детских учреждения.

С пристани Камышин на левый берег ежесуточно переправлялось до 3 тыс. раненых бойцов. На перевозках были заняты пассажирские суда: пароход «Гончаров», «Память Шмелева», «В. Хользунов», «Гражданка», «Бриллиант», теплоход «Композитор Бородин», «Полина Осипенко» и многие другие пассажирские суда и катера пригородного сообщения, специально оборудованные баржи.

 

Пассажирский пароход «Гончаров» — плавучий госпиталь №54

Противник всемерно стремился парализовать волжскую коммуникацию. В ночь на 23 июля 1942 года он приступил к минированию реки. С 25 по 31 июля самолеты противника сбросили в реку 231 мину. С 25 июля авиация противника приступила к бомбежке судов на Волге.

Сложившаяся на Нижней Волге тяжелая обстановка потребовало применять обязательное конвоирование караванов речных судов кораблями Волжской военной флотилии. На многих гражданских судах устанавливались средства противовоздушной обороны.
Зенитное вооружение устанавливалось на судах, работающих на участке Астрахань–Саратов. На суда были назначены помощники капитанов по воинской части. Зенитное вооружение судов производилось в Сталинграде и Саратове. На суда стали давать специальные воинские команды.

Установка зенитного вооружения на судах лишила вражескую авиацию возможности вести прицельное бомбометание с малых высот. Потери флота резко сократились. Речные суда стали успешно отражать воздушные атаки врага и даже сбивать вражеские самолеты.

Одним из первых отличился экипаж пассажирского парохода «Михаил Калинин». Однажды в рейсе команда парохода при налете вражеских самолетов, сбила один самолет, а другие, в беспорядке побросав бомбы, поспешно бежали.

 

Пассажирский пароход «Михаил Калинин»

29 августа 1942 года нарком речного флота З. А. Шашков, находящийся в Сталинграде, своим приказом ввел новую систему управления флотом в этом районе. На центральном участке была создана оперативная группа во главе с начальником Нижне-Волжского пароходства Ф. Г. Кочениным. Его главной задачей было обеспечение работы переправ через Волгу. Расстановка судов, контроль за их работой возлагались на заместителя начальника пароходства С. И. Везломцева. За движением флота на участке Астрахань–Красноармейск отвечал заместитель начальника пароходства С. А. Кучкин.

В городе действовали четыре переправы, там работали пассажирские катера «Первый», «Второй», «Четвертый», «Тринадцатый», «Вторая пятилетка»; баркасы «Абхазец», «Пожарский», «Лена» и пароход «Надежный» и четыре воинских парома «СП-19». Дополнительно были оборудованы еще три причала в центральной части города и один в Бекетовке.

 

Буксирный пароход «Ласточка»

В это время на Центральной Сталинградской переправе работал маленький колесный пароход «Ласточка» мощностью всего лишь 90 л. с. Ходил он без какой-либо маскировки, постоянно мелькая то на правом, то на левом берегу. «Ласточке» было поручено переправить в Красную Слободу несколько сотен малышей. С наступлением темноты тронулись в путь, неожиданно началась прицельная бомбежка. Близкие разрывы сотрясали корпус судна. Но «Ласточка» под постоянными бомбежками сделала еще несколько рейсов. На левый берег было переправлено более трехсот детей. В настоящее время ходит по Волге пятитысячный танкер пароходства под названием «Инженер Назаров».

В Волгоградском музее речников хранится письмо от эвакуированных детей. Они пишут: «Милая “Ласточка”, очень тебя благодарим, что ты спасла нам жизнь. Еще благодарят за нас и шлют тебе привет наши мамы и тети. Отцам и братьям мы послали письмо на фронт. Они тоже скажут спасибо».

За время Сталинградской битвы пароход «Ласточка» переправил в город 18 тыс. бойцов и офицеров и эвакуировала из города 14 тыс. жителей и раненых.

 

Переправа в районе Сталинграда

Трудно переоценить великий подвиг, совершенный волгарями в час смертельной опасности, нависшей над Сталинградом.

Для Сталинграда, бойцов оборонявших его, таким временем была середина сентября. Именно тогда Волжский фронт в исключительно сложной обстановке переправил в район Камышина свежие силы — легендарную 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию А. И.Родимцова, которая подошла по левому берегу к Сталинграду. Потребовалось две ночи (с 14 на 15 сентября и с 15 на 16 сентября), чтобы речные суда и корабли Волжской военной флотилии перебросили эту дивизию на правый берег. С 15 сентября до 17 октября на речных переправах для 62-й ар­мии В. И. Чуйкова было перевезено с левого берега Волги на правый 10 стрелковых дивизий.

В переброске войск приняли участие многие экипажи судов, в том числе баркасы «Здоровцев», «Фронтовик», «Абхазец», «П. Морозов»; пароходы «Надежный», «Кузнец», «15 лет комсомола», «Ударник», «Совхозница», «Аткарск», «Н. Булганин», «Академик Губкин», «Орджоникидзе».

Немалую роль в обеспечении бесперебойной работы Сталинградских переправ играл коллектив Сталинградского судоремонтного завода (директор Н. П. Заславский). После того как завод в сентябре 1942 года был разрушен, основное оборудование разместили в землянках. Завод под землей стал единственным предприятием речного транспорта, способным у самой линии обороны выполнять заказы фронта. Только за октябрь и первую половину ноября было отремонтировано 16 катеров и баркасов, 3 парохода, 4 спаренных военных парома, 9 тральщиков, 4 плавучих батареи и 6 паромов. На завод был возложен также ремонт танков, орудий и другой военной техники. С 1 сентября до конца навигации судоремонтники завода отремонтировали и ввели в строй 61 судно.

Осенью 1942 года, с началом ледохода на переправе 62-й армии начал работать баркас «Узбек» (капитан А. М. Машков). Экипаж баркаса в это время занимался буксировкой понтонов с боеприпасами, продовольствием, а обратным рейсом увозил раненых. Быстроходный по сравнению со своими собратьями в регионе, маневренный и мобильный, он просто мелькал на сталинградских переправах. Начиная с 30 ноября и до ледостава «Узбек» почти ежедневно перебегал Волгу. 62-я армия продолжала вести упорную борьбу с противником и крайне нуждалась в поддержании связи через реку.

 

Буксирный пароход «Узбек», работавший на сталинградских переправах

В период ледохода большую нагрузку испытывала переправа у Светлого Яра. Здесь 11 ноября началась переброска 13-го механизированного корпуса. Эту переправу обслуживали пароходы «Краснофлотец», «Самара», «Громобой» и баркасы «Кочегар Гет­ман», «Спартаковец».

Пополнения и грузы для 64-й армии М. С. Шумилова, оборонявшей южную часть Сталинграда, шло по двум путям: по понтонному мосту через воложку Куропатка на остров Сарпинский, откуда на плавучих понтонах на правый берег Волги, и в обход острова на речных судах в Бекетовку и Сарепту. Здесь были заняты баркасы «Емельян Пугачев», «Комсомолец», «Фронтовик», и буксирный пароход «Грозный». На перевозке раненых исполь­зовался пассажирский пароход «Генерал Панфилов».

Капитан парохода «Краснофлотец» Федор Николаевич Челышев для перевозки тяжеловесной военной техники использовал неисправную баржу «Ржавка». После подкрепления палубы баржи она принимала до 40 автомашин с грузом, большое количество бойцов с вооружением. Пароход совершал за сутки по 12 рейсов. На огненной переправе в районе Светлого Яра «Краснофлотец» в сложных ледовых условиях, изуродовав оба гребных колеса, работал до конца декабря.

Служебный пароход «Громобой», которым руководил капитан П. М.Шугаев, брал на борт до 600 человек и буксировал баржи с воинским грузом. Глубокой осенью во время очередного рейса с баржой, нагруженной танками, пароход подвергся атаке шести вражеских самолетов. Было сброшено до 300 зажигательных и фугасных бомб. Умело управляя составом и отважно действуя по ликвидации повреждений, капитан благополучно привел состав к причалу, и танки пошли на передовую.

Колесный пароход «Механик Власов» перевез тысячи раненых, большое количество продовольствия и теплой одежды для армии. С пробитым форштевнем, обломанными плицами он работал до ледостава и вмерз в лед на Средней Волге.

Немаловажное значение на Нижней Волге занимала Каменноярская переправа. Она находилась в 118 км ниже Сталинграда. Прямому поперечному переходу через реку способствовали глубины в этом районе. Здесь работали пароходы: «Сократ» (капитан А. И. Кривцов), «Реконструкция» (капитан А. И. Сметанин), «Дзержинский» (капитан Н. И. Мишин), теплоход «ТТ-17» (капитан И. Я. Белов).

Ниже, на Никольской переправе, работали крупные мощные буксировщики «Чапаев», «Красный водник», «Мещеряков», «Варяг». До ледохода эти суда успели перебросить через Волгу подходящие к переправе левым берегом воинские соединения и тяжелую технику. В сентябре 1942 года во избежание потерь нефтефлота от ударов фашистской авиации руководством Астраханской области было принято решение о перегоне большой части флота пароходства «Волготанкер», а также об эвакуации части оборудования астраханских заводов в Гурьев через Северный Каспий. В это время Гурьевский порт стал важным транспортным узлом, обеспечивающим сообщение тыловых районов страны с Кавказом. По этому пути стала направляться и часть бакинской нефти. Массовый переход речных судов по морю осуществлялся впервые.

Переход закончился без единой аварии. В Гурьев прибыли 32 буксира и 6 пассажирских судов, 42 нефтеналивные и 14 сухогрузных барж, 2 секции дока. На этих судах из Астрахани было вывезено 98 тыс. т нефтепродуктов, более 200 единиц оборудования оборонных и судоремонтных заводов, воинские грузы, эвакуировано около 35 тыс. жителей. Флот был выведен своевременно. «Это была труднейшая операция, — отмечал нарком речного флота З. А. Шашков, — только строгий технический расчет, большой опыт вождения судов помогли речникам благополучно завершить эту сложную операцию».

В период 2-й военной навигации Волжский речной флот понес значительные потери. От бомбардировок, артиллерийского и минометного огня противника на Нижней Волге затонуло 335 судов, в том числе 15 грузопассажирских, 74 буксирных и вспомогательных, 197 барж. Немало речников погибло в годы ожесточенной битвы на Волге.

В историю битвы на Волге речники России вписали яркие образцы массового героизма, трудовой доблести и непреклонной решимости сделать все для достижения победы нашего народа и армии над врагом. За время войны 8460 работников речного транспорта были награждены орденами и медалями. Были установлены специальные мемориальные доски на наиболее отличившихся 23 транспортных судах, а также на 16 речных пароходах и катерах, которые принимали участие в боях с врагом в составе военной флотилии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: