Герои былин в русской живописи
Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники, откуда пошла мода на изображение былинных героев и как менялись богатыри со временем
Подготовила Дарья Борисенко
В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.
Садко. Картина Ильи Репина. 1876 год
Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал: приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко.
«Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко — богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя».
Илья Репин. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 23 декабря 1873 года
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот наконец приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.
|
В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика.
В эти дни в своей парижской мастерской Василий Поленов обсуждал с Васнецовым картину Репина. Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м
Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова.
Илья Муромец в «Витязе» ― почти байронический герой. Настрой Васнецова можно проследить по тому, как меняется ракурс от первых набросков к финальной версии. В эскизах богатырь повернут к зрителю в три четверти, но с каждой версией отворачивается от него все сильнее, и в итоге мы видим только кончик носа и клочок бороды героя. «Витязь» 1882 года удивительно (и, скорее всего, неслучайно) напоминает картины немецкого романтика Каспара Давида Фридриха, который изображал своих героев спиной к зрителю и лицом к стихии, будь то бушующее море, лес или закатное небо. А перед Ильей Муромцем ― роковой камень. И даже распутья в буквальном смысле нет, только поросшее бурьяном поле и голые кости. В лучших традициях романтизма. Надпись на камне взята Васнецовым из текста былины.
|
«На камне написано: „Как пряму ехати — живу не бывати: нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному“. Следуемые далее надписи: „Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти“ — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Виктор Васнецов. Из письма музыкальному и художественному критику Владимиру Стасову, 11 мая 1898 года
Конечно, символическое лишение витязя возможности жениться и разбогатеть ― еще один романтический симптом. Никакого распутья для русского богатыря нет: только вперед, на бой со смертью.
В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания. Сам же Илья Муромец становится воплощением жизненной силы и физической мощи и явно превосходит в этом и хмурого Добрыню Никитича по правую руку, и лукавого Алешу Поповича по левую. Неслучайно лицо Ильи Муромца Васнецов пишет с простого владимирского крестьянина Ивана Петрова. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
|
В 1914 году Васнецов пишет Илью Муромца еще раз — и опять по-новому. Динамичный, напоминающий агитационный плакат «Богатырский скок» представляет богатыря не мощной живой глыбой, а ловким бравым воином, рвущимся в бой. Учитывая, когда написана картина, такая разительная перемена в образе легко объяснима.
Одновременно с «Богатырями» свою версию образа Ильи Муромца представляет Михаил Врубель. На контрасте с его приземистым, будто сделанным из камня и глины «мужичищем-деревенщиной» витязи Васнецова выглядят до предела реалистичными. Из картин же самого Врубеля «Богатырь» больше всего напоминает написанного в следующем году «Пана»: Илья Муромец такой же лесной, сказочный, курчавый, и даже цветовая гамма обеих картин создает впечатление, будто они принадлежат к одной серии работ, хотя это не так. При этом гиперболизация физической силы богатыря стала скорее недостатком картины Врубеля в глазах критиков:
«Лошадь у него больше в ширину, чем в длину».
Екатерина Ге о картине «Богатырь» Михаила Врубеля
В то же время сам Врубель совсем был не намерен смеяться над Ильей Муромцем:
«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека, не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада».
Михаил Врубель. Из письма сестре
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин
. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей ― Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой ― фаюмские портреты
. Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович, и богатырь-эльф Алеша Попович, и царящий над миром маг Святогор.
Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками, и поэтому, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
Храбрый и славный и могучий витязь богатырь Бова Королевич. Лубочный лист из собрания Дмитрия Ровинского. 1881 год
Самой же оригинальной остается билибинская серия «Богатыри» 1902 года, где лубочные элементы соединяются с визуальным языком французских плакатов в духе ар-нуво. Главная отличительная черта богатырей Билибина ― минимум идеологии.
Противоположный подход был у Николая Рериха. Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. С Рерихом все поменялось. Сам Рерих поначалу не обожествлял богатырей, хотя с юности писал проникновенные былины о возрождении святой Руси. Так, в 1909–1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Здесь на первом плане — все еще декоративная составляющая, как у Билибина. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.
Но чем дальше Рерих углубляется в эзотерику, тем меньше его богатыри похожи на то, что делали предшественники. Ближе ко Второй мировой он снова увлекается былинными героями. Так появляются, к примеру, восточный мудрец Святогор в рассветных Гималаях и азиатская валькирия Настасья Микулична. Новые богатыри Рериха не просто древние защитники традиционных русских ценностей. Они существуют вне времени и ждут своего часа, чтобы восстать и продемонстрировать остальному миру святорусскую мощь. И за Рерихом эту тему подхватит советский художник Константин Васильев и другие поборники мистического русского возрождения во второй половине XX века. Кульминацией богатырской эзотерики Рериха можно назвать картину «Богатыри проснулись» 1940 года. И никто не объяснит, зачем в русской живописи появились богатыри, лучше, чем Рерих сделал это в статье «Великому народу русскому»:
«„Богатыри проснулись“ сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину „Как перевелись богатыри на Руси“, но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.
Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями — земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать».
Николай Рерих. Статья «Великому народу русскому», 24 июня 1940 года
18 ВОПРОС
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!
Сообщение темы урока:
Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели и истоки национального характера, и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно могучий русский характер, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря...
Но и собственно богатырская тема - подлинное достояние русского искусства.
Творчество лучших композиторов пронизано горячим чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской природе.
Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля русская.
Работа по теме урока:
1. Богатырская тема - подлинное достояние русского искусства.
«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил» - эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.
Вторая симфония Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.
В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Её премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры Эдуарда Направника.
Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!»
«Богатырская» - это название Вторая симфония А. П. Бородина носит и по сей день.
По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой - русских богатырей, а в финале - сцену разудалого богатырского пира. Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ русских богатырей.
Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А. Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь».
Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает к жизни богатырские образы в изобразительном искусстве и в музыке - как олицетворение светлой созидательной силы, всегда могучей, не умирающей даже в дни самых тяжёлых испытаний?
Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую глубину и весомость. В итоге, все развитие приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.
Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина.
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I часть.
Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» - в пьесе «Богатырские ворота».
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается пьесой «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева проект Триумфальных ворот. Он выполнен в «русском стиле».
Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе. Резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чем-то пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.
Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг русского народа.
Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова - колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в славном стольном городе Киеве.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что определяет характер любого народа. Это – глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.
Итог урока:
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри» - эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.
Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный поэтический поток вечных образов, которые называются великим словом «традиция».