Конституция Индии: общая характеристика.




18 июля 1947 года Парламент Великобритании принял Закон о независимости Индии. Данный Закон предусмотрел создание с 15 августа 1947 года на территории полуострова Индостан, находившегося под властью британской Короны, двух независимых государств Индии и Пакистана.

До принятия указанного Закона в 1946 г. в Индии было избрано Учредительное собрание, которое около 3-х лет разрабатывало проект Конституции. 26 ноября 1949 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Индии, вступившую в силу 26.01.1950 г. Учредительное собрание за 3 года разработало самую большую по объему Конституцию в мире. В настоящее время она насчитывает около 500 статей, объединенных в 25 частей. Составными частями ее являются Преамбула и 13 приложений.

Одна из основных целей принятия Конституции 1949 года заключалась в правовом оформлении существования Индии как суверенного государства. Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона (установленного для Индии британским парламентом 18.07.1947г.), провозгласив парламентскую республику.

К наиболее важным характерным чертам Конституции Индии следует отнести: *

закрепление принципа народного суверенитета; *

в результате принятия в 1976 году 42-й поправки к Конституции в ее Преамбулу было включено определение Индии как «суверенной, социалистической, светской и демократической республики». Идеологи «индийского социализма» понимают его как некий «третий путь развития» отличный от капитализма и тоталитарного социализма; *

провозглашение достаточно широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и фактическое сохранение кастовой системы и большого разрыва в уровне развития различных этнических групп страны; *

установление федеративной формы государственно-территориального устройства с высокой степенью централизации власти у федерального центра; *

закрепление принципа смешанной экономики с важной ролью государственного сектора; *

отрицательное отношение к социальному неравенству: Конституция устанавливает право каждого на достаточные средства к существованию, а также право на защиту от экономической эксплуатации и право на прожиточный минимум; *

в результате стремления авторов Конституции объять возможно большее число сфер общественных отношений, в нее оказались включены элементы гражданского, административного, финансового, трудового и др. отраслей права, которые должны содержаться в текущих законах. Поэтому Основной закон Индии очень задетализирован и сложен по структуре; *

Конституция Индии устанавливает цели этого государства на международной арене: содействие международному миру, справедливости и безопасности.

За пять с половиной десятилетий в Конституцию Индии внесено более 500 различных изменений. Принятая уже в 1951 году 1 поправка ввела ограничения частной собственности, что позволило провести реформы в экономической области, в частности аграрную, устранившую феодальное землевладение. Целый ряд поправок (7, 14, 42-44) посвящен радикальной реформе федеративного устройства, а также роли политических партий в политической системе страны.

Порядок изменения Конституции Индии комбинированный. Согласно ст.368 Конституции проект конституционной поправки вносится парламентарием в свою палату и проходит обычную законодательную процедуру. Получив одобрение в палатах парламента большинством общего числа членов, но не менее 2/3 присутствующих и голосующих (воздержавшиеся не учитываются) законопроект о поправке поступает к Президенту, который обязан его подписать.

Ряд наиболее важных положений Конституции изменяется в усложненном порядке. К ним относятся: ст.54 и 55 о выборах Президента; ст.73 и 162 о пределах исполнительной власти Союза и штата; ч.V главы IV о судебной системе Союза; ч. XI главы I о законодательных отношениях между Союзом и штатами, ст. 368 – регулирующая порядок изменения Конституции и ряд других положений Конституции. Для внесения поправок в эти положения необходимо, чтобы их после принятия союзным парламентом ратифицировали не менее? парламентов штатов.

Конституция может быть фактически изменена Парламентом в порядке обычного законодательства. Это возможно при образовании новых субъектов федерации, изменении их границ, названий, упразднении или создании верхних палат в парламентах штатов. Хотя такие законы изменяют текст Конституции и затрагивают вопросы федеративного устройства страны, они не рассматриваются как поправки, предусмотренные ст.368 Конституции.

Таким образом, в эволюции Конституции Индии наблюдается комплексное использование жесткого и гибкого способа изменения ее различных по важности положений. Это обеспечивает сочетание изменчивости и относительной стабильности Конституции, что способствует поддержанию динамизма и высокого престижа Основного закона среди граждан Индии.

В то же время эволюция Конституции демонстрирует определенное несоответствие формы отдельных ее положений, таких как провозглашение Индии социалистической республикой, признание приоритета «Руководящих принципов государственной политики над Основными правами» их фактическому осуществлению. Это позволяет говорить о фиктивности некоторых положений Конституции Индии.

Конституционный контроль в Индии осуществляют Верховный суд Индии и высшие суды штатов – последние только по вопросам о правах личности. Окончательное решение остается за Верховным судом, который состоит из главного судьи и 17 судей назначаемых президентом. Верховный суд имеет право толковать Конституцию, признавать федеральные законы штатов, а также иные правовые акты не конституционными. Согласно ст.141 Конституции «Право, сформулированное Верховным судом, является обязательным для всех судов на территории Индии». В Индии применяется последующий конституционный контроль в связи с конкретным делом. При нарушении конкретных прав можно обращаться в Верховный суд непосредственно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: