1.1. Цели освоения учебной дисциплины
Целями освоения истории и философии науки являются формирование системных представлений о сущности науки и специфике технических наук и информатики, понимания места науки в культуре современного общества, знаний о ее структуре, методах, формах и динамике; оказание помощи аспирантам и соискателям в выработке научного самосознания, адекватного современному этапу развития цивилизации.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, её место в структуре ООП
В современном мире усиливается конкуренция науки и других форм освоения действительности за лидерство в этом процессе. В русле самой науки также обостряется проблема взаимоотношения тенденций, основанных на общепринятых нормах научной рациональности, и тенденций, квалифицируемых как проявления квази- (пара-, псевдо-, лже-) науки. Это происходит на фоне изменений, связанных с динамикой социального статуса науки: потери былого уровня обоснованности ее претензий на роль ведущей духовной силы социального развития, возрастания технологической направленности целей и задач научных исследований, репрессивное воздействие со стороны общественных структур и сфер, традиционно составляющих ее оппозицию (религии, определенных философских морально-этических, эстетических систем, бюрократических структур). Этим обусловлено введение курса истории и философии науки в качестве важнейшей составляющей подготовки специалистов высшей квалификации.
В содержании курса представлены общая для всех научных специальностей базовая часть кандидатского экзамена «Общие проблемы философии науки» (раздел I), а также соответствующие профилю специальностей, относящихся к блоку технических направлений наук, единый минимум требований к уровню знаний по «Философским проблемам техники и технических наук» (Раздел II) и«Истории технических наук и информатики» (Раздел III). Курс ориентирован на обеспечение содержательного единства в подготовке научно-исследовательских кадров в Российской Федерации.
Темы разделов I и II изучаются аспирантами и соискателями как самостоятельно, так и на аудиторных занятиях. По темам раздела III аудиторные занятия не предусмотрены.
Изучение дисциплины завершается написанием реферата по темам раздела III (реферат оценивается по системе “зачтено — незачтено” и является допуском на экзамен) и сдачей устного экзамена по темам разделов I и II.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ соискателяПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины соискатель должен:
Знать: положения основных концепций философии науки и имена их создателей, главные характеристики структурных элементов научного знания.
Уметь: анализировать внутреннюю логику развития научного знания, используя современные представления о динамике науки;применять эвристические, этические и теоретико-методологические ресурсы философии науки в собственных научных исследованиях;
Владеть: философско-методологическим категориальным аппаратов с тем, чтобы использовать его в проведении научных исследований; навыками анализа философских и научных текстов на предмет выявления основных идей, определивших позицию автора
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Таблица 1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лек | сем | срс | всего | |||||
Общие проблемы философии науки | Тестирование, опрос | |||||||
Философские проблемы техники и технических наук | Тестирование, опрос | |||||||
История технических наук и информатики | Реферат | |||||||
Итого |
3.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий
Таблица 3. Тематический план лекций
Порядковый номер лекции | Раздел, тема учебного курса, содержание лекции | Количество часов |
Раздел I. Общие проблемы философии науки | ||
1-2. | Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. Предмет и основные проблемы философского анализа науки. Гносеология и эпистемология. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Социологический и культурологический подходы к развитию науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. | |
3-4. | Тема 2. Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки. Возникновение науки. Стратегии порождения научных знаний. Развитие логических норм научного мышления в средневековой христианской культуре. Становление классической науки в новоевропейской культуре. Неклассический этап развития науки. Трансформация понимания объекта познания и способов его экспликации.Понятие экспериментальной ситуации. Формирование постнеклассического типа научной рациональности. Синергетика, глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. | |
5. | Тема 3. Наука как гносеологический феномен. Предмет, структура и функции научного знания. Наука и ненаучные формы знания. Особенности научного знания и критерии научности. Научное знание как сложная развивающаяся система. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Структура теоретического знания. Развертывание теории как процесс решения задач. Гипотетико-дедуктивная форма развития теорий и ее ограниченность. Основания науки. Структура оснований. Научная картина мира, ее исторические формы и функции (онтологическая, эвристическая, систематизирующая). | |
6. | Тема 4. Наука как процесс порождения нового знания. Научные традиции и новации. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания. Механизмы развития научных понятий. Проблемные ситуации в науке и варианты формирования теорий. Роль традиций в генезисе нового знания. Научные традиции и новации. Феномен научной революции. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. | |
7. | Тема 5. Наука как социальный институт. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Институциональные формы научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы («республика ученых» XVII в., научные сообщества дисциплинарно организованной науки, междисциплинарные сообщества современной науки). | |
8. | Тема 6. Наука как социокультурный феномен.Особенности современного этапа развития науки. Традиционный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизационного развития общества, их базисные ценности. Место науки в системных параметрах обществ каждого типа. Функции науки в жизни общества и их эволюция. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и феномен идеологизированной науки. Расширение этноса науки с середины ХХ в. Экологическая этика и ее философские основания. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. | |
Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук | ||
9-10. | Тема 7. Философия техники и методология технических наук Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Техника как философская проблема. Различные смысловые измерения понятия «техника»: техника как тип знания, техника как деятельность, техника как культурный и антропологический феномен. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. | |
11. | Тема 8. Специфика технических наук и их отношение к другим областям научного знания Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Отношение технических наук к естествознанию, общественным наукам и математике. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин | |
12-13. | Тема 9. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Различия современных и классических научно-технических дисциплин. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Системные исследования и системное проектирование. | |
14. | Тема 10. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития. | |
15. | Тема 11. Информатика как междисциплинарная наука. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт. | |
16. | Тема 12. Интернет как метафора глобального мозга. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. и как глобальная среда непрерывного образования. | |
Тема 13. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний.Проблема интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. | ||
Тема 14. Социальная информатика. Концепция информационного общества: от П.Сорокина до Э.Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики. | ||
Итого |
3.2. Практические (семинарские) занятия, их наименование, содержание и объём в часах
Таблица 3. Тематический план практических (семинарских) занятий
Наименование темы практического занятия, содержание. | Объём часов | |||
Раздел I. Общие проблемы философии науки | ||||
1-2. | Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. 1.Критический реализм К. Поппера. 2. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. 3. Парадигмальная модель Т. Куна. 4. Методологический анархизм П. Фейерабенда. | |||
3-4. | Тема 2. Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки. 1. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 2. Роль Г. Галилея, И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта в становлении классической науки.. 3. Принцип дополнительности Н. Бора. | |||
5-6. | Тема 3. Наука как гносеологический феномен. Предмет, структура и функции научного знания. 1. Эмпирические и теоретические методы научного познания. 2. Проблема теоретической нагруженности факта. 3. Роль философских идей в обосновании научного знания. | |||
7. | Тема 4. Наука как процесс порождения нового знания. Научные традиции и новации. 1. Взаимосвязь эвристики и логики обоснования. 2. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. 3. Типология научных революций. | |||
8. | Тема 5. Наука как социальный институт. 1. Научные школы и историческое развитие способов трансляции научных знаний. 2. Наука и экономика. 3. Наука и власть. | |||
9. | Тема 6. Наука как социокультурный феномен.Особенности современного этапа развития науки. 1. Ценность научной рациональности. 2. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. 3. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. | |||
Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук. | ||||
10-11. | Тема 7. Философия техники и методология технических наук. 1. Соотношение философии науки и философии техники. 2. Проблема определения техники. 3. Технический оптимизм и технический пессимизм. | |||
12. | Тема 8. Специфика технических наук и их отношение к другим областям научного знания. 1. Основные типы технических наук. 2. Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках. | |||
13. | Тема 9. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. 1. Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. 2. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. | |||
14. | Тема 10. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. 1. Профессиональная ответственность проектировщика 2. Социальная ответственность проектировщика | |||
15-16. | Тема 11. Информатика как междисциплинарная наука. 1. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике. 2. Проблема реальности в информатике. | |||
17-18.. | Тема 12. Интернет как метафора глобального мозга. 1. Интернет как инструмент новых социальных технологий. 2. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. 3. Интернет как глобальная среда непрерывного образования. | |||
19. | Тема 13. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. 1. Компьютерная этика, инженерия знаний. 2. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. | |||
20. | Тема 14. Социальная информатика. 1. Информационная динамика организаций в обществе. 2. Проблема личности в информационном обществе. | |||
Итого | ||||
3.3. Самостоятельная работа
Разделы, темы, перечень примерных заданий для самостоятельной работы. Сроки выполнения, объём в часах
Таблица 4. График выполнения самостоятельной работы по дисциплине «история и философия науки»
Перечень индивидуальных заданий и других вопросов для самостоятельного изучения | Рекомендуемая литература | Сроки выполнения | Объём задания, час | Форма контроля |
РавзделI. Общие проблемы философии науки | ||||
Эволюционная эпистемология (С. Тулмин, Г. Фолльмер и др.). Концепция личностного знания М. Полани. | 1, 7, 8 | к семинару по теме 1. | конспект | |
Античные логика и математика. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие развития науки. | 1, 2, 11, 15 | к семинару по теме 2. | конспект | |
Описание, объяснение, прогнозирование и другие познавательные функции науки. | 1, 3, 11 | к семинару по теме 3. | конспект | |
Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для изучения новых типов системных объектов | 1, 2, 5 | к семинару по теме 4. | конспект | |
Государственное регулирование науки. Проблема секретности и закрытости научных исследований. | к семинару по теме 1. | конспект | ||
Научная рациональность и диалог культур. Роль науки в решении глобальных проблем современности. | 1, 11 | к семинару по теме 5. | конспект | |
Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук | конспект | |||
Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. | 1, 2, 3, 12 | к семинару по теме 6. | конспект | |
Особенности системотехнического и социотехнического проектирования. | 1, 2, 3, 12 | к семинару по теме 7. | конспект | |
Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах | 1, 2, 3, 12 | к семинару по теме 8. | конспект | |
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. | 1, 2, 3, 12 | к семинару по теме 9. | конспект | |
Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт. | 1, 2, 3, 12 | к семинару по теме 10. | конспект | |
Феномен зависимости от Интернета. | 1, 2, 3, 12 | к семинару по теме 11. | конспект | |
Технологический подход к исследованию знания. | ||||
Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики. | ||||
РазделIII. История технических наук и информатики. | ||||
Тема 15. Основные этапы истории техники до Нового времени. Техника примитивных культур: особенности и механизмы воспроизводства. Различие тэхнэ и эпистеме в античности: техника без науки и наука без техники. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. Развитие механических знаний в Александрийском мусейоне. Инженерное дело в римской культуре. Средневековая техника и представления о технике. Цех как форма воспроизводства технических знаний. Роль средневекового монашества и университетов в привнесении практической направленности в сферу интеллектуальной деятельности. Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике: Аверроэс, Томас Брадвардин, РоджэрБэеон и его труд «О тайных вещах в искусстве и природе». Изменение отношения к техническому знанию в эпоху Возрождения. Появление теоретических работ по техническим наукам, рост интереса к механике. Первые опыты взаимодействия технического знания и фундаментальной науки. | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Тема 16. Наука и техника в Новое время: XVII – XIX вв. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в. Техника как объект исследования естествознания. Изменение отношения к техническим устройствам, приборостроение и развитие техник измерения. Промышленная революция рубежа XVIII – XIXвв. Организационное оформление технического знания: появление «технологии» как теоретической дисциплины. Становление профессионального технического образования. Концепция спецификации техники (Г. Беме и др.). Развитие теории механизмов и машин в конце XIX в. | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Тема 17. Развитие техники в XX в. Формирование классических технических наук: науки механического цикла, теплотехнические и электротехнические дисциплины. Становление радиотехники и радиоэлектроники. Математизация технических наук, универсализация теоретических методов в технических дисциплинах, применение физического и математического моделирования. Скачок в техническом развитии после Второй мировой войны. Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники: научно-технические проекты второй половины XX в., формирование системы «фундаментальные исследования — прикладные исследования — экспериментальные разработки». Проблема создания сложных технических систем и становление системотехники. | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Тема 18. История доэлектронной информатики. Механические и электромеханические устройства и машины. Аналоговая вычислительная техника. Алгебра логики (Дж. Буль, 1847). Логические машины У. Джевонса, П.Д.Хрущева и А.Н. Щукарева. Доказательство возможностей и первые результаты в области анализа и синтеза релейных схем на основе алгебры логики в независимых исследованиях В.И.Шестакова, К.Шеннона, А. Накасамы и М. Хондзавы, О. Плехеля и И. Пиш, В.А.Розенберга. Последующие исследования и результаты, полученные М.А.Гавриловым. Формализация понятия «алгоритм». Абстрактная машина Тьюринга. Программно-управляемые ЦВМ на электромеханических реле. Первый эксперимент по автоматическому выполнению вычислений на больших расстояниях (между штатами Нью-Йорк и НЬЮ-Хэмпшир, 1940). | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Тема 19. Зарождение электронной информатики. Развитие ЭВМ, проблемного и системного программирования. Технические и социальные предпосылки. Изобретение лампового триггера. Электронные счетчики импульсов. Рост объемов необходимых вычислений в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Первые проекты ЭВМ. Первые серйиные ЭВМ с хранимой программой. Зарождение программирования. Программирование на языке машины и в символьных обозначениях. Поколения ЭВМ. Обоснование критерия периодизации. Особенности смены поколений и развития электронной вычислительной техники в России. Проекты ЭВМ исторического значения — международного и национального. Гамма-60 (Франция, 1959), Стретч (США, 1961), Атлас (Великобритания, 1962), СДС-6600 (США, 1964), БЭСМ-6 (СССР, 1967), ИБМ-360 (США, 1965 – 1969), Иллиак-4 (США, 1972), Крей (США, 1976), Японский проект ЭВМ пятого поколения (1980). Тенденции и закономерности развития. Эволюция технических и технико-экономических характеристик ЭВМ. | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Тема 20. Развитие технических основ информатики. Миниатюризация элементов на протяжении всей истории вычислительной техники — от первых счетных приборов до современных ЭВМ. Полупроводниковые интегральные схемы — технологическая основа развития информатики с 1965г. до наших дней. Закон Мура. Ограниченность спектра возможностей любых средств повышения эффективности по сравнению с возможностями, обусловленными интеграцией полупроводниковых схем. Первое десятилетие XXI в. Возможности технологии интегральных схем и проекты в области информатики, находящиеся в стадии реализации. | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Тема 21. Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей. Смена наиболее динамично развивающихся направлений в области сетей. Многомашинные территориальные комплексы для решения специальных крупномасштабных задач и рационального использования вычислительных ресурсов. Система ПВО Североамериканского континента «Сейдж». Идея разделения времени (К. Стрейчи, 1959). Концепция всеобщего информационно-вычислительного обслуживания (Дж. Маккарти, 1961). Проект МАК (1963). Работа в диалоговом режиме и графоаналитическое взаимодействие человека с машиной. | 16, 17 | в течение года | конспект, реферат | |
Итого |