КИМ ЕРЭ 2021 года | КИМ ЕРЭ 2022 года |
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. | Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. |
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. | Часть 1 содержит 11 заданий с кратким ответом. |
Часть 2 содержит 6 заданий (20-25) с развёрнутым ответом. Задание, ориентированное на подготовку развернутого плана доклада по предложенной тематике ИСКЛЮЧЕНО. | Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом. |
Правильное выполнение заданий ЧАСТИ I оценивается в 31 первичный балл | Правильное выполнение заданий ЧАСТИ I оценивается в 19 первичных баллов |
Правильное выполнение всех заданий ЧАСТИ II оценивается в 25 первичных баллов. | Правильное выполнение всех заданий ЧАСТИ II оценивается в 19 первичных баллов. |
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут). | На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). |
Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 56. На основе результатов выполнения всех | Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 38. На основе результатов выполнения всех |
заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. | заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. |
Изменение структуры заданий
№ задания в варианте КИМ 2021 года | Тип и структура заданий в КИМ ЕРЭ 2021 года | Соответствующее по типу и структуре задание в КИМ ЕРЭ 2022 года |
ЧАСТЬ 1 | ||
Задание на установление хронологической последовательности | Задание на установление хронологической последовательности (2)6 | |
Задание на установление соответствия между событиями и годами; между процессами (явлениями) и фактами; между историческими источниками и их характеристиками; между памятниками культуры и их характеристиками; | Задание на установление соответствия между событиями и годами (1); между процессами (явлениями) и фактами (3); между событиями и участниками (5); между памятниками культуры и их характеристиками (7); | |
3-4 | Задание на определение исторического термина | Задание на определение и использование исторического термина преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (18 часть 2) |
Задание на атрибуцию исторического источника (предполагается краткий ответ в виде слова) | ||
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов | Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов (4) | |
Задание на множественный выбор событий по определённому критерию; Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) | Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (6) | |
Задание на знание событий Великой Отечественной войны | Задание на атрибуцию исторического источника по событиям Великой Отечественной войны (16 часть 2) | |
Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) | Задание на работу с исторической картой преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.). |
![]() |
|
|
6 Здесь и далее в данной таблице в скобках указан номер соответствующего задания в КИМ ЕРЭ 2021 года
Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом | Задания с краткими ответами на работу с изображениями преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14, 15 часть 2) | |
ЧАСТЬ 2 | ||
Три задания к историческому источнику | Комплекс из двух заданий на работу с историческим источником (12, 13) | |
Задание-задача | Задание ИСКЛЮЧЕНО | |
Задание на аргументацию по предложенной дискуссионной проблеме | Задание на аргументацию по предложенной дискуссионной проблеме (19) | |
Историческое сочинение | Задание ИСКЛЮЧЕНО | |
Задание на установление причинно-следственных связей (17) |
Из варианта КИМ ЕРЭ исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.); из заданий, предполагающих множественный выбор, исключено положение, указывающее на количество правильных элементов; исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
|
Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе, а именно: задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.). Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст. Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры. Вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны. В задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) добавлен материал по истории зарубежных стран. В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей. Изменены принципы и объемы включения элементов всеобщей истории и регионального компонента: задания 2, 4 и 19 о бязательно содержат факты всеобщей истории, задания 1, 2, 4, 5 о бязательно содержат факты региональной истории.
Также, о тдельные элементы региональной истории могут быть использованы в
Заданиях 3, 14, 15, 17.
Приложение
Обобщённый план варианта КИМ ЕРЭ 2022 года по ИСТОРИИ
Уровни сложности заданий: Б - базовый; П - повышенный; В - высокий
№ задания | Проверяемые умения, виды деятельности | Проверяемое содержание – раздел курса | Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодифи- катору) | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин) |
1 часть | ||||||
Знание дат (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в. (история России, региональный компонент) | 1.1-1.5 | Б | |||
Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) | С древнейших времён до начала XXI в. (история России, история зарубежных стран, региональный компонент) | 2.6 | П | |||
Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в. (история России, региональный компонент) | 1.1-1.5 | Б | |||
Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) | VIII – начало XXI в. (история России, история зарубежных стран, региональный компонент) | 2.3 | П | |||
Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в (история России, региональный компонент) | 1.1-1.5 | Б | |||
Работа с письменным историческим источником | Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII – начало XXI в.) | 2.1, 2.2 | П | |||
Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры Отечества (задание на установление соответствия) | VIII – начало XXI в. | 1.1-1.5 | Б |
Работа с исторической картой (схемой) | Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII – начало XXI в.) | 2.3 | Б | |||
Работа с исторической картой (схемой) | Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII начало XXI в.) | Б | ||||
Работа с исторической картой (схемой) (соотнесение картографической информации с текстом) | Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII – начало XXI в.) | 2.3 | П | |||
Работа с исторической картой (схемой) (множественный выбор) | Один из периодов, изучаемых в курсе истории Отечества (VIII – начало XXI в.) | 2.3 | П | |||
2 часть | ||||||
Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника | VIII начало XXI в. | 2.2 | П | |||
Умение проводить поиск исторической информации в источниках разных типов | VIII – начало XXI в. | 2.1 | Б | |||
Работа с изображениями | VIII – начало XXI в. (история России, региональный компонент) | 2.3 | П | |||
Работа с изображениями | VIII – начало XXI в. (история России, региональный компонент) | 2.3 | П | |||
Работа с письменными Историческими источниками: атрибуция, использование контекстной информации, извлечение информации, представленной в явном виде | Великая Отечественная война | 2.1. 2.2 | П | |||
Умение использовать принципы причинно- следственного, структурно- функционального, временного и | VIII – начало XXI в. (история России, региональный компонент) | 2.5 | В |
пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений | ||||||
Знание исторических понятий, умение их использовать | VIII – начало XXI в. | 1.1. 2.7 | П | |||
Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии | VIII – начало XXI в. (включена всеобщая история) | 2.8 | В |
Всего заданий - 19;
из них по типу задания: с кратким ответом - 11; с развёрнутым ответом – 8;
по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б-7; П-10; В-2. Максимальный первичный балл за работу - 38.
Общее время выполнения работы - 180 мин.