ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ О СТЕПАНЕ РАЗИНЕ




Большинство исторических песен о Разине (о казачьем круге, о походе по Волге-реке, о казни Разина, о разинцах и др.) имеет характер хоровых песен и сливается с песнями социального протеста. Разинский цикл песен втягивал в себя многие крестьянские и казачьи лирические песни, первоначально по всем данным не относившиеся к нему. В результате этот цикл песенной поэзии стал повествовать о крестьянских восстаниях: в целом. Самый же образ Разина и разинцев, трактуемый как образ героических народных борцов против угнетения и закрепощения народных масс, прошел через века, слившись в XVIII столетии с образом Емельяна Пугачева и воспринимаясь в последующие столетия как выражение вольнолюбия и непокорности народных масс.

Песни о Разине и разинцах историчны в своей основе прежде всего потому, что в них правдиво запечатлелась жизнь крестьянства, казачества и посадского населения конца XVII в. Уложение 1649 г., отменившее сроки сыска беглых, окончательно завершило процесс закабаления крестьян и в значительной мере обусловило бегство крестьян в районы Дона и Поволжья, ставшие очагами крестьянской войны XVII в. В городах в середине XVII столетия вспыхивали восстания, в которые выливался протест против бесчинств царской администрации, непосильных притеснений, налогов, поборов. Все это закономерно порождает в исторической песенной поэзии собирательный образ народных масс, объединяющихся в борьбе с бесправием и закрепощением. Старый исторический эпос не знал выдвижения народных масс и слияния с ними героя, выступающего от их лица. Трудовой народ представал в нем в образе героического богатыря, вступающего в единоборство с тысячами врагов.

Песни правдивы не только отображением положения и настроений крестьянства, казачества, посадского люда второй половины XVII в.; песни верны исторической правде в рассказе об отдельных эпизодах восстания, в описании движения разинцев по Волге, упоминании о взятых городах и т. п. В песнях поется о том, как разницы прошли Астрахань, прошли Царицын, останавливаются в Жигулях, о победе под Астраханью и другими городами, о поражении под Симбирском, об овладении Яицким городком и т. п.. Описание подвигов разинцев, отдельных событий крестьянской войны XVII в. позволяет четче и полнее осветить образ восставшего народа и его вождя. Характерна для песен ясность определения социальных связей Степана Разина. Песнь подчеркивает социальное расслоение казачества и связь героя с бедняками, голытьбой. Доселе, говорит песня, Разин не ходил в казачий круг: пошел Степан Разин думу думать с голытьбой; выбрали беспаспортные бурлаки Разина своим атаманом, с ним в поход пошли

Типичной чертой и разинских и последующих за ними песен о восстаниях народных масс является акцент на классовой сущности движения, протест против именования его разбойничьим. Бежавшие из тюрьмы разницы говорят о себе:

Мы ив воры, не разбойнички, Стеньки Разина мы работнички, Есауловы все помощнички.Разин и разинцы восстали, чтобы добыть себе волю. Об этом говорит песня:

Братцы, вы мои казаченьки, Ай ну п голь жа, голь бедняцкая, Собирайся ты со всех, ну,со всех сторон! Товарищи вы, други любезнаи, Собирайтесь, братцы, вот вы стллетайтеся, Братцы, на волюшку-волю, вольнаю!.

Вольнолюбие и осознанное противопоставление себя боярам, воеводам, царским прислужникам — характерная черта таких песен, отмеченная уже в ранних записях XVII в. В чулковском песеннике XVIII столетия была напечатана замечательная песня о том, как разинцы казнили астраханского губернатора, поймав его на Волге-реке. Казня губернатора, они говорили:

«Ты добре, ведь, губернатор, к нам строгонек был, Ты, ведь, бил нас, ты губил нас, в ссылку ссылывал, На воротах жен, детей наших расстреливал!».

Степан Разин и разницы предстают единым целым. И когда -«помутился славный тихой Дон», узнав, что «атамана больше нет у нас», родилась легенда о том, что Разин остался жив, но скрылся в пещерах Жигулевских гор, а песня о сынке Степана Разина, гулявшем по Астрахани и не ходившем на поклон к губернатору, через столетие стала песней о Емельяне Пугачеве, возглавившем крестьянское восстание, которое так сильно потрясло русскую империю XVIII в. и предвещало еще более грозные бои с царским самодержавием в.

Песии о Разине и разинцах — в полной мере лирические песни. Только две из них имеют тенденции к развитию и осложнению сюжета — это песня о сынке Степана Разина, пойманном в Астрахани, и песня о расправе с астраханским губернатором. Но и они сосредоточивают внимание на узловых эмоциональных моментах; на смелой речи перед воеводой разница, обещающего приход в Астрахань Степана Разина, и на казни губернатора.

Исследователи песен о Степане Разине справедливо писали о лирическом характере их образов и поэтического языка. В литературе уже отмечалось, что в образе самого Разина много лирического, сближающего его с образами безымянных героев «удалых» или «разбойничьих» песен. Портрет Степана Разина тождествен портрету доброго молодца «сбеглого, сильного». Те же русые кудри, то же прекрасное лицо с соколиными очами и соболиными бровями, та же одежда — кафтан, подпоясанный широким поясом, плисовые штаны, сафьяновые сапоги у Степана Разина, что и у безыменного молодца, бежавшего от царских разъездов в дремучие леса, на широкие реки. Для разипских, как для всех народных песен лирического типа, характерен не индивидуализированный, а обобщенный портрет, в котором воплотились представления о мужской силе и красоте. Обобщающий характер портрета народной песии при условии близости тематики произведений содействовал слиянию песен о Разине с песнями о беглых крестьянах, о казаках, о посадской голытьбе, уходящей от притеснений воевод. Разинский цикл несен нередко пополнялся народными лирическими песнями о безыменных героях, противостоящих властям. Образ Разина как бы вбирал в себя образы всех тех, кто бедствовал и находил в себе силу и мужество восстать против угнетателей. Это подкреплялось единством поэтического языка народной лирики и исторической песенной поэзии. Для песен о восставших во второй половине XVII столетия крестьянах и казаках характерно широкое использование постоянного эпитета — чисты поля, темны леса, ясны очи, белы руки и др. Постоянные эпитеты, рисующие образ Разина, тождественны эпитетам, применяемым к безыменным разбойникам. Степана Разина песни называют: «добрый молодец», «удал добрый молодец», «удалой казак», «удалой атаманушка», «хозяин разудалый молодец», •«мил-ясен сокол». Эпитеты подчеркивают народную любовь к Разину и веру в него и в то же время его единство с восставшей голытьбой, к которой также применяется большинство из перечисленных эпитетов.

Сопоставление и противопоставление явлений природы переживаниям и действиям человека, как и в лирической песне, в исторических песнях XVII в. получает особое развитие.Такие параллельные образы, как, например, образы порубленных, поломанных кустов и пойманных, закованных в кандалы ра- зинцев, как образ поднимающейся грозной тучи и идущих на воевод разинцев, как образ помутившегося славного тихого Дона и смешавшегося после казни Разина казачьего круга и многие другие, усиливают лирическую напряженность, эмоциональность восприятия описываемых событий.

Поэтическая образность лирической песенной поэзии, органически вошедшая в исторические песни второй половины XVII в., с глубоким чувством любви раскрывает облик Разина, восставшего против бояр-воевод, полного решимости бороться, возглавившего неимущий, притесненный люд. В народной поэзии образ Степана Разина слился с образом народа

 

16 ВОПРОС

Вольга и Микула

Ана­лиз бы­ли­ны «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич»

Автор — народ. Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам.

Жанр — былина

Тема былины — изображение и осуждение князя, который едет с дружиной для сбора «дани» со своего удела.

Идея — прославление крестьянина, который живет не поборами, а честным трудом, гордится трудом и понимает его значение

Главная идея бы­ли­ны «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич» — это превосходство крестьянского труда.

Главные герои «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич» — простой крестьянин Микула Селянинович и князь Вольга Святославович.

Мысль о тя­же­лом труде зем­ле­паш­ца под­черк­ну­та срав­не­ни­ем двух об­ра­зов: Ми­ку­лы Се­ля­ни­но­ви­ча и князя Воль­ги. Князь Воль­га, спо­соб­ный пре­вра­щать­ся в пти­цу-со­ко­ла, щу­ку-ры­бу и се­ро­го волка, дей­стви­тель­но сла­бее Ми­ку­лы Се­ля­ни­но­ви­ча. Ува­же­ние к Ми­ку­ле под­черк­ну­то даже в самом на­зы­ва­нии бы­ли­ны. Воль­га Свя­то­сла­во­вич про­ник­ся ува­же­ни­ем к Ми­ку­ле за его ра­бо­то­спо­соб­ность, спра­вед­ли­вость и за учти­вые слова. После рас­ска­за па­ха­ря о раз­бой­ни­ках, ко­то­рые под­жи­да­ют Воль­гу на пути, тот понял, что од­но­му ему с му­жи­ка­ми не спра­вить­ся. За труд, за спра­вед­ли­вость и ува­же­ние му­жи­ки про­зва­ли Ми­ку­лу Ми­ку­лой Се­ля­ни­но­ви­чем. А как же одет па­харь? Одет он не для кре­стьян­ской ра­бо­ты, а как знат­ный и бо­га­тый бо­ярин. Каф­тан у него из чер­но­го бар­ха­та, са­пож­ки — зелен са­фьян, а это одеж­да дей­стви­тель­но очень знат­ных и бо­га­тых людей: Вот шилом пяты, носы вост­ры, Вот под пя­ту-пя­ту во­ро­бей про­ле­тит, Около носа хоть яйцо про­ка­ти. Вы­со­кий тон­кий каб­лук, как шило, и вы­со­ко за­гну­тый носок. Празд­нич­ная де­ре­вен­ская одеж­да вполне есте­ствен­на. Дело все в том, что па­хо­та, покос, жатва – это дей­стви­тель­но празд­нич­ная, тор­же­ствен­ная пора. На соб­ствен­ном опыте об этом знали со­зда­те­ли былин. По­то­му-то кре­стья­ни­ну и ува­же­ние осо­бое, и труд зем­ле­паш­ца выше во­ин­ско­го. В силе с ним не может срав­нить­ся даже целая хо­роб­рая дру­жи­нуш­ка князя Воль­ги. Во мно­гих ва­ри­ан­тах бы­ли­на за­кан­чи­ва­ет­ся тем, что Воль­га, изу­мив­шись мощью коня па­ха­ря, зна­ко­мит­ся с ними. Есть ва­ри­ан­ты, где от­прав­ля­ют­ся Воль­га и Ми­ку­ла вме­сте в го­ро­да, жа­ло­ван­ные Ми­ку­ле. А есть ва­ри­ан­ты, где Ми­ку­ла спа­са­ет Воль­гу от смер­ти, и в даль­ней­шем князь де­ла­ет его своим на­мест­ни­ком.

17 ВОПРОС



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: