Финансовый механизм некоммерческих организаций. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций, их источники, виды и направления использования.




В соответствии с законодательством РФ некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Результатом хозяйственной деятельности некоммерческих организаций является создание социально-необходимых товаров и услуг. Таким образом, финансы некоммерческой организации – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деятельности предусмотренных в уставе. Основная цель деятельности некоммерческой организации - производство социально-значимых товаров и услуг.

Финансовые отношения некоммерческих организацийвозникают:

- между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участ-

никами по поводу создания и организации деятельности, внесения членских

взносов;

- между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвовате-лями, по поводу получения финансовой помощи и целевого финансиро-вания;

- между некоммерческой организацией и бюджетами органов государ-ственной власти и органов местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов;

- между некоммерческой организацией и бюджетами органов государ-ственной власти и органов местного самоуправления по поводу предо-ставления бюджетных ассигнований, размещения государственного (му-ниципального заказа);

- между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социальных пособий, дополнительных вознаграждений за счет полученной прибыли или доходов;

- между некоммерческой организацией и кредитными организациями по поводу предоставления кредитов, погашением кредитов;

- между некоммерческой организацией и государственными внебюджетными

фондами по поводу уплату обязательных страховых взносов.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организации существуют в разнообразных организационно правовых формах. К некоммерческим организациям относятся религиозные и общественные организации, учреждения, фонды, потребительские кооперативы, госкорпорации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и другие организационно-правовые формы, определенные законодательно.

Особенное место занимают организации государственного и муниципального сектора управления: автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Специфика финансового механизма некоммерческих организаций связана с определенным видом деятельности. Например, часть доходов бюджетных учреждений в области здравоохранения формируется за счет средств обязательного медицинского страхования, выделяемых ТФОМС, часть – за счет ассигнований из бюджета, часть за счет предоставления платных услуг, часть – за счет организации деятельности, приносящей доход. Некоммерческие организации в сфере искусства формируют доходы за счет субсидий из бюджетов, доходов от представления платных услуг, сдачи имущества в аренду, пожертвований и спонсорских взносов. Но удельных вес различных типов доходов зависит от типа учреждений культуры и искусства. Современная реформа бюджетного сектора в России дала возможность организациям в сфере образования делать выбор: между организационно правовой формой бюджетного учреждения с расширенным набором прав и автономным учреждением. Во втором случае образовательное учреждение обладает значительными возможностями по получению дополнительных доходов сверх бюджетных субсидий. Оно может получать доходы по ценным бумагам, по операциям с имуществом, получать проценты по депозитам, получать кредиты, предоставлять платные услуги. Если образовательное учреждение имеет статус бюджетного учреждения, то помимо бюджетных субсидий оно будет получать доходы от предоставления платных услуг, и пр., но ему запрещено получать банковские кредиты, осуществлять операции с ценными бумагами, размещать депозиты в коммерческих банках.

В своей деятельности некоммерческие организации опираются на следующие принципы: финансовой ответственности, ответственности перед бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Для некоммерческих организаций свойственен принцип полной или частичной самоокупаемости. Но для казенного учреждения использует принцип сметного финансирования.

Первоначальные финансовые ресурсы некоммерческие организации формируют за счет вносов учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, средств бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления (за счет последних формируется финансовая база бюджетных, автономные и казенных учреждений).

Полученные финансовые ресурсы некоммерческая организация тратит на приобретение основных и оборотных средств необходимых для производства товаров или оказание услуг, заработную плату персонала, уплату налогов и обязательных страховых взносов в бюджетную систему.

В процессе деятельности некоммерческая организация в качестве источников финансовых ресурсов может использовать регулярные и единовременные поступления от учредителей; членские взносы; добровольные имущественные взносы и пожертвования; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц, выручку от реализации товаров и услуг; доходы от операций на финансовом рынке, средства из бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Ассигнования из бюджетов могут быть источником финансирования деятельности как государственных (муниципальных) учреждений, так и негосударственных некоммерческих организаций. Автономным и бюджетным учреждениям субсидии из бюджетов выделяются в соответствии с заданием учредителя и на иные цели, предусмотренные законодательством (например, на закупку техники, оборудования и их установку, приобретение программного обеспечения, обучение и повышение квалификации специалистов, проведение аудита). Негосударственным учреждениям, могут предоставляться бюджетные субсидии, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Объем субсидииисчисляется на основе нормативов затрат, на предоставление государственной (муниципальной) услуги или выполнение государственного задания.

Бюджетные и автономные учреждения могут получать бюджетные инвестиции. Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Некоторые казенные или бюджетные учреждения, частные некоммерческие организации оказывают платные услуги (например, театры продают билеты на свои спектакли, музеи берут плату за вход или проведение экскурсий и пр.) В этом случае источником финансовых ресурсов некоммерческих организаций будут доходы отпредоставления платных услуг.

Для некоммерческих организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью деятельности, но законодательство разрешает заниматься деятельностью, приносящей доходы (предпринимательской деятельностью), что дает им возможность получать дополнительные средства на достижение уставных целей.

Казенные учреждения, автономные и бюджетные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доходы. Исключения составляют некоторые типы казенных учреждений. К доходам деятельности, приносящей доходы, относятся: доходы от собственности, выручка от предоставления услуг по рыночным ценам, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей и пр.

Доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности или деятельности приносящей доходы, поступают в распоряжение некоммерческих организаций, за исключением доходов казенных учреждений. Полученные доходы казенных учреждений зачисляются в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полученная выручка от предпринимательской деятельности является еще одним источником финансовых ресурсов некоммерческой организации. Полученная в этом случае прибыль после налогообложения не распределяется между участниками (исключение составляют потребительские кооперативы), а расходуется на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Расходы, финансируемые за счет полученной прибыли распределятся следующим образом:

1. административно-управленческие расходы (расходы на заработную плату, содержание имущества, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, расходы на проведение аудита, расходы на управление некоммерческой организацией или ее отдельными структурными подразделениями);

2. расходы, связанные с организацией деятельности, приносящей дополнительный доход (например, расходы на рекламу);

3. расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений;

4. расходы по выполнению программ, на которые получены средства бюджетов.

Некоммерческой организации предоставлено право получать дополнительные доходы от операций на финансовом рынке, хотя для некоторых существуют ограниче ния и запреты. Некоторые некоммерческие организации имеют право использовать заемные средства (например, автономные учреждение) а некоторые нет (бюджетные, казенные учреждения). Бюджетное учреждение также не вправе размещать денежные

средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами

Некоторые виды некоммерческих организаций имеют право создавать специальный источник финансирования деятельности – целевой капитал. Целевой капиталнекоммерческой организации - сформированная за счет пожертвований, внесенныхжертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имуществанекоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемогодля финансирования уставной деятельности некоммерческой организации илииных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном законодательством.

Все некоммерческие организации уплачивают обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Как налоговые агенты все некоммерческие организации исчисляют и уплачивают в бюджеты налог на доходы физических лиц. Организуя уставную деятельность, некоммерческая организация уплачивает в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. Налоговое законодательство РФ предусматривает существенные налоговые льготы при уплате налогов некоммерческими организациями. Если некоммерческая ор-ганизация занимается предпринимательской деятельностью или деятельностью приносящей доходы, то оно уплачивает налог на прибыль в соответствии с требованиями налогового законодательства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: