Политический режим как хар-ка полит системы.




Полит. режим – это система методов, способов и средств осуществления полит. власти. Любые изменения, прежде всего отражаются на его режиме, который, влияет на форму правления и форму гос. устройства.Полит.режим – это характеристика полит. системы. Категории «полит. режим» и «полит.система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется. Полит. режим характеризуется системой методов осуществления гос. власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением гос. власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной полит. жизнью. Типы политических режимов: – демократический – широкие гражданские права и свободы человека;– тоталитарный – контроль гос. системы всех сфер жизни общества;– авторитарный – непререкаемое подчинение власти. Признаки полит. режима: – степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;– гарантированность прав и свобод личности;– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;– степень реализации политической власти непосредственно народом;– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос. аппарата;– место и роль негос. структур в полит. системе общества;– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;– характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;– тип полит. поведения.
9.Гос-тво как основной институт полит сист общ-тва

Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества. Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру: · Государственный аппарат. · Социальные объединения. · Граждане. Основной функцией политической системы общества - это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. Политические отношения - это отношения по поводу государственной власти. Большое значение придается общественному контролю за деятельностью государственного аппарата, оказанию ему содействия, общественной поддержки. К функциям политической системы относятся также организация эффективной экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами и народами, обеспечение интеллектуального потенциала общества, разумного соотношения интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Немаловажной задачей является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, переводимых из плоскости агрессивного противостояния в форму мирного соревнования, конкуренции. В конечном итоге, обеспечиваются интеграция общества, его стабильность и жизнеспособность. Главный принцип демократической политической системы - это политический плюрализм, предусматривающий в качестве обязательного условия наличие многообразия участников политических отношений, которые, конкурируя за влияние на государственную власть, реализуют интересы своих сторонников. Социальные объединения - это добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера. Признаками социальных объединений являются: Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо социальное объединение или пребывание в нем. Общность целей и интересов его участников. Если государственные органы должны формировать и обеспечивать публичные интересы, так называемое общее благо, то социальные объединения реализуют частные, локальные интересы определенных социальных групп. Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов. Самоуправление на основе локальных корпоративных норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Локальным нормативным актом, регулирующим образование и деятельность социального объединения, являются его устав или положение. Высший орган управления - общее собрание членов (участников) социального объединения. Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках. Запрещается создание и деятельность социальных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Виды социальных объединений: · Коммерческие объединения - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. · Некоммерческие объединения - это организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. По территориальному признаку общественные объединения можно разделить на международные, общегосударственные, региональные и межрегиональные, местные. Государство - самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интересы всего общества. Государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает единый правопорядок в обществе, одинаковые условия осуществления деятельности для всех участников политической жизни. Государство поддерживает и гарантирует равенство правового статуса однородных социальных объединений - политических партий, избирательных объединений, профсоюзов, коммерческих организаций. Социальные объединения формируют, представляют и защищают частные интересы различных слоев населения. Государственным служащим не запрещено состоять членами социальных объединений, но при исполнении должностных обязанностей они должны руководствоваться исключительно интересами службы.
10. форма правления
Форма правления – это способ организации полит. власти, охватывающий форму правления, форму гос. устройства и полит. режим.
Форма правления определяет, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и полит. образования с гос-ом в целом, как осуществляется полит. власть, с помощью каких методов.
Монархия форма правления при которой верх гос власть является единой, наследственной и бессрочной. Это безграничная, безусловная, ничем и никем не ограниченная и неконтролируемая властьМонархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. Республики существуют парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия, Аргентина) и смешанные (Франция)
Республика верх органы гос власти либо избираются самим народом, либо формируются парламентом и ли главой гос-ва. 3: парламентская, президентская и смешанная
Парламентская властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Он формирует прав-во на парламентской и партий основе. Правительство ответственно перед парламентомПарламент контролирует его деятельность, обладает правом его отставки. Президентская президент в ней одновременно и глава гос-ва и глава правительства. Пр-т избирается внепарламентским методом – путем прямых или косвенных выборов Он самостоятельно определяет состав и согласия парламента назначает пр-во, руководит его деятельностью, обладает правом его роспуска .
Смешанная форма правления
през и парламент избираются народом. Оба участвуют в формировании прав-ва и его отставке. Состав правительства определяется парламентским большинством и назначается президентом. Правительство возглавляет премьер-министр. Оно подотчетно и парламенту и президенту.

11. 1Форма территориально-государственного устройства
Формы территориально-государственного устройства - политико-территориальная организация гос-ва, характеризующаяся правовым статусом центра и регионов в их взаимоотношениях. Оно дает ответ на вопрос, из каких частей состоит территория страны (и их правовое положение), каковы соотношения и взаимосвязи центральных и региональных органов власти.
Унитарное гос-во характеризуется отношениями «правительство – территориальная администрация». Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном гос-ве имеется единая конституция, единое гражданство, единое право (Греция, Ирландия, Люксембург).
Федеративное гос-во – это союз гос. образований, обладающих юридической и определенной полит. самостоятельностью. Эти образования называются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, края, области и т. д.). При федеративном устройстве территория гос-ва не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными гос-ми явл. США, Германия, Мексика, Россия.
Конфедерации – это государственно-правовые объединения юридически независимых гос-в. Цель подобного объединения – решение совместных задач в области экономики, обороны, культуры. Создаются совместные органы управления. Является неустойчивой формой территориального устройства, так как взаимосвязи входящих в конфедерацию субъектов слабы и неустойчивы

12.Институты государственной власти в РБ
Законодательная власть
: Парламент — Национальное собрание РБ. Исполнительная власть: Правительство— Совет Министров РБ, Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля Государственные органы в преде­лах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Ключевые функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопас­ности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства; представительство государ­ственных интересов в системе международных отношений. Законодательная власть — это система органов государственной власти, которые разра­батывают и принимают законы. Парламент состоит из двух палат — Пала­ты представителей и Совета Республики. Состав Палаты пред­ставителей — 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориальном представительства. От каждой области и города Минска изби­раются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Прези­дентом Республики Беларусь. Исполнительная власть - Высший орган исполнительной власти — Правительство; Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, местные референ­думы

13. Политические партии как субъект полит процесса.
Политическая партия
представляет собой общность людей, объединенных организационно и которая выражает интересы определенного класса, социального слоя и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Функции. Подчеркнем: деятельность любой партии нацелена на завоевание и использование политической власти в интересах поддерживающих ее групп населения. Эту функцию можно конкретизировать, выделив ряд частных сторон в деятельности партий. К таковым, по крайней мере, можно отнести идеологическую, политическую и организаторскую функции. Идеологическая функция состоит прежде всего в выявлении, обосновании и выражении интересов людей, объединенных в данной партии, а также являющихся ее сторонниками. Политическая функция состоит в практическом участии партии в борьбе за власть, в ее осуществлении, в принятии политических решений и в контроле за их исполнением. Наиболее реально данная функция партий проявляется в периоды избирательных кампаний. Организаторская функция партий заключается в практической реализации ими своих программных установок и решений. Эта сторона их деятельности выдвигается на первый план после выборов. Типы. 1) по идеологической принадлежности: *коммунистическая *социал-демократическая *консервативная *либеральная 2) по отношению к существующей власти: *проправительственные *оппозиционные(критически относятся к тем или иным аспектам политики правительства) 3) по отношению к способу социального развития: *революционная (ставящие своей целью качественное преобразование общества) *консервативная (тяготеющие к устойчивому сохранению сложившихся форм общественной жизни) *реакционные (добивающиеся частичного или полного возврата к ранее существовавшим общественным порядкам) *реформистские (стремящиеся к улучшению жизни без принципиальных структурных общественных изменений) 4) по внутренней структуре организации: *кадровые(стремятся действовать не через партийные массы, а через круг профессиональных политиков и известных общественных деятелей) *массовые(стремятся к привлечению в свои ряды как можно большего количества граждан главным образом с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности). Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности их политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические изменения, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение между двумя первыми и имеют черты тех и других, нередко называют партиями центра.
14. Общественно политические организации и движения. Группы давления и лоббизм.
Общественно-полит. организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.
Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к полит. власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных полит. интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, соц. и полит. интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Соц. база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных соц., идеологических, национальных, конфессиональных и др. групп.
Признаками общественно-полит. организации являются: широкая соц. основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-полит. движения, как правило, придерживаются только одной полит. концепции и добиваются решения одной крупной полит. проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).
Общественно-полит. движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром полит. активности в общественно-полит. движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы. В отличие от полит. партии, в общественно-полит. движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).
Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных соц., профессиональных, возрастных и других групп общества.
Основные типы общественно-полит. организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.
Виды общественно-полит. движений:
– в зависимости от сферы деятельности: социально-полит., этнополит., конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные;
– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;
– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;
– в зависимости от места в полит. спектре: левые, центристские и правые;
– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;
– в зависимости от соц. состава: профессиональные, женские, молодежные;
– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;
– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.
15.Элиты и лидеры в полит процессе.
Политическая
элита - сплоченная группа людей, обладающая властью и контролирующая процесс гос. управления. Элементы правящей элиты: экономическая; бюрократическая; военная; идеологическая; политическая. Функции: выявление и представительство групповых интересов; обеспечение общественного согласия; выработка политического курса. Виды: Стабильная демократическая, плюралистическая, властная..Существуют различные способы отбора (рекрутирования) и подготовки элит.Харизматический способ. Харизматическая элита – следствие естественного отбора обществом наиболее ценных его представителей. Институциональный способ – Подразумевает заранее определенные критерии, правила процедуры отбора, селекции уже проявивших себя в полит деятельности кадров. Мониторинговый способ. В элиту выдвигаются люди, имеющие высокий рейтинг популярности, умеющие првлечь широкую аудиторию, сумевшие получить поддержку большинства избирателей и победить на выборах. Существование элиты обусловлено следующими факторами: психологическими и соц. особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; наличием закона разделения труда, который требует проф. занятия управлением, определенной специализации; аполитичностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Главная задача полит. элиты – создание устойчивого равновесия полит. сил, формирование стабильного и эффективного режима, разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития.Полит. элита является центральным звеном гос. управления, от деятельности которого в значительной степени зависят направление и ход полит. развития общества, функционирование полит. системы. Функции полит. элиты: – стратегическая – определение полит. программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев;– организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит. решений в жизнь;– интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит. и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Типология полит. элиты по вертикали:– высшая – принимающая значимые для всего гос-ва решения;– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры полит. партий и движений;– низшая – полит. деятели местного масштаба. Типология полит. элиты по горизонтали: – федеральная – на уровне всего гос-ва;– провинциальная – на уровне округов, областей. По своей структуре властная элита может быть подразделена: – на гос.-управленческую; – партийно-полит.; – общественно-полит.;– корпоративно-административную и олигархическую; – военно-полит.; – научно-консультационную; – контрэлиту. Полит. элита делится также: – на правящую, которая непосредственно обладает гос. властью;– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.
16.Представительство и выборы.

Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены и в Конституции Республики Беларусь. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают. По Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения – содержание под стражей. Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выбора х граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. В наше время в большинстве стран пользуются бумажными бюллетенями или электронным голосованием, хотя есть примеры нетрадиционных форм вотирования. Можно выделить три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное. При альтернативном голосовании избиратель имеет один голос, который он может отдать "за" или "против" кандидата или партию. При коммулятивном голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии или распределить их между кандидатами по своему желанию. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней.
17.Международные полит отношения как спецефическая форма общ-ных отношений
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве. Уровни международных отношений. По вертикали – масштабные уровни:Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона. По горизонтали – групповые уровни: Групповые отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями. Виды международных отношений. Политические. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений. Экономические и научно-технические. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами. Идеологические отношения. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Военно-стратегические отношения. Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные. Культурные отношения, в основе которых лежат процессы взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны: •политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.; •экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.; •идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;•военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; •культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.
18.Внешнеполит курс гос-тва: понятие, цели, ресурсы.
19.Цели и задачи внешней политики РБ. Приоритеты внешней политики РБ.
Внешняя политика государства – общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Основные направления, стратегические цели: *обеспечение международных условий для укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности;*развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами;*непосредственное участие в решении общих человеческих проблем;*формирование нового, более гуманного мирового порядка.РБ свободна от ядерного оружия и проводит политику нейтралитета. Принципы внешней политики РБ: *равенство государств;*неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;*нерушимость границ;*мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;*уважение суверенитета других государств.Отличительная особенность внешней политики РБ – многовекторность и создание вокруг себя «пояса добрососедства Виды: - активная, - пассивная, - агрессивная, - консервативная.
Цели: 1. обеспечение нац. безопасности;2. возрастание эк. и полит. могущества страны.3. рост престижа в междунар. делах. Функции: 1. охранительная2. представительная3. организационная или регулирующая.
После провозглашения независимости в 1991 г. начался новый период внешнеполитической деятельности Беларуси. Международная политика страны подразделяется на два этапа в зависимости от типа политического режима. - когда в стране существовала парламентская республика. Второй период начался в июле 1994 г. с избрания первым президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
Принятая Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство.
Республика Беларусь значительно расширила свое участие в международных универсальных и региональных организациях. Она вступила в Международный валютный фонд и группу Всемирного банка, и мн. др. В 1995 г. страна заключила Договор о партнерстве и сотрудничестве и Временное соглашение по вопросам торговли с ЕС, присоединилась к Программе НАТО "Партнерство ради мира". На сегодняшний день Республика Беларусь — полноправный член более 60 международных организаций, еще в 10 она имеет статус наблюдателя.
После избрания в июле 1994 г. президентом страны А. Лукашенко начался новый этап в истории суверенной Беларуси и ее внешней политики.
Приоритеты Беларуси: укрепление суверенитета страны; усиление сотрудничества с государствами СНГ при углублении отношений с Россией; развитие отношений со странами Запада, в том числе Центральной и Восточной Европы; создание благоприятных условий для сотрудничества с международными организациями. Однако главным вектором внешней политики стала Россия.
Ведущая роль в сфере разработки и реализации основных направлений внешней политики у президента. Согласно Конституции он является гарантом реализации внешнеполит. решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами.
Важным приоритетным направлением внешнеполит. и внешнеэкономич. деятельности Республики Беларусь является укрепление сотрудничества со странами СНГ. Белорусское руководство выступает за повышение эффективности деятельности органов СНГ, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма по контролю за выполнением принимаемых решений. Интересы Беларуси - зоны свободной торговли

 

20.Понятие идеологии
Идеоло́гия— система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии). Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку (степень желательности/нежелательности с точки зрения субъекта идеологии) тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни.
21.Функции идеологии
Теретико – познавательная-позволяет вскрывать объективные тенденции социально – политического развития, реально оценивать идеологическую ситуацию
Интеграционная-Обеспечивает преемственность передачи из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее базисных ценностей общества и личности, норм, потребностей, предпочтений, мотивов поведения
Селекционная-Это отбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества
Программная-Служит основой программ общественного развития
Мотивационная-Дает внутренние импульсы в побуждении к действию
Ориентационная-Задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности
Мобилизационная-Мобилизует граждан, социальные группы на воплощение в жизнь социально – политических программ, проектов, национальной идеи, идеала более совершенного общества
Демпфирующая-Способствует снятию социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, личности и реальными возможностями их удовлетворения
Воспитательная-Является ценностной основой в определении целей и средств воспитания
Инновационная-Обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур.

22.Типы идеологий
Политические идеологии различаются по двум основаниям: 1) по социально-политической парадигме, т. е. по предлагаемой модели желаемого общества; 2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления. Причем если первое основание разделяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то второе противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремящимся к сохранению установившегос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: