Термины
Молодёжь – большая демографическая группа, состоящая из лиц от подросткового до среднего возраста.
Исторические формы общности людей – род (основан на кровном родстве), племя (на единстве территории), народность.
Народность – неустойчивая форма общности людей, возникает одновременно с появлением государства и существует до образования нации.
Нация – устойчивая форма общности людей, возникает в период модернизации, то есть при переходе к индустриальному обществу.
Признаки нации – единство языка, менталитета, территории, религии, гражданства, культуры и исторической судьбы.
Тенденции в развитии наций – национальное развитие (центробежная) и межнациональная интеграция (центростремительная)
Межнациональный конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооружённых столкновений и войн.
Национальный вопрос — это вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.
Национализм - идеология и политика, ставящая интересы своей нации выше других наций
Виды национализма – этнический, державно-государственный и бытовой
Шовинизм - крайняя форма национализма, разжигание межнациональной розни и провоцирование вооружённых конфликтов
Семья – малая социальная группа, состоящая из лиц, объединённых узами брака (муж и жена) и близким кровным родством (родители и дети).
Классификация семей по родственной структуре – неполные, нуклеарные (родители и дети), многопоколенные и расширенные.
Классификация семей по количеству детей – бездетные, малодетные (1-2 ребёнка), многодетные.
|
Классификация семей по воспитанию детей – авторитарные, либеральные и демократические.
Классификация семей по распределению домашних обязанностей – традиционные или патриархальные, демократические или партнёрские.
Тест
- Историческими формами общности людей являются
- Род.
- Племя.
- Народность.
- Нация.
- Национальность.
- Регион.
- Признаками нации являются
1. Единство языка.
2. Единство культуры.
3. Единство образования.
4. Единство происхождения.
5. Единство исторической судьбы.
- Установите соответствие между типами семей и видами их классификации
1. Расширенные | А. По структуре |
2. Нуклеарные | Б. По количеству детей |
3. Традиционные | В. По воспитанию детей |
4. Бездетные | Г. По распределению домашних обязанностей |
5. Неполные | |
6. Авторитарные |
- Напишите пропущенное слово
Конфликты | Их субъекты |
Межнациональные | Представители наций |
? | Представители религий |
Политические | Представители партий |
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к молодёжи.
1. Высокая социальная мобильность.
2. Преимущественно горизонтальная мобильность.
3. Обретение полной дееспособности.
4. Субкультура.
5. Частая смена социальных ролей.
6. Единство идеологических убеждений.
7. Поиск своего места в жизни.
Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.
1. Дееспособность
2. Право выступать в суде
|
3. Способность нести обязанности
4. Владение собственностью
5. Право совершать сделки
6. Правоспособность
Тенденциями в развитии наций являются
1. Стремление к разрешению конфликтов силовым способом.
2. Развитие национального языка.
3. Отказ от государства, как формы объединения народа.
4. Развитие национальной культуры.
5. Межнациональная интеграция.
6. Отказ от признания религии, как фактора консолидации народа
Определите, какие фразы текста носят фактический характер, какие – характер оценочных суждения, и какие – теоретический.
А. Национальная проблематика – одна из самых важных составляющих социологической науки. Б. Различают проблемы межэтнические и межконфессиональные. В. Преобладание тенденции к межнациональной интеграции не означает отмирания развития собственно национальных культур. Г. В будущем наций не будет – такого мнение некоторых учёных. Д. Другие относятся к подобным выводам с большой долей скепсиса.
Среди многочисленных функций семьи выделят такие, которые присущи только этому социальному институту. Укажите две такие функции. Укажите ещё три функции семьи, которые могут быть присущи и другим институтам и проиллюстрируйте примером выполнение каждой из них.
10. Напишите развёрнутый план по теме «Многообразие этнических групп в современном мире». В вашем плане должно быть не менее трёх пунктов, не менее двух из них должны быть детализированы в подпунктах.
Чем нация отличается от народности? Укажите не менее 3-х отличий.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия семьи? Напишите одну фразу про классификацию семей по родственной структуре и одну про особенности семьи партнёрского типа.
В семье А. родители оказывают материальную помощь средней дочери, студентке Университета. Какая функция семьи при этом выполняется? К какому типу можно отнести эту семью?