СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ЛЕКЦИИ Виды и требования
Издание официальное
Сибирский государственный технологический университет
Красноярск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН секцией активных методов обучения Методического совета и отделом стандартизации Сибирского государственного технологического университета.
Ответственные исполнители В.В. Силин и В.Ф. Харин.
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора № 280-0 от 01.06.2001 г.
3 Требования стандарта отвечают требованиям системы обеспечения качества, управления процессом учебно-методической деятельности вуза.
4 Введен впервые.
Содержание
1 Область применения 3
2 Нормативные ссылки 3
3 Общие положения 3
4 Структура лекции 5
5 Критерии оценки качества лекции 5
СТАНДАРТЫПРЕДПРИЯТИЯ
Система вузовской учебной документации ЛЕКЦИИ Виды и требования
Дата введения 2001-06-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на лекции по учебным дисциплинам любого профиля.
Стандарт устанавливает требования к видам, структуре и оценке качества лекций.
Стандарт предназначен для преподавателей Сибирского государственного технологического университета, обеспечивающих проведение лекционных занятий.
2 НОРМА ТИВНЫЕ ССЫЛКИ
СТП 3.4.001-01 Система вузовской учебной документации. Основные положения.
СТП 3.4.002-01 Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе.
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1.Лекция - метод обучения, одна из основных организаций учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.
|
3.2Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.
З.ЗЗадачи лекции:
• обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;
• учить умению аргументированно излагать научный материал;
• формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
• отражать новые знания, еще не получившие освещение в учебниках и учебных пособиях;
• оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники и технологии.
3.4Функции лекции-.
• информационная - изложение системы знаний;
• мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;
• ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
• воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
3. SB иды лекции, В практике работы вузов принято выделение следующих видов лекций:
1 По целевому назначению курса:
1.1 Лекции, составляющие вводные курсы,
1.2 Лекции, составляющие общий систематический курс:
1.2.1 Вступительные или вводные лекции,
1.2.2 Основные лекции,
1.2.3 Заключительные лекции,
|
1.3 Лекции, составляющие обзорные курсы,
1.4 Лекции, составляющие специальные курсы.
2 По форме обучения:
2.1Установочные лекции,
2.2 Эпизодические (разовые) лекции,
2.3 Обзорные лекции.
3 По форме организации:
3.1 Информационная лекция,
3.2 Проблемная лекция,
3.3 Лекция-визуализация,
3.4 Лекция-вдвоем,
3.5 Лекция с заранее запланированными ошибками,
3.6 Лекция-пресс-конференция,
3.7 Лекция-дискуссия,
3.8 Лекция-беседа,
3.9 Лекция с применением обратной связи,
ЗЛО Лекция с опорным конспектированием.
3.11 Другие формы.
4 СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
4.1 Элементы лекции. К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.
4.1.1 Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
4.1.2 Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.
|
4.1.3 Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.
5 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КА ЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.
5.1 Критерии оценки содержания лекции:
• соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;
• научность, соответствие современному уровню развития науки;
• точность используемой научной терминологии;
• информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;
• реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;
• реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;
• связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
• соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).
5.2 Критерии оценки методики чтения лекции:
• дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
• структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;
• акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;
• рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, дея- тельностного и др.);
• логичность, доказательность и аргументированность изложения;
• ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
• соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;
• использование методов активизации мышления студентов;
• использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце каждой лекции);
• использование записей на доске, наглядных пособий;
• использование раздаточного материала на лекции;
• использование технических средств обучения.
5.3 Критерии оценки организации лекции:
• соответствие лекции учебному расписанию;
• четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);
• посещаемость лекции студентами;
• дисциплина на лекции;
• рациональное распределение времени на лекции;
• соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованием (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
• наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
5.4 Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
• осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;
• оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);
• просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);
• использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
• разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
• согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работ студентов.
5.5 Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
• знание предмета;
• убежденность;
• эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная,
скучная);
• степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);
• культура речи;
• речевые данные, дикция;
• внешний вид;
• манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
• контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
• отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
• отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.);
5.6 Критерии оценки результативности лекции:
• степень реализации плана лекции (полная, частичная);
• степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
• информационно-познавательная ценность лекции;
• воспитательное действие лекции.
СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Лекции Виды и требования
Издание официальное
Силин Владимир Викторович Харин Владимир Федорович
Редактор РИО Г.А. Маслакова
Подписано в печать Сдано в производство
Формат 60 х 84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. Уч.-изд. л. Тираж экз. Изд №
Заказ № Лицензия ЛР №020346. 20.01.97 г.
Редакционно-издательский отдел СибГТУ. 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82, типография СибГТУ.