Общие сведения
Название учебника | Литература | |
Автор (ы) | Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина | |
Класс | ||
Издательство | Издательский центр «Вентана-Граф» |
1. Квалификационные критерии автора (ов)*
1.1. Характеристика ученой (ых) степени (ей) по соответствующему научному направлению (по 10-балльной шкале, где 0 – минимум, 10 – максимум): ________
1.2. Характеристика уровня научных исследований автора (ов) по соответствующему научному направлению (по 10-балльной шкале, где 0 – минимум, 10 – максимум): _________
Нет информации
Оценка содержания и структуры учебника с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.
2.1. Соответствует ли содержание и структура учебника положениям Федерального государственного образовательного стандарта (да/нет) (если нет, то почему). Нет, так как очень слаб деятельностный компонент;учебник построен по разъяснительно-иллюстративному принципу: приведенные художественные тексты не являются объектом детского наблюдения, а по преимуществу иллюстрируют положения учебных статей; отбор учебного материала и характер заданий не соответствуют возрасту учащихся.
2.2. Соответствует ли содержание учебника предметным результатам освоения основной образовательной программы, с учетом специфики содержания предметных областей (да/нет), (если нет, то почему). да
2.3. Соответствует ли содержание учебника планируемым результатам освоения основной образовательной программы. (да/нет), (если нет, то почему
Нет: учебный материал отобран в соответствии с ООП, но формы работы с ним и характер учебной деятельности остался репродуктивным, недостаточно места для проявления индивидуальных личностных качеств и читательских версий учащихся.
* Раздел 1 (Квалификационные критерии автора) не обязателен для
заполнения.
Оценка научного содержания учебника
3.1. Общий уровень научного содержания учебника по 10-балльной шкале (0 – минимальный, 10 – максимальный): ___5__
3.2. Является ли содержание учебника оригинальным авторским текстом (да/нет). да
3.3. Достаточно ли объема научных знаний, представленных в учебнике, для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету (да/нет), (если нет, то почему). Нет, так как не выстроена работа с литературоведческими понятиями, которые упоминаются в заданиях, не организована деятельность учащихся, которая способствовала бы освоению этих понятий; включены во внимание далеко не все факторы художественной выразительности, доступные для обсуждения в 5 классе.
Благодарим уважаемого рецензента за замечание. На этапе 5 класса в учебнике рассматриваются следуюие понятия: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория. Этот список представляется достаточным для данного этапа обучения.
Практические задания, направленные на освоение этих понятий, включены не только в учебник, но и в рабочую тетрадь 5 класса.
3.4. Соответствует ли содержание учебника Фундаментальному ядру содержания общего образования по данному предмету (да/нет), (если нет, то почему). Нет, так как воспитание квалифицированного читателя предполагает навык самостоятельного суждения и оценки художественного произведения, в данном же учебнике оценки и суждения даны авторами в статьях, предваряющих чтение, самостоятельная оценка тем самым блокируется «правильностью» оценок авторов учебника (именно на них, как правило, и ориентируются учителя); в подавляющем большинстве случаев в конце работы по произведению формулируется вопрос «чему учит произведение?» – тем самым эстетическая реакция подменяется нравоучительной и ложной.
На этапе 5 класса сложно ожидать самостоятельность суждения учащихся о художественных произведениях, которые создавались не для 10-11 летних детей. Навык самостоятельного суждения требует воспитания, для достижения чего авторы стараются сделать восприятие самого предмета личностно значимым. Для этого адаптирован и сделан максимально образным язык теоретических текстов. На уровне же методического аппарата, ко многим произведениям даются вопросы и задания, направленные на то, чтобы школьник высказывал свое отношение к героям и проблеме произведения, мотивировал свою точку зрения. В частности, вопрос «Чему учит произведение?», - нацелен на сознательное рефлективное отношение к прочитанному.
3.5. Является ли научное содержание учебника дискуссионным в современной науке по соответствующему научному направлению (да/нет). да
3.6. Содержит ли текст учебника сведения о последних достижениях и результатах в данной области науки (да/нет). нет