Разделение Северного и Южного царства-см.12 колен




18.

Христианство унаследовало от иудаизма веру в Бога, который одно­временно и любящий отец, и праведный судия. Это парадоксальный Бог, ко­торый сочетает в себе и милосердие и правосудие. С одной стороны, Бог на­казывает зло и вознаграждает добро; человек отвечает перед Ним за свои поступки. Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

Почему христианство стало мировой религией-события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди, но и в самой жиз­ни Иисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящее далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую импе­рию охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять им­перией. Традиционные языческие боги выражали чувство душев­ной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого вос­принималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров им­перии, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политиче­ской и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обра­щенного к каждому, а не ко всем вместе. Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более то­го, оно сделало возможным духовную общность людей, принад­лежащих самым разным расам и национальностям, ибо христи­анский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого ми­ра, и для него, по словам апостола Павла, «...Нет ни Эллина, ни Иудея,...Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Хри­стос» (Кол. 3:11). Духовный универсализм позволил христианст­ву стать мировой религией, заложив основы понимания самоцен­ности человека безотносительно к его расе, национальности, со­словию, классовой принадлежности.

19.

Книги нового завета- Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна, Деяния святых апостолов, Послание к Римлянам, 1-е послание к Коринфянам, 2-е послание к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, 1-е послание к Фессалоникийцам, 2-е послание к Фессалоникийцам, 1-е послание к Тимофею, 2-е послание к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание к Евреям, Послание Иакова, 1-е послание Петра, 2-е послание Петра, 1-е послание Иоанна, 2-е послание Иоанна, 3-е послание Иоанна, Послание Иуды, Откровение Иоанна Богослова.

Новозаветные священные книги делятся на "Евангелие" и "Апостол". Первые четыре книги называются "ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕМ" или просто "ЕВАНГЕЛИЕМ", потому что в них содержится "благая весть" (слово "ЕВАНГЕЛИЕ" по-гречески значит: "благая" или "добрая весть", почему и переведено на русский язык словом "благовествование") о приходе в мир обещанного Богом прародителям Божественного Искупителя и о совершенном Им великом деле спасения человечества.Все остальные книги Нового Завета часто объединяются под названием "АПОСТОЛА", потому что содержат в себе повествование о деяниях св. Апостолов и изложение их наставлений первым христианам.

По своему содержанию новозаветные священные книги разделяются обычно на следующие четыре отдела:

1) книги ЗАКОНОПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, к каковым относятся четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, как составляющие самое существо новозаветного Божия закона людям, ибо они излагают события спасительной для нас земной жизни Господа Иисуса Христа и Его Божественное учение;

2) книгу ИСТОРИЧЕСКУЮ, каковой является книга деяний св. Апостолов, как излагающая нам историю утверждения и первоначального распространения Церкви Христовой на земле через проповедь св. Апостолов;

3) книги УЧИТЕЛЬНЫЕ, к каковым относятся 7 соборных посланий: одно св. Апостола Иакова, два св. Апостола Петра, три св. Апостола Иоанна Богослова и одно св. Апостола Иуды, а также 14 посланий св. Апостола Павла (перечислены выше), как содержащие учение св. Апостолов или вернее - истолкование Христова учения св. Апостолами применительно к разным случаям жизни;

4) книгу ПРОРОЧЕСКУЮ, каковой является Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова, как содержащая в таинственных видениях и образах пророчества о будущих судьбах Церкви Христовой, мира и человечества.

Проповедь- Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф.4:13). Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его жертва — есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея: потребовал от всех, прежде всего, всем существом своим любить Бога (в постоянном покаянии)); затем любить ближних своих (всех людей) как самого себя и, наконец, любить себя как творение Божие и Его образ (посредством причащения (Ин.6:48—58)). При этом не любить мира и всего, что в мире (то есть чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28).

Несмотря на то, что центром проповеди Христа был священный город Иерусалим, Он дольше всего со своей проповедью путешествовал по Галилее, где Его принимали более радостно. Также Иисус проходил и по Самарии, Десятиградию, бывал в пределах Тира и Сидона.

Вокруг Христа собралось много последователей, из которых Он избрал сначала 12 ближайших учеников — апостолов (Лк.6:13-16), затем других 70 (Лк.10:1-17) уже менее приближённых, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от Христа (Ин.6:66). Апостол Павел сообщает, что на момент крестной смерти и воскресения Христа у Него было более 500 последователей (1Кор.15:6).

Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и многое другое.

В Евангелии от Иоанна указывается, что Иисус 4 раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года.

Евангелие от матвея- Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Особенности Евангелия вытекают из предназначенности книги для еврейской аудитории — в Евангелии часты ссылки на мессианские пророчества Ветхого Завета, имеющие целью показать исполнение этих пророчеств в Иисусе Христе. Только в Евангелии от Матфея упоминаются исцеление двух слепцов (9:27-31), немого бесноватого (9:32-33), а также эпизод с монетой во рту рыбы (17:24-27). Только в этом Евангелии приводятся притчи о плевелах (13:24), о сокровище в поле (13:44), о драгоценной жемчужине (13:45), о неводе (13:47), о немилосердном заимодавце (18:23), о работниках в винограднике (20:1), о двух сыновьях (21:28), о брачном пире (22:2), о десяти девах (25:1), о талантах.

Евангелие от марка- Начинается Евангелие с проповеди ближайшего предшественника (согласно Евангелиям) Иисуса Христа Иоанна Крестителя, особое внимание евангелист уделяет чудесам и проповедям Спасителя, рассказ о которых, по его замыслу, должен укрепить веру обращённых язычников. Только в Евангелии от Марка упоминаются два чуда, совершённые Христом — исцеление глухого косноязычного (7:31-37) и исцеление слепого в Вифсаиде (8:22-26); а также две притчи — о посеве и всходах (4:26) и об ожидании хозяина дома (13:34).

Евангелие от луки- жизнь и проповедь Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие написано для христиан из язычников и обращено к Феофилу, христианину, обращённому из язычников, и, в его лице, к новым христианским общинам, основанным св. Павлом. Цель Евангелия автор обозначает сам в первых строках «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать… чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Ряд особенностей Евангелия вытекают из его предназначения для бывших язычников — иудейские обычаи объясняются подробно, кроме того автор преднамеренно избегает употребления слова «язычники» в отрицательном контексте, опасаясь неправильного понимания.

Евангелие от иоанна- По сравнению с синоптическими Евангелиями произведение Иоанна Богослова представляет наивысший уровень христологии, описывая Иисуса Христа в качестве вечного Логоса (Слово, Мудрость, Причина), который находится у истоков и в начале всех явлений, рассказывая о его земной жизни в качестве Спасителя человечества и объявляя его Богом.

20.

Вселенские соборы- собрания преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера.

Представители- представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;

Основной целью Вселенских Соборов было исповедание единой христианской веры, которое бы давало ответ на вопрошания времени и было бы выражено на языке, понятном современникам.

Догматические споры велись в основном о личности Христа. Кто Он, Воплотившийся Бог или только духоносный человек, и как соединены в Нем две природы — Божественная и человеческая. догматические споры о Троице и о Лице Христа.

Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Оно являлось синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования её в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают фундамент византийской философии, который уходит корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства. Рождается новая эстетика, новая система духовных и нравственных ценностей, меняется и сам человек той эпохи, его видение мира и отношение к вселенной, природе, обществу. Как известно из истории христианской религии, с деятельностью апостола Павла связывается трансформация раннего христианства в сторону организованной «вселенской церкви». Именно Павел и его последователи (паулинисты) сделали сильный акцент на понятие «загробного воздаяния» как одного из основополагающих в христианской догматике. Деятельность апостола Павла была направлена на критику иудаизма, адептам которого приписывались все грехи, в том числе и распятие Христа. В истории христианства большую роль сыграла другая знаковая фигура – Мартин Лютер. Этот немецкий монах явился лидером движения Реформации, движения против «порчи католичества, папства».

Hеожиданное, почти ошеломляющее, заявление Папы Иоанна XXIII о его желании создать опять Вселенский Собор совершенно опрокинуло все эти предположения и разбило в пух и прах утверждения о якобы принципиальном нежелании современной Католической Церкви созывать всекатолические соборы. Hе подлежит сомнению, что Рим и после Ватиканского Собора не переменил своего отношения к Вселенским Соборам. Возможно, что многие забыли следующий факт: в Кодексе Католического Церковного Права, обнародованном в 1918 г., сказано совершенно ясно, что Вселенский Собор обладает в Католической Церкви высшею властью (Канон 228,1). Это положение ни в какой мере не противоречит учению о примате Римского Папы, так как по учению Католической Церквей постановления Вселенских Соборов получают свое полное значение после того, как Римский Первосвятитель с ними согласился. В известной степени эта точка зрения разделяется даже православными, хотя они и отвергают главенство папы над всею Церковью. Hо Православная Церковь признает Вселенскими Соборами только те, которые были одобрены всеми патриархатами. Древняя Церковь считала пять патриархатов: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Первенствующее место признавалось бесспорно всеми за Римским Папой, первым патриархом, хотя, конечно, шел спор о том, как это первенство понимать. Hо соборы, отвергаемые Римским Папой, не могли и на Востоке иметь полного авторитета Вселенских Соборов. Поэтому неудивительно, что после разделения между Западной и Восточной Церковью не было ни одного собора Восточной Церкви, признанного ею вселенским. По мнению авторитетных православных богословов такой собор и не может состояться, пока существует разделение Запада и Востока (Лозинский, С. В., 1986. С. 53-57).
Если мы заглянем в большой трехтомный труд, посвященный Ватиканскому собору, написанный крупным немецким ученым Грандератом, мы можем сами убедиться в том, как смотрел Ватиканский Собор на этот вопрос. Оффициальный докладчик по этому вопросу на Ватиканском Соборе епископ Гассер так говорит о папской безошибочности: «Папа обладает безошибочностью не как частное лицо или как частный вероучитель, но только в результате его связи с Церковью, поскольку он является Папой и должностным лицом, т.е. главою Церкви. Папа только тогда непогрешим, когда он как наставник всех христиан и потому представитель всей Церкви высказывает суждения и решает, что должно быть всеми принято как вероучение и что отвергнуто. Его также невозможно отделить от Церкви, как фундамент от того здания, которое на нем покоится. Папа получает безошибочность не как вдохновение или откровение, но в результате особой Божественной помощи. Следовательно, он должен, соответственно своему служению, судя по важности вопроса, пользоваться соответствующими средствами, чтобы исследовать истину и подобающим образом облечь ее в словесную форму. Такими средствами являются соборы или совещания епископов, кардиналов и богословов и т.п.».
До известной степени авторитет Вселенских Соборов является связующим звеном между тремя главными христианскими вероисповеданиями, если мы будем рассматривать протестантизм, как некое единое целое, оставив в стороне его наиболее радикальные течения.
Католичество признает, безусловно, авторитет Вселенских Соборов и считает их решения в области веры и нравственности неизменными и абсолютными. Подобным же образом смотрит на Вселенские Соборы и Православная Церковь, хотя, конечно, между католиками и православными имеется расхождение в отношении того, какие соборы надлежит признать вселенскими.
Первые семь соборов (от 325 до 787 гг.) признаются в одинаковой мере вселенскими как православными, так и католиками. Что же касается последующих тринадцати, то они признаются таковыми только Католической Церковью, Православной же отвергаются. Таким образом, Католическая Церковь признает абсолютным и неизменным авторитет догматических решений двадцати соборов, из которых последним и был Ватиканский, а Православная лишь первых семи из них. Hо поскольку в учении этих семи соборов содержится в основном все вероучение Православной Церкви, в то время как это учение полностью признается и католической Церковью, то мы видим, что здесь все же дана база, на которой обе церкви могли бы сблизиться между собою. Что касается протестантизма, то его отношение к авторитету Вселенских Соборов не всегда достаточно ясно и последовательно. С одной стороны, протестантизм (мы не считаем «либералов») принимает все догматические решения первых Вселенских Соборов в отношении учения о Св. Троице или о Богочеловечестве Христа. Hо столь же авторитетные последующие соборы, признаваемые в одинаковой мере и на Западе и на Востоке, протестантами отвергаются. Это относится в частности к 7-му Вселенскому Собору (787), предавшему решительному проклятию противников почитания Св. Икон. Поэтому можно, пожалуй, сказать, что для протестантов авторитет Вселенских Соборов имеет лишь второстепенное значение. Hо для православия, отвергающего с одной стороны протестантский принцип одностороннего признания исключительности Св. Писания, как источника откровения, с другой стороны не имеющего такого универсального авторитета, в отношении церковного учительства, каким обладает Католическая Церковь в лице папства, авторитет Вселенских Соборов является исключительно важным.
В отношении того, что решения в области веры, принятые на семи Вселенских Соборах, признаваемых таковыми всею Православною Церковью, являются безусловным авторитетом для всякого православного и в наши дни, в этом все православные сходятся между собою. Еще не так давно находилось немало православных, защищавших абсолютную обязательность и всех дисциплинарных решений этих соборов. Hо в наши дни такие защитники становятся все реже и реже и представляют, по-видимому, совершенно незначительное меньшинство. Hо несмотря на сходство в основном взгляде на Вселенские Соборы, обнаруживается глубокое расхождение между различными представителями православного мира, когда мы подходим к подробному обоснованию и истолкованию обязательности для всех авторитета этих соборов. При этом обнаруживается, что многие современные православные богословы вообще отвергают существование в Церкви внешнего авторитета вероучения, каковым с точки зрения православного богословия должен был бы явиться Вселенский Собор (Карташев, А. В.,, 1994, с. 135 – 137)..

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: