Кукла в национальной башкирской одежде.




Башкирский народный костюм представляет кукла Айсылу, что в переводе с башкирского языка означает «красивая луна». Эта кукла размером 35 см, с прошивными волосами и из высококачественного пластика, наряд выполнен вручную. Через костюм она передаёт национальный колорит, традиции и культуру башкирского народа.

Кукла Айсылу демонстрирует национальную одежду, характерную для женщин южных районов Башкортостана. Красавица Айсылу – замужняя женщина средних лет из состоятельной семьи и наряд у неё богатый, из лучших материалов того времени. Много лет назад в южных районах выделывали грубое и тонкое сукно, катали обувь и валяли головные уборы, сохраняя навыки скотоводческого хозяйства. Единого обще башкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Национальный костюм башкир был обычно многослойный: нижняя одежда несколькими слоями покрывалась верхней: два, три и больше толстых халата. Чем больше одежды - тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей. И это совсем не зависело от погоды, одевались по сезону.

У Айсылу на голове меховая башкирская шапка с кашмау, на плечах чёрный халат с мехом и украшенный узорами, платье красное, нагрудник, на ногах шаровары и сарык.

Головной убор. Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.

 На голове кашмау – шапочка с отверстием на макушке, он украшен монетами, бисером. На основу ҡашмау брали сукно, на подклад - лен. Монеты использовались современные, но обточенные «под старину». На спину от кашмау спускается длинная лента - койрок (в переводе "хвост"), расшитая бисером, кораллами в виде цветка, что служила оберегом; монетами и с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор. Обычно доходил до края одежды, носили его поверх праздничного халата как дополнительный декор. Сделан из красного сукна на ситцевом подкладе. На лоб под кашмау в праздничные дни, повязывалась вышитая шёлком повязка хараус, из холщовой ткани, обшитую полосками ткани красного цвета. Украшен сулпами и монетами.

Шапка с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом бобра. Шапка украшена вышивкой из золотистых лент.

Женский костюм. Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.

Основу составляет платье – кулдэк красного цвета, что означает – жизнь, с одной оборкой, манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Подол и манжет платья украшен однорядной желтой полоской, означающая солнце, тепло. Цвет платья соответствует статусу и состоятельности женщины.

Самое яркое украшение костюма нагрудник. Носили башкирки поверх выреза на платье. Нагрудник длинный, из плотной ткани, украшен бисером и монетами (вместо монет пайетки). Звон металла, по верованиям башкирских женщин, был способен, отгонят злых духов. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненого стекла, медальонов, цепочек. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Некоторые украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней.

На платье надет праздничный приталенный халат с открытым воротом. Украшен халат мехом и серебряными монетами в виде цветка курая. Халат застегнут серебряной застежкой. Присутствие халата на одежде тоже не зависело от погоды и времени года.

Косы украшены косоплётками. Косоплётки состоят из тесьмы сплетённых из шерсти, из драгоценных монет и камней.

На ногах женщины носили чулок. У башкир было несколько разновидностей чулков: войлочные (кейез ойок, байпак), суконные (тула ойок), холщовые (киндер ойок), шерстяные вязаные (бэйлэм ойок). Праздничные чулки обшивались красной обшивкой и полосой аппликационного узора – «кускаров» по верхнему краю.

На ногах летняя обувь – сарыки – из войлока. Покупали готовые туфли и к ним пришивали голенища, которые перевязывали кысмау. Готовили сукно из овечьей шерсти на станке, затем плели верёвку – кысмау из овечьей шерсти. Голенища украшались узором, вырезанным из красного сукна. Как отмечали очевидцы, держать ноги в тепле в любое время года- было неукоснительным правилом

Ыштан встречался как у мужчин, так и у женщин, Женские изготавливались из красного или полосатого ситца, на хлопчатобумажной или шерстяной шнуровке. Носили ыштан, заправленным в шерстяные носки или суконные чулки.

*Праздничные сапоги шили из черной кожи, с мягкими голенищами. Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Праздничные сапоги, могли быть на высоком каблуке. Их принято было надевать на белые суконные чулки.

 

 

Разбираем орнамент. Орнамент «кускар» в различных его вариациях отождествлялся у башкир с солнцем, плодородием земли и красотой. Выполненный нитками желтого цвета узор означал пожелание изобилия и богатства, белыми — символизировал миролюбие и чистоту помыслов владельца одежды.

сарыки задники на белых суконных голенищах украшались узором, вырезанным из красного сукна. Мотив «рога барана» ассоциируется с ярусом земли. Сарык и ката — традиционная обувь, изготавливаемая самими башкирами.

У башкир птица и древний тотем, и образ небесных божеств в космологической картине мира, и прародительница, создавшая землю. Изображения птиц на налобных повязках и преимущественное использование серебра в декоре позволяют говорить о символике белого цвета, который характеризовал небесных божеств. Раковины должны были защитить обладателя от сглаза. Пристрастие к кораллам было связано с развитой символикой красного цвета в магических представлениях башкир. Значение всего головного убора как знака верхнего мира определило и символические функции отдельных элементов декора.

На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узор.

 

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет, кораллов характерная особенность народной художественной культуры последнего тысячелетия. Она была свойственна в первую очередь населению Южной Башкирии. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой, применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов, обуви.

Ыштан встречался как у мужчин, так и у женщин, Женские изготавливались из красного или полосатого ситца, на хлопчатобумажной или шерстяной шнуровке. Длина штанины – 87, ширина 25 см. Середина в сложенном виде представляет трапецию высотой 42 см, основанием 52 см и верхом 35 см. С внутренней стороны вшиты клинья, не доходящие до низа штанин, увеличивающие свободу шага. Носили ыштан заправленным в шерстяные носки или суконные чулки.

Халаты и другую верхнюю одежду расшивали изображениями звезд (золотыми или шерстяными нитями) и солнца (коралловыми бусинами с пуговицей из перламутра в середине), а также полосками разноцветного сукна и ярким позументом в области талии и на плечевых швах. Кроме того, для декора праздничного наряда использовали бисер, блестки из слюды и стеклярус.

На ногах сапожки – ситек (ичиш). Они украшены узором, орнаментом.

В горных и степных районах молодые женщины холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной 202 краской полосы или нашивали две-три узкие цветные ленты. Цвета означали довольно простые понятия: зеленый – трава, голубой – река, воздух, красный – жизнь, кровь, желтый – солнце, белый – плодородие земли, светило и все красивое в природе. У башкирок рода үҫәргән такие полоски служили зачастую единственным украшением платья. Позже появились платья отрезные в талии, оборки на подоле в два, а то и в три ряда. Оборки назывались балитәк, бәбәй итәк, мәскәүле итәк. Такими же лентами полукругом в один или два ряда были отделаны прорехи рубахи. Имели значение оттенки женского платья. Светлую одежду носили молодые девушки и девочки, замужние – более глубокие оттенки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: