Лабораторная работа № 2
Цель работы: изучение программ для работы с электронной почтой.
Электронная почта - средство обмена информацией, подготовленной в электронном виде, между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети.
Основными областями применения электронной почты являются ведение личной переписки и работа с некоторыми информационными ресурсами Интернета, такими как списки рассылки, off-line группы новостей и системы пересылки файлов по электронной почте.
Почтовый сервер - программа, пересылающая сообщения из почтовых ящиков на другие серверы или на компьютер пользователя по запросу его почтового клиента.
На почтовом сервере создают почтовые ящики для пользователей с определенным именем и паролем для доступа. Клиентскую часть сервиса представляет почтовый клиент.
Почтовый клиент (мейлер) - программа, помогающая составлять и посылать электронные сообщения, получать и отображать письма на компьютере пользователя.
Работа с почтой может проводиться в режиме off-line. Это означает, что для получения и отправки почты в назначенный час вы устанавливаете соединение с провайдером. Затем вы даете команду вашему почтовому клиенту, по которой он подключается к вашему почтовому серверу, отсылает подготовленные письма и забирает на локальный компьютер сообщения, пришедшие за истекший период на ваш почтовый ящик. Писать письма и читать полученные с сервера сообщения вы можете в автономном режиме, то есть, без подключения к Интернету.
Таким образом, электронная почта позволяет свободно обмениваться электронными сообщениями даже в том случае, когда отправитель и получатель не находятся одновременно в сети.
|
Электронная почта и Outlook Express
Электронная почта - наиболее популярное средство Internet. Возможность сверхбыстрой пересылки писем при помощи компьютерной сети обусловила успех, которым в настоящее время пользуется электронная почта. Однако теперь в письма помимо текста можно вставлять практически все: рисунки, аудиофайлы и т. д. Кроме того, сообщение можно создать в виде Web страницы, используя формат HTML.
Одновременно с Internet Explorer 4.0 устанавливается и Outlook Express (см. рис.1), позволяющий выполнять получение, отправку и создание писем, умеющий сохранять необходимые адреса в адресной книге.
После запуска Outlook Express следует сразу же обратить внимание на левую панель. Здесь отображаются почтовые папки, а также сервера групп новостей. При запуске Outlook Express автоматически выбирается папка Входящие. Для выбора любой другой папки необходимо щелкнуть на ней левой кнопкой мыши.
Получение, чтение и отправка писем
Рис. 1
Для того чтобы получить пришедшие письма, необходимо забрать их с почтового сервера, на который они первоначально приходят и где ожидают получателя.
Для извлечения писем с почтового сервера нужно выбрать на панели инструментов кнопку Доставить почту. Можно воспользоваться и пунктом Доставить почту из меню Сервис. При этом Outlook Express подключится к Internet, если компьютер не подключен. и обратится к почтовому серверу, чтобы передать имя пользователя и пароль, ему соответствующий. Это делается с целью исключения возможности доступа к чужим письмам. Затем Outlook Express отошлет готовые к отправке письма (те. которые находятся в папке Исходящие) и получит сообщения с почтового сервера (все сообщения будут помещены в папку Входящие).
|
Исходя из описанного выше, следует, что подключение к Internet необходимо лишь для отправки или получения писем. Чтобы их читать или создавать на них ответы, подключение к Internet не требуется.
Для того чтобы прочитать поступившие письма, следуй зайти в палку Входящие. После этого нужно щелкнуть на интересующем письме в списке, расположенном в верхней панели. В нижней панели отобразится текст сообщения.
Если на письме выполнить двойной щелчок мыши, содержимое будет покачано в отдельном окне.
Для создания письма нужно щелкнуть на кнопке Создать сообщение или выбрать пункт Создать из меню Сообщение. В результате откроется окно Создать сообщение (см. рис.2).
Рис.2
В этом же окне задают получателя в строке Кому. Для этого следует либо набрать его адрес, либо выбрать из адресной книги, щелкнув на пиктограмме карточки, которая расположена в начале строки Кому. Также можно указать дополнительные адреса в строках Копия и Слепая. Получатели, указанные в этих строках, тоже получат письмо. Однако те, кто был задан в строке Копия, смогут узнать, кто кроме них получил это же письмо. В строке Тема следует задать тему сообщения или краткое содержание письма.
После ввода адресов получателей и темы сообщения можно приступить к созданию самого письма. В области ввода текста нужно набрать текст сообщения. При этом можно использовать стандартные операции с буфером обмена.
В том случае, если пользователь хочет создать сообщение в формате HTML, следует выбрать пункт HTML из меню Формат (чтобы создавать сообщения в формате обычного текста, следует выбрать пункт Обычный текст из меню Формат). После этого появится панель инструментов, позволяющая форматировать текст и работать с графикой. Для создания сообщений предназначены также стандартные бланки, которые можно просмотреть при помощи пункта Создать с использованием из меню Сообщение.
|
Однако необходимо учитывать, что не все почтовые программы могут отображать сообщения в формате HTML (в формате обычного текста могут все). Если пользователь не уверен наверняка, что получатель сможет прочитать его HTML-письмо, он должен пользоваться форматом обычного текста.
После создания текста письма можно вложить в сообщение необходимые файлы. Для этого нужно использовать кнопку с изображением скрепки. Поскольку отдельные файлы могут иметь очень большой размер (например, аудиофайлы), нужно считаться со значительным временем загрузки и ухудшением быстродействия Outlook Express. В этой связи обычно файлы больших размеров по электронной почте не пересылаются.
Отправляя сообщение, можно указать его приоритет. Для этого используется пункт Важность из меню Сервис. В появившемся подменю следует выбрать степень важности: высокая, обычная, низкая. Около письма низкой важности будет отображена стрелка, направленная вниз, а около письма высокой важности - восклицательный знак.
Концепция безопасных сообщений. По мере роста числа пользователей, передающих через электронную почту конфиденциальную информацию, все более важным становится вопрос безопасности: хочется быть уверенным, что отправленные сообщения никто не перехватит и никто не прочитает, кроме указанного адресата. Важно также быть уверенным, что отправляемые по электронной почте документы, например, данные кредитных карточек, не будут подделаны.
Используя в Outlook Express цифровые удостоверения, пользователь может удостоверять свою личность во время сеанса связи, аналогично предъявлению своих документов при получении денег по чеку. Цифровые удостоверения можно использовать и для шифрования сообщений, чтобы сохранить их конфиденциальность. Цифровые удостоверения соответствуют спецификации S/MIME, обеспечивающей безопасную доставку электронной почты.
Цифровое удостоверение состоит из "общего ключа", "личного ключа" и "цифровой подписи". Когда пользователь посылает свое удостоверение другим пользователям, он фактически передает им свой общий ключ, так что они могут отправлять ему зашифрованную почту, которую сможет расшифровать только он, используя свой личный ключ.
Цифровая подпись, входящая в состав цифрового удостоверения,—это электронное удостоверение личности пользователя. Цифровая подпись в полученном от пользователя сообщении свидетельствует о том. что оно действительно пришло от него и при этом не было ни подделано, ни вскрыто.
Прежде чем посылать зашифрованные сообщения или сообщения с цифровой подписью, необходимо получить цифровое удостоверение и настроить свою учетную запись на его использование Отправляя зашифрованные сообщения, пользователь должен иметь в своей адресной книге цифровое удостоверение получателя.
Цифровые удостоверения выдаются независимыми фирмами — сертифицированными центрами авторизации. Для его получения нужно представить на Web-узел такой организации просьбу о выделении цифрового удостоверения, и он будет выделен после некоторых проверочных процедур. Существует несколько классов цифровых удостоверений с разными уровнями надежности. Чтобы получить цифровое удостоверение какого-либо пользователя, нужно попросить его послать сообщение с цифровой подписью (в нем будет содержаться цифровое удостоверение), можно также поискать в базе данных на Web-узле сертифицированного центра: кроме того, список цифровых удостоверений предоставляют некоторые службы каталогов.
Для отправки сообщения нужно выбрать пункт Отправить из меню Файл или щелкнуть на кнопке Отправить в панели инструментов. Outlook Express поместит письмо в папку Исходящие и попробует его отправить.
Если пользователь получил письмо и хочет отправить на него ответ, нужно щелкнуть на заголовке письма правой кнопкой мыши. Появится контекстное меню (см. рис 3), из которого можно выбрать следующие пункты.
Ответить отправителю. При выборе этого пункта откроется окно для создания письма, где в строке Кому будет указано имя автора письма, на которое пишется ответ, а в строке Тема появится текст, включающий слово "Re:" и тему исходного письма.
Рис. 3
Ответить всем. Результаты выбора этого пункта аналогичны описанным выше с той разницей, что в строку Копия будут добавлены адреса из строки Копия исходного письма.
Переслать. Выбор этого пункта позволяет добавить в создаваемое сообщение текст письма, на которое пишется ответ. При этом в строке Тема будет указано "Fw:".
Переслать как вложение. Действия, которые выполняются при выборе этого пункта, аналогичны действиям из пункта Переслать. Однако пересылка исходного письма будет выполнена в виде вложения.
Пункты Переслать и Переслать как вложение могут оказаться полезны, если нужно подчеркнуть причину, побудившую написать ответ.
В случае, если по каким-то причинам пользователь не имеет возможности закончить начатое письмо, ему следует закрыть его при помощи пункта Закрыть из меню Файл. После подтверждения сохранения неоконченного письма оно будет помещено в папку Черновики, откуда в любой момент можно продолжить над ним работу, дважды щелкнув мышкой.
Адресная книга
Наличие адресной книги в Outlook Express позволяет сохранять имена, адреса и другую информацию, что существенно облегчает процесс отправки почты.
Дм вызова адресной книги (см. рис. 4) нужно выбрать пункт Адресная книга из меню Сервис. В появившемся окне будет выводиться краткая информация об адресатах. Для просмотра полной информации нужно выполнить двойной щелчок, на имени интересующего адресата. Следует учитывать, что адресаты бывают двух видов: индивидуальные и групповые. Проще всего их различить по соответствующей пиктограмме: у индивидуальных – изображение карточки, у групповых – изображение профилей лиц.
Рис.4
Чтобы добавить в адресную книгу информацию об индивидуальном адресате, следует выбрать пункт Создать адрес из меню Файл или нажать кнопку Создать адрес в панели инструментов В появившемся окне нужно задать известные данные. Следует обратить внимание на тот факт, что окно включает в себя шесть вкладок (Личные, Домашние, Служебные, Другие, Совещание, Цифровые удостоверения), на каждой из которых задастся соответствующая информация об адресате.
Так. например, вкладка Домашние позволяет задать домашние "координаты" адресата.
Чтобы добавить в адресную книгу информацию о групповом адресате, нужно выбрать пункт Создать группу из меню Файл или нажать кнопку Создать группу. Заводить группы целесообразно в тех случаях, когда пользователь хочет переписываться сразу с несколькими адресатами. Так можно, например, создать группу для членов клуба или работников одного отдела.
В появившемся окне следует задать название группы, а также выбрать участников группы (при помощи кнопки Выбрать участников). Важно учитывать, что в группу можно добавлять лишь тех адресатов, которые уже занесены в адресную книгу.
После создания группы достаточно указать ее в качестве получателя, и сообщение будет разослано всем членам группы.
Адресная книга позволяет, используя окно Найти людей, осуществлять поиск адресов с помощью службы каталогов Internet и в самой адресной книге. Чтобы выполнить поиск, нужно нажать кнопку Найти или выбрать пункт Найти из меню Правка. Следует учитывать, что при поиске в локальной адресной книге можно указывать любую информацию, хранящуюся в ней. При поиске же с помощью служб каталогов Internet можно пользоваться только почтовым адресом или именем.
Настройка параметров
Дня организации удобной и стабильной работы Outlook Express существует специальный пункт Параметры из меню Сервис.
После его выбора откроется одноименное окно, включающее в себя семь вкладок: Общие, Отправка, Чтение, Правописание. Защита, Удаленная связь, Дополнительные.
Ниже приведены некоторые полезные настройки.
Проверять новые сообщения каждые N мин. вкладки Общие позволяет задать число минут, через которое Outlook Express будет проверять на почтовом сервере наличие новых сообщений.
Звуковой сигнал при получении новых сообщений вкладки Общие дает возможность узнавать о поступлении новых сообщений по звуковому сигналу, подаваемому Outlook Express.
Режим вкладки Общие Очищать папку "Удаленные" перед выходом позволяет каждый раз при завершении работы Outlook Express автоматически очищать папку Удаленные.
Режим Автоотображение папок с непрочитанными письмами из вкладки Общие дает возможность вывода наименований папок, содержащих непрочитанные письма, полужирным шрифтом.
Формат отправки сообщений из вкладки Отправка позволяет задать формат, используемый при отправке сообщений (обычный текст или HTML).
Режим Включать в ответ текст исходного сообщения вкладки Отправка позволяет включить в создаваемый ответ текст исходного письма.
Режим Автоматически показывать новые сообщения вкладки Чтение дает возможность отображать при выборе письма его содержимое.
Автоматически показывать вложенные рисунки из вкладки Чтение позволяет показывать вложенные файлы с рисунками.
Кнопка Шрифты из вкладки Чтение позволяет устанавливать размер и стиль шрифта.