ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» И ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.




 

1.1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения истории и философии науки являются формирование системных представлений о сущности науки и специфике технических наук и информатики, понимания места науки в культуре современного общества, знаний о ее структуре, методах, формах и динамике; оказание помощи аспирантам и соискателям в выработке научного самосознания, адекватного современному этапу развития цивилизации.

 

1.2. Краткая характеристика дисциплины, её место в структуре ООП

В современном мире усиливается конкуренция науки и других форм освоения действительности за лидерство в этом процессе. В русле самой науки также обостряется проблема взаимоотношения тенденций, основанных на общепринятых нормах научной рациональности, и тенденций, квалифицируемых как проявления квази- (пара-, псевдо-, лже-) науки. Это происходит на фоне изменений, связанных с динамикой социального статуса науки: потери былого уровня обоснованности ее претензий на роль ведущей духовной силы социального развития, возрастания технологической направленности целей и задач научных исследований, репрессивное воздействие со стороны общественных структур и сфер, традиционно составляющих ее оппозицию (религии, определенных философских морально-этических, эстетических систем, бюрократических структур). Этим обусловлено введение курса истории и философии науки в качестве важнейшей составляющей подготовки специалистов высшей квалификации.

В содержании курса представлены общая для всех научных специальностей базовая часть кандидатского экзамена «Общие проблемы философии науки» (раздел I), а также соответствующие профилю специальностей, относящихся к блоку технических направлений наук, единый минимум требований к уровню знаний по «Философским проблемам техники и технических наук» (Раздел II) и«Истории технических наук и информатики» (Раздел III). Курс ориентирован на обеспечение содержательного единства в подготовке научно-исследовательских кадров в Российской Федерации.

Темы разделов I и II изучаются аспирантами и соискателями как самостоятельно, так и на аудиторных занятиях. По темам раздела III аудиторные занятия не предусмотрены.

Изучение дисциплины завершается написанием реферата по темам раздела III (реферат оценивается по системе “зачтено — незачтено” и является допуском на экзамен) и сдачей устного экзамена по темам разделов I и II.

 

2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ соискателяПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ(МОДУЛЯ)

 

В результате освоения дисциплины соискатель должен:

Знать: положения основных концепций философии науки и имена их создателей, главные характеристики структурных элементов научного знания.

Уметь: анализировать внутреннюю логику развития научного знания, используя современные представления о динамике науки;применять эвристические, этические и теоретико-методологические ресурсы философии науки в собственных научных исследованиях;

Владеть: философско-методологическим категориальным аппаратов с тем, чтобы использовать его в проведении научных исследований; навыками анализа философских и научных текстов на предмет выявления основных идей, определивших позицию автора

 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

Таблица 1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.

 

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лек сем срс всего  
  Общие проблемы философии науки             Тестирование, опрос
  Философские проблемы техники и технических наук             Тестирование, опрос
  История технических наук и информатики             Реферат
  Итого              

 

3.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий

 

Таблица 3. Тематический план лекций

Порядковый номер лекции Раздел, тема учебного курса, содержание лекции Количество часов
  Раздел I. Общие проблемы философии науки  
1-2. Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. Предмет и основные проблемы философского анализа науки. Гносеология и эпистемология. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Социологический и культурологический подходы к развитию науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.  
3-4. Тема 2. Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки. Возникновение науки. Стратегии порождения научных знаний. Развитие логических норм научного мышления в средневековой христианской культуре. Становление классической науки в новоевропейской культуре. Неклассический этап развития науки. Трансформация понимания объекта познания и способов его экспликации.Понятие экспериментальной ситуации. Формирование постнеклассического типа научной рациональности. Синергетика, глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.  
5. Тема 3. Наука как гносеологический феномен. Предмет, структура и функции научного знания. Наука и ненаучные формы знания. Особенности научного знания и критерии научности. Научное знание как сложная развивающаяся система. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Структура теоретического знания. Развертывание теории как процесс решения задач. Гипотетико-дедуктивная форма развития теорий и ее ограниченность. Основания науки. Структура оснований. Научная картина мира, ее исторические формы и функции (онтологическая, эвристическая, систематизирующая).  
6. Тема 4. Наука как процесс порождения нового знания. Научные традиции и новации. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания. Механизмы развития научных понятий. Проблемные ситуации в науке и варианты формирования теорий. Роль традиций в генезисе нового знания. Научные традиции и новации. Феномен научной революции. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания.  
7. Тема 5. Наука как социальный институт. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Институциональные формы научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы («республика ученых» XVII в., научные сообщества дисциплинарно организованной науки, междисциплинарные сообщества современной науки).  
8. Тема 6. Наука как социокультурный феномен.Особенности современного этапа развития науки. Традиционный, индустриальный, постиндустриальный типы цивилизационного развития общества, их базисные ценности. Место науки в системных параметрах обществ каждого типа. Функции науки в жизни общества и их эволюция. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и феномен идеологизированной науки. Расширение этноса науки с середины ХХ в. Экологическая этика и ее философские основания. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.  
  Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук  
9-10. Тема 7. Философия техники и методология технических наук Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Техника как философская проблема. Различные смысловые измерения понятия «техника»: техника как тип знания, техника как деятельность, техника как культурный и антропологический феномен. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.  
11.   Тема 8. Специфика технических наук и их отношение к другим областям научного знания Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Отношение технических наук к естествознанию, общественным наукам и математике. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин  
12-13. Тема 9. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Различия современных и классических научно-технических дисциплин. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах. Системные исследования и системное проектирование.  
14. Тема 10. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.  
15. Тема 11. Информатика как междисциплинарная наука. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.  
16. Тема 12. Интернет как метафора глобального мозга. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. и как глобальная среда непрерывного образования.  
  Тема 13. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний.Проблема интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.  
  Тема 14. Социальная информатика. Концепция информационного общества: от П.Сорокина до Э.Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.  
Итого    

 

3.2. Практические (семинарские) занятия, их наименование, содержание и объём в часах

 

Таблица 3. Тематический план практических (семинарских) занятий

    Наименование темы практического занятия, содержание. Объём часов
  Раздел I. Общие проблемы философии науки    
1-2. Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. 1.Критический реализм К. Поппера. 2. Методология исследовательских программ И. Лакатоса. 3. Парадигмальная модель Т. Куна. 4. Методологический анархизм П. Фейерабенда.    
3-4. Тема 2. Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки. 1. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. 2. Роль Г. Галилея, И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта в становлении классической науки.. 3. Принцип дополнительности Н. Бора.    
5-6. Тема 3. Наука как гносеологический феномен. Предмет, структура и функции научного знания. 1. Эмпирические и теоретические методы научного познания. 2. Проблема теоретической нагруженности факта. 3. Роль философских идей в обосновании научного знания.    
7. Тема 4. Наука как процесс порождения нового знания. Научные традиции и новации. 1. Взаимосвязь эвристики и логики обоснования. 2. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. 3. Типология научных революций.    
8. Тема 5. Наука как социальный институт. 1. Научные школы и историческое развитие способов трансляции научных знаний. 2. Наука и экономика. 3. Наука и власть.    
9. Тема 6. Наука как социокультурный феномен.Особенности современного этапа развития науки. 1. Ценность научной рациональности. 2. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. 3. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.    
  Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук.    
10-11. Тема 7. Философия техники и методология технических наук. 1. Соотношение философии науки и философии техники. 2. Проблема определения техники. 3. Технический оптимизм и технический пессимизм.    
12. Тема 8. Специфика технических наук и их отношение к другим областям научного знания. 1. Основные типы технических наук. 2. Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках.    
13. Тема 9. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. 1. Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. 2. Развитие системных и кибернетических представлений в технике.    
14. Тема 10. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. 1. Профессиональная ответственность проектировщика 2. Социальная ответственность проектировщика    
15-16. Тема 11. Информатика как междисциплинарная наука. 1. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике. 2. Проблема реальности в информатике.    
17-18.. Тема 12. Интернет как метафора глобального мозга. 1. Интернет как инструмент новых социальных технологий. 2. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. 3. Интернет как глобальная среда непрерывного образования.    
19. Тема 13. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. 1. Компьютерная этика, инженерия знаний. 2. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.    
20. Тема 14. Социальная информатика. 1. Информационная динамика организаций в обществе. 2. Проблема личности в информационном обществе.    
Итого      
         

 

 

3.3. Самостоятельная работа

Разделы, темы, перечень примерных заданий для самостоятельной работы. Сроки выполнения, объём в часах

 

Таблица 4. График выполнения самостоятельной работы по дисциплине «история и философия науки»

 

Перечень индивидуальных заданий и других вопросов для самостоятельного изучения Рекомендуемая литература Сроки выполнения Объём задания, час Форма контроля
         
РавзделI. Общие проблемы философии науки        
Эволюционная эпистемология (С. Тулмин, Г. Фолльмер и др.). Концепция личностного знания М. Полани. 1, 7, 8 к семинару по теме 1.   конспект
Античные логика и математика. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие развития науки. 1, 2, 11, 15 к семинару по теме 2.   конспект
Описание, объяснение, прогнозирование и другие познавательные функции науки. 1, 3, 11 к семинару по теме 3.   конспект
Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для изучения новых типов системных объектов 1, 2, 5 к семинару по теме 4.   конспект
Государственное регулирование науки. Проблема секретности и закрытости научных исследований.   к семинару по теме 1.   конспект
Научная рациональность и диалог культур. Роль науки в решении глобальных проблем современности. 1, 11 к семинару по теме 5.   конспект
Раздел II. Философские проблемы техники и технических наук       конспект
Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. 1, 2, 3, 12 к семинару по теме 6.   конспект
Особенности системотехнического и социотехнического проектирования. 1, 2, 3, 12 к семинару по теме 7.   конспект
Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах 1, 2, 3, 12 к семинару по теме 8.   конспект
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники. 1, 2, 3, 12 к семинару по теме 9.   конспект
Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт. 1, 2, 3, 12 к семинару по теме 10.   конспект
Феномен зависимости от Интернета. 1, 2, 3, 12 к семинару по теме 11.   конспект
Технологический подход к исследованию знания.        
Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.        
РазделIII. История технических наук и информатики.        
Тема 15. Основные этапы истории техники до Нового времени. Техника примитивных культур: особенности и механизмы воспроизводства. Различие тэхнэ и эпистеме в античности: техника без науки и наука без техники. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. Развитие механических знаний в Александрийском мусейоне. Инженерное дело в римской культуре. Средневековая техника и представления о технике. Цех как форма воспроизводства технических знаний. Роль средневекового монашества и университетов в привнесении практической направленности в сферу интеллектуальной деятельности. Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике: Аверроэс, Томас Брадвардин, РоджэрБэеон и его труд «О тайных вещах в искусстве и природе». Изменение отношения к техническому знанию в эпоху Возрождения. Появление теоретических работ по техническим наукам, рост интереса к механике. Первые опыты взаимодействия технического знания и фундаментальной науки. 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Тема 16. Наука и техника в Новое время: XVII – XIX вв. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в. Техника как объект исследования естествознания. Изменение отношения к техническим устройствам, приборостроение и развитие техник измерения. Промышленная революция рубежа XVIII – XIXвв. Организационное оформление технического знания: появление «технологии» как теоретической дисциплины. Становление профессионального технического образования. Концепция спецификации техники (Г. Беме и др.). Развитие теории механизмов и машин в конце XIX в. 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Тема 17. Развитие техники в XX в. Формирование классических технических наук: науки механического цикла, теплотехнические и электротехнические дисциплины. Становление радиотехники и радиоэлектроники. Математизация технических наук, универсализация теоретических методов в технических дисциплинах, применение физического и математического моделирования. Скачок в техническом развитии после Второй мировой войны. Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники: научно-технические проекты второй половины XX в., формирование системы «фундаментальные исследования — прикладные исследования — экспериментальные разработки». Проблема создания сложных технических систем и становление системотехники. 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Тема 18. История доэлектронной информатики. Механические и электромеханические устройства и машины. Аналоговая вычислительная техника. Алгебра логики (Дж. Буль, 1847). Логические машины У. Джевонса, П.Д.Хрущева и А.Н. Щукарева. Доказательство возможностей и первые результаты в области анализа и синтеза релейных схем на основе алгебры логики в независимых исследованиях В.И.Шестакова, К.Шеннона, А. Накасамы и М. Хондзавы, О. Плехеля и И. Пиш, В.А.Розенберга. Последующие исследования и результаты, полученные М.А.Гавриловым. Формализация понятия «алгоритм». Абстрактная машина Тьюринга. Программно-управляемые ЦВМ на электромеханических реле. Первый эксперимент по автоматическому выполнению вычислений на больших расстояниях (между штатами Нью-Йорк и НЬЮ-Хэмпшир, 1940). 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Тема 19. Зарождение электронной информатики. Развитие ЭВМ, проблемного и системного программирования. Технические и социальные предпосылки. Изобретение лампового триггера. Электронные счетчики импульсов. Рост объемов необходимых вычислений в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Первые проекты ЭВМ. Первые серйиные ЭВМ с хранимой программой. Зарождение программирования. Программирование на языке машины и в символьных обозначениях. Поколения ЭВМ. Обоснование критерия периодизации. Особенности смены поколений и развития электронной вычислительной техники в России. Проекты ЭВМ исторического значения — международного и национального. Гамма-60 (Франция, 1959), Стретч (США, 1961), Атлас (Великобритания, 1962), СДС-6600 (США, 1964), БЭСМ-6 (СССР, 1967), ИБМ-360 (США, 1965 – 1969), Иллиак-4 (США, 1972), Крей (США, 1976), Японский проект ЭВМ пятого поколения (1980). Тенденции и закономерности развития. Эволюция технических и технико-экономических характеристик ЭВМ. 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Тема 20. Развитие технических основ информатики. Миниатюризация элементов на протяжении всей истории вычислительной техники — от первых счетных приборов до современных ЭВМ. Полупроводниковые интегральные схемы — технологическая основа развития информатики с 1965г. до наших дней. Закон Мура. Ограниченность спектра возможностей любых средств повышения эффективности по сравнению с возможностями, обусловленными интеграцией полупроводниковых схем. Первое десятилетие XXI в. Возможности технологии интегральных схем и проекты в области информатики, находящиеся в стадии реализации. 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Тема 21. Формирование и эволюция информационно-вычислительных сетей. Смена наиболее динамично развивающихся направлений в области сетей. Многомашинные территориальные комплексы для решения специальных крупномасштабных задач и рационального использования вычислительных ресурсов. Система ПВО Североамериканского континента «Сейдж». Идея разделения времени (К. Стрейчи, 1959). Концепция всеобщего информационно-вычислительного обслуживания (Дж. Маккарти, 1961). Проект МАК (1963). Работа в диалоговом режиме и графоаналитическое взаимодействие человека с машиной. 16, 17 в течение года   конспект, реферат
Итого        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: