Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом.




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – 2022

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

для проведения

ЕДИНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭКЗАМЕНА

по основным образовательным программам среднего общего образования по ИСТОРИИ

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого республиканского экзамена по ИСТОРИИ

Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕРЭ

Единый республиканский экзамен (ЕРЭ) по истории представляет собой форму государственной итоговой аттестации (ГИА), проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ЕРЭ проводится в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями) и Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

 

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕРЭ

Содержание КИМ определяется на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый и углубленный уровни), Примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, Историко-культурного стандарта, являющегося основной частью Концепции преподавания учебного курса «История России» (2020 г.) и Концепции исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»).

 

Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ ЕРЭ

Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории Отечества с древности по настоящее время с включением элементов региональной и всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей, особенности региона и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.

Задания КИМ включают в себя значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно- коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также на привлечение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение


образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать участников экзамена по уровню их подготовки по истории.

 

4. Структура варианта КИМ ЕРЭ

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя

19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

- задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;

- задания на определение последовательности расположения данных элементов;

- задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

- задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде: последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.

Задания 12 и 13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации).

Задания 14 и 15 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображений (требуется сделать вывод на основе анализа изображения, сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт).

Задание 16 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.

Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно- следственные

связи.

Задание 18 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения

использовать соответствующие термины в историческом контексте.

Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 38 Тип заданий
Часть 1       С кратким ответом
Часть 2       С развёрнутым ответом
Итого        

5. Распределение заданий варианта КИМ ЕРЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Работа построена на основе Историко-культурного стандарта1 (далее - ИКС), каждый раздел которого состоит из следующих составных частей: краткой характеристики периода, включающей основные события, явления, процессы; списка понятий и терминов; списка персоналий; списка основных дат. Каждая из названных частей несёт в себе значительный объём информации, обязательной для изучения в школе. Особое внимание в ИКС уделяется изучению вопросов культуры. Концепция преподавания учебного курса «История России» указывает на необходимость работы с исторической картой и историческими источниками, изучение вопросов регионального компонента. Необходимо также учесть общую патриотическую направленность ИКС, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны.

Указанные требования Историко-культурного стандарта стали основой для определения структуры экзаменационной работы (таблица 2).

Таблица 2. Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта

Требования Историко- культурного стандарта Задания части 1 Задания части 2
Знание основных событий, явлений, процессов 1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами (З2) 2. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (4) 1. Задание на установление причинно-следственных связей (17) 2. Задание на аргументацию (19)
Знание основных дат 1. Задание на установление соответствия элементов двух информационных рядов (1) 2. Задание на установление хронологической последовательности (2)  
Знание исторических понятий, терминов   Задание на работу с историческими понятиями (18)
Знание исторических деятелей (персоналий) Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (5)  
Работа с историческими источниками Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (6) Два задания к историческому источнику (12, 13)
Знание фактов истории культуры Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (7) Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (14, 15)

 
 

1 Историко-культурный стандарт является частью концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена Решением Коллегии Министерства от 23 октября 2020 г № ПК-1вн).

 

2 Здесь и далее в таблице в скобках указан номер задания в работе.


 

Работа с исторической картой Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (8-11)  
Знание истории Великой Отечественной войны   Задание по истории Великой Отечественной войны, предполагающее анализ двух исторических источников (16)

 


 

ЕРЭ.


Ниже приведены основные принципы отбора заданий и составления вариантов КИМ

 

- Значимость проверяемых фактов.

- Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных отношении,


внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. В работе 2022 г. выделены отдельные позиции, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (7, 14, 15) и знание истории Великой Отечественной войны (16).

- Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. Задания составлены таким образом, что проверяют знание различных исторических эпох (VIII - начало XXI в.), но устанавливается такое сочетание заданий, чтобы в совокупности они примерно в равной степени охватывали основные содержательные разделы курсов истории.

- Обязательное включение элементов содержания по всеобщей истории в задания 2, 4 и 19 и региональной истории в задания 1, 2, 4, 5.

- Отдельные элементы региональной истории также могут быть использованы в заданиях 3, 14, 15, 17.

В таблице 3 представлено распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и способам действий.

Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по видам проверяемых умений и

способам действий

Код3 Основные умения и способы действий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент от максимального первичного балла за выполнение заданий по данному виду деятельности, равного 38
  Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории4      
2.1 Умение проводить поиск исторической информации в письменных исторических источниках     5,2

 
 

3 В соответствии с перечнем проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования для проведения данного государственного экзамена по истории.

4 Знание исторических фактов, процессов и явлений необходимо для выполнения всех заданий КИМ. В данном случае выделен ряд заданий, проверяющих преимущественно знание.


 

2.2 Умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)     18,4
2.3 Умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах историческая карта (схема), иллюстрация, таблица)     31,7
2.5 Умение использовать принципы причинно- следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений     7,9
2.6 Умение систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса5     7,9
2.8 Умение участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы     7,9
  Итого      

 

Распределение заданий варианта КИМ ЕРЭ по содержанию, видам умений и способам действий более подробно описано в Обобщённом плане варианта КИМ ЕРЭ 2022 г. по истории (Приложение).

 

6. Распределение заданий варианта КИМ ЕРЭ по уровню сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 – задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (таблица 4).

Таблица 4. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 38
Базовый     31,6
Повышенный     52,6
Высокий     15,8
Итого      

 
 

5 Умения 1.1—1.5, 2.5, 2.6, 2.8 в той или иной мере используются при выполнении многих заданий. В таблице представлены задания, проверяющие преимущественно эти умения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: