Учебный материал: лекция
Ремонт электрических машин вагонов (основные этапы ремонта)
Организация ремонта электрических машин электроподвижного состава промышленного транспорта
Общие сведения. Планово-предупредительные ремонты электрических машин выполняют в специально оборудованных отделениях депо и специализированных участках ремонтно-механических заводов (РМЗ). Осмотры и деповские виды ремонтов производят в ПТО, цехе текущего ремонта и электромашинном отделении депо, а заводские виды ремонтов, неплановые ремонты (в объеме заводских) и модернизацию — на РМЗ.
Отделение по ремонту электрических машин депо имеет в своем составе участки: ремонта тяговых двигателей, ремонта вспомогательных машин, пропиточно-сушильный и испытательный. Ремонтные участки и сушильно-пропиточный размещают в пристройке к цеху текущего ремонта ТР-3 в одном блоке, а участок для испытаний может быть вынесен в подкрановое поле этого цеха. Производственные связи отделения предусматривают участие в ремонте других отделений депо. Так, ремонт моторно-якорных подшипников производят в роликовом участке колесного отделения; изготовление деталей, метизов, механическую обработку после наплавки производит механическое отделение; нанесение защитных металлопокрытий производят в гальваническом отделении; ремонт моторно-осевых подшипников производят в заливочном и механическом отделениях; лаборатория производит анализы и входной контроль электроизоляционных материалов.
Специализированный участок (цех) РМЗ имеет в своем составе производственные участки: очистки машин и ремонта остовов, ремонта якорей, секционный и катушечный, вакуумно-нагнетательной пропитки, механический, сборки машин, испытательную станцию.
|
Технологическая схема ремонта электрических машин: наружная обмывка, предремонтная диагностика — разборка, диагностика остова и якоря, определение полного объема ремонта машины, ремонт остова (статора), ремонт якоря (ротора), сборка, испытание, отделка машины. Эта схема может быть реализована с применением поточного метода на механизированных линиях, однако такая форма организации ремонта целесообразна только при наличии широкого ремонтного фронта. В условиях ремонтных участков промышленных предприятий наиболее целесообразной следует считать организацию отдельных технически оснащенных ремонтных позиций, расположенных в соответствии с требованиями технологического процесса, на которые машины перемещают краном участка (отделения).
Участки и отдельные позиции оснащают необходимым технологическим оборудованием, обеспечивающим наибольшую механизацию трудоемких процессов. Особое внимание следует уделять организации технической диагностики состояния машин, средствам контроля и испытаний в процессе ремонта и после него. Следует признать, что пропитка якорей окунанием, окраска лаком (или покрытие пульверизатором) катушек магнитной системы не только не достигают цели, но в ряде случаев сказываются отрицательно на состоянии изоляции машины.
Таким образом, при проведении ремонта ДРЗ целесообразно только восстановить покровную (защитную) изоляцию, а заводские виды ремонта следует организовать с обязательным применением вакуумно-нагнетательной пропитки. Ремонт организуют на основании требований технологического процесса, который учитывает новейшие достижения науки и техники: применение эффективных электроизоляционных материалов, контрольно-проверочных установок, позволяющих определить предотказовое состояние детали (узла), выполнение работ на основе НОТ с применением планирующих и управляющих воздействий системы сетевого планирования и управления (СПУ).
|
Основой организации ремонта являются: комплект документов по ГОСТ 2.601 —68 —ГОСТ 2.605 — 68, технологические карты ремонта электрических машин, руководства на все виды ремонта электрических машин (Правила ремонта), ремонтные чертежи, каталог деталей и сборочных единиц, нормы расхода запасных частей и материалов и прочие документы (технические паспорта машин, ремонтные листы, технические и технологические инструкции, Правила техники безопасности и т. п.).
Основное внимание при организации ремонта следует уделять управлению качеством ремонта электрических машин. Управление осуществляют активным воздействием на параметры технологического процесса, которые способствуют направленному формированию качества восстанавливаемых деталей с прогнозированием их свойства на заданный период эксплуатации. Назначенный технологический процесс восстановления должен обеспечить заданный ресурс элементов тяговых двигателей (табл. 51).
Таблица 51
Наименование элементов тягового электродвигателя | Заданный ресурс до восстановления, годы | |
промежуточного | полного | |
Остов | ||
Корпус | — | |
Подшипниковые щиты | ||
Моторно-якорные подшипники | ||
Сердечники полюсов | — | |
Изоляция катушек главных и дополнительных полюсов | ||
Изоляция катушек компенсационной обмотки | ||
Межкатушечные соединения | ||
Выводные провода | ||
Щеткодержатели | ||
Якорь | ||
Коллектор | — | |
Изоляция катушек обмоткК | До отказа | |
Вал | — |
|
Техническая диагностика тяговых электродвигателей. Значительное улучшение технического обслуживания и текущего ремонта тяговых электродвигателей может быть достигнуто применением эффективных методов и приборов для диагностирования их технического состояния.
Задачами технического диагноза являются: оперативное обнаружение отказов элементов тяговых электродвигателей с целью последующего их устранения; измерение основных параметров и линейных величин с целью накопления информации о техническом состоянии тяговых электродвигателей для определения полного объема ремонта; обработка результатов измерений для определения причин отказов и разработки профилактических мероприятий; контроль функционирования отдельных элементов с целью обнаружения предотказового состояния их. На основании данных диагноза назначается такой технологический процесс восстановления, который бы обеспечил направленное формирование свойств и прогнозирование ресурса тяговых электродвигателей до предельного состояния. Диагностирование является частью контроля технического состояния тяговых электродвигателей и в зависимости от этапа восстановления делится на предремонтное диагностирование, поэлементное и поэтапное — в ходе процесса восстановления. Важнейшей задачей является определение рационального объема контрольных работ, назначение пунктов контроля в ходе процесса восстановления, правильный выбор предельно допустимых отклонений параметров от номинальных значений, выбор контрольно-диагностических средств.
Рациональный объем контрольных работ определяют по данным статистики о допущенных случаях брака при производстве ремонта, результатам эксплуатационной диагностики, а также данным о внезапных и параметрических отказах. Контрольно-диагностические средства для тяговых и вспомогательных машин указаны ниже.
Средства общей диагностики: мегаомметр MC-05 напряжением 2,5 и 0,5 кВ для измерения сопротивления корпусной изоляции; виброметр ИШВ-1 (PSU-202, ГДР) для определения степени небаланса якоря (ротора); шумомер для определения состояния моторно-якорных подшипников, качества сборки лабиринтных уплотнений; индикатор ИЧ-10 (0,01 мм) с приспособлением для определения искажения поверхности рабочей части коллектора; прибор для определения распушения пластин коллектора, разработанный ВНИИЖТ; щупы шариковые (диаметры 4; 5; 6; 7; 8 мм) или пластинчатые для определения воздушного зазора между пакетом якоря и полюсами; установка для испытания высоким напряжением (от трансформатора НОМ-15) витковой и корпусной изоляции катушек, проводов, коллекторов, кронштейнов щеткодержателей; типовой испытательный стенд для производства комплексных испытаний тяговых машин после ремонта, дополненный индикатором искрения ИИ-5, шумомером, прибором для определения температуры обмоток и виброметром ИШВ-1; типовой испытательный стенд для производства испытаний вспомогательных машин после ремонта, дополненный индикатором искрения ИИ-5; устройство для определения фаз выводов асинхронных двигателей; прибор ИУ-57 для определения места пробоя изоляции электрической машины; прибор для установки щеток на нейтраль (милливольтметр М2473); прибор для определения нажатия пальцев щеткодержателя на щетку, разработанный ВНИИЖТ; прибор для контроля влажности изоляции обмоток ПКВ.
Средства поэлементной диагностики: устройство для проверки правильности расположения полюсов в остове, разработанное ВНИИЖТ; самоустанавливающиеся крестовины и штанга для измерения централи и определения непараллельности осей вала якоря и горловины моторно-осевых подшипников; шаблоны для определения размеров пазов горловины и выступов у букс моторно-осевых подшипников, разработанные ЗЭРЗ; прибор для проверки на межвитковое замыкание демонтированных катушек магнитной цепи, разработанный НЭВЗ; устройство для проверки на межвитковое замыкание катушек магнитной цепи в сборе с остовом ПЧС-4-150-ЗМИ; установка ИУ-57 для испытания импульсным методом витковой изоляции катушек магнитной системы; установка ИУ-57 для проверки межвиткового замыкания обмоток, определения мест замыкания и обрыва витков, места пробоя изоляции якоря.
Средства эксплуатационной диагностики: индикатор искрения ИИ-5 в комплекте с коммутирующей аппаратурой, разработанной ДИИТом, для определения интенсивности искрения под щетками тяговых двигателей в эксплуатации.
Предремонтная диагностика производится перед разборкой машины с целью определения отклонений от нормального состояния элементов, так как после разборки выполнить ряд диагностических проверок не представляется возможным. По результатам проверок уточняют общий объем ремонта машины. Обмытый и просушенный двигатель помешают на стенд, установленный на амортизаторах, и производят проверку в порядке, определяемом диагностическим тестом (табл. 52).
Таблица 52
Система, элемент | Диагностический признак | Применяемое оборудование | Предельное значение признака |
Изоляция катушек якоря, возбуждения, межкатушечных соединений, выводных проводов | Значение сопротивления корпусной изоляции | Мегаомметр МС-05 на 2,5 кВ | Не менее 1,5 МОм |
Коллектор | Нарушение геометрии рабочей части (овальность, биение) Распушение коллекторных пластин | Индикатор часового типа в приспособлении ИЧ-10 (0,01 мм) Прибор, разработанный ВНИИЖТ | Не более 0,2 мм Не допускается |
Воздушный промежуток между полюсом и цилиндрической частью якоря | Эксцентричность расположения якоря, технологические отклонения в установке полюсов | Набор шариковых (пластинчатых) щупов | Отклонение от чертежного размера не более 0,2-0,5 мм |
Якорь (ротор) | Небаланс якоря (ротора) | Виброметр ВР1 | Не более 0,08 мм |
Моторно-якорные подшипники | Стуки и шумы в подшипниках | Шумомер | Не более 90 Дб |
Наружная очистка тягового двигателя. Наиболее эффективным способом механизированной очистки является обмывка на машине типа ММД. Это повышает производительность труда, качество ремонта, способствует подъему культуры производства. Однако пароводяная смесь, попадая внутрь остова, снижает сопротивление изоляции, а так как тяговые двигатели после обмывки подвергают предремонтной диагностике под напряжением, необходимо производить сушку изоляции, что существенно усложняет технологию ремонта. Поэтому при обмывке соблюдают основные требования: герметизация внутренней полости остова от среды моечной камеры; повышение давления внутри остова за счет наддува подогретым воздухом давлением 294 — 392 кПа; изолировка наконечников выводных проводов металлическими стаканами с резиновыми уплотнениями. На тележке моечной машины смонтирована воздушная магистраль с резиновыми рукавами, которые присоединяют к штуцерам, приваренным к крышке вентиляционной горловины тягового двигателя. К магистрали концевым рукавом с соединительной головкой присоединяют воздухопровод, идущий через теплообменник моечной машины, где подводимый из деповской магистрали воздух нагревается до температуры 80 — 90°С. Тяговые двигатели устанавливают на специальные опоры тележки под углом 45° к продольной оси машины вентиляционной горловиной вверх. Двигатели обмывают водой, нагретой до температуры 85 — 90°С, без применения щелочных эмульсий. Эта очистка отличается высоким качеством, а сопротивление изоляции, как правило, возрастает.
Домашнее задание:
· Внимательно изучить материал лекции
· Записать в конспекте дату и тему занятия
· Ответить на вопросы:
1. Цель проведения предремонтнаой диагностики
2. Из каких производственных участков состоит специализированный участок?
Литература
· https://pue8.ru/elektricheskie-seti/805-kak-rabotaet-akkumulyator-i-iz-chego-on-sostoit.html