Кельтский эпос – Уладцкий цикл: Смерть Кухулина
Старшая Эдда: Первая песнь о Гудрун, Краткая песнь о Сигурде, Речи Высокого, Прорицание вельвы.
Песнь о Роланде.
Песнь о Сиде.
Песнь о Нибелунгах.
Лирика трубадуров – на выбор.
Роман о Тристане и Изольде.
Ф.Вийон. Большое завещание.
Фарсы: Адвокат Патлен, Лохань.
Фаблио Завещание осла.
Роман о Лисе.
Данте А. Божественная комедия. – Ч.1 Ад.
Боккаччо Д. Декамерон.
Петрарка A. Книга песен.
Рабле A. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Ронсар П. Лирика.
Томас Мор. Утопия.
Шекспир В. Сонеты. Комедии: Венецианский купец, Сон в летнюю ночь, Комедия ошибок. Трагедии: Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет.
Брант С. Корабль дураков.
Роттердамский Э. Похвала глупости.
Сервантес М. Дон Кихот.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ 1 ГРУППЫ1 КУРСА
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫСРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
№ | ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ |
Вводное практическое занятие: характеристика курса и формы отчетности | Ауд. | |
«Терминология к курсу «История зарубежная литературы Средних веков и Возрождения» | Ауд. | |
««Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса» | Ауд. | |
«Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона» | Ауд. | |
Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы Средних веков» | Ауд. | |
«Своеобразие сонета Возрождения» | Ауд. | |
«Трагедия У.Шекспира «Король Лир»» | Ауд. | |
Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы эпохи Возрождения» | Ауд. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
П рактическое занятие № 1. Характеристика курса и основные формы отчетности.
Практическое занятие № 2. Терминология к курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
3. Периодизация Средневековья. Социально-исторические и основные культурные явления выделенных периодов.
4. Дать определение следующим терминам:
1)схоластика, дидактика, топос, кеннинг;
2)фантастика, синкретизм
3) сюзерен, вассал, клирик, бюргер, виллан, миннезанг, куртуазия, рыцарь;
4) эпос, сага, фаблио, шванк, новелла, моралитэ, миракль, мистерия, фарс, соти, утопия, эпопея;
5) скальд, скоп, друиды, филиды, жонглер, хуглар, шпильман, трубадур, трувер, миннезингер, вагант;
6) гуманизм, гуманист, Реформация, Реконкиста, инвеститура (инвестура).
Литература:
4. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2000.
6. Алексеев М., Жирмунский В., Мокульский С., Смирнов А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.
ЗАДАНИЯ:
3. Сделать развернутую таблицу, в которой отражено социально-историческое и культурное содержание периодов.
4. Составить терминологический словарь к курсу, по материалам которого планируется проводить мини - контрольные работы на лекциях.
Практическое занятие № 3. «Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
5. Характерные особенности немецкого героического эпоса. Время возникновения. Этапы развития.
6. Генезис «Песни о Нибелунгах». Теория А.Хойслера об особенностях формирования «Песни…» Отголоски текстов «Старшей Эдды» и их роль в «Песни о Нибелунгах».
|
7. Сюжетно-композиционное и идейно-тематическое своеобразие «Песни…». Система образов.
8. Место «Песни о Нибелунгах» в контексте мировой культуры и литературы.
Литература:
3. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
4. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. Вступ. ст. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.5-26.
Художественные тексты:
3. «Песнь о Нибелунгах».
4. «Старшая Эдда»: «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде».
Практическое занятие № 4. Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
5. Творческий портрет Ф.Вийона. Своеобразие лирического героя его поэзии.
6. «Большое завещание»:
- особенности построения, структура;
- своеобразие тематики;
- мотивная структура.
7. Анализ стихотворений: «Баллада о дамах былых времен», «Жалобы прекрасной оружейницы», «Двойная баллада о любви».
8. Место творчества Ф.Вийона в контексте европейской поэзии.
Литература:
4. История французской литературы (учебник для филологических факультетов – любое издание).
5. Косиков Г. Франсуа Вийон. – М., 1984.
6. Мандельштам О. Франсуа Виллон. (по любому изданию)
Художественные тексты:
Вийон A. «Большое завещание».
Разработать понятия:
Баллада, завещание, бурлеск, бурлескная завещание, лирический герой, мотив.
Практическое занятие № 5. Итоговая контрольная работа по литературе Средних веков.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
1. Определение термина.
2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Средних веков».
|
3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.
4. Наизусть.
РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:
- В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
- К контрольной работе по периоду Средневековья студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблица с примерами жанровых разновидностей лирики трубадуров.
Практическое занятие № 6. Своеобразие сонета Возрождения.
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
- Сонет как твердая поэтическая форма (генезис, особенности структуры – строфика, рифмовка).
- Данте А. «Новая жизнь» Своеобразие структуры сборника. Анализ сонета «В ее очах…».
- Петрарка A. «Книга песен». Общая характеристика. Анализ сонетов: «Благословен день, месяц, лето, час…» (LXI), «Уходит жизнь – уж так заведено…» (CCLXXII).
- Шекспир В. Сонеты. Общая характеристика. Анализ сонетов: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…» (66), «Уж если ты разлюбишь – так теперь…» (90).
Литература:
4. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).
5. История зарубежной литературы (см. рекомендуемые пособия для филологических факультетов вузов).
6. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. П/р. Пуришева Б. – М., 1975.
Практическое занятие № 12. Трагедия В.Шекспира «Король Лир».
ПЛАН И ЗАДАНИЯ:
6. Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения.
7. Сюжет трагедии. Картина мира. Проблема зла: образы Эдмонда, Реганы, Гонерильи.
8. Образ короля Лира. Трагический путь познания.
9. Открытость финала и его значение в трагедии.
10. Особенности реализма Шекспира: средства создания образов, языковые особенности.
Литература:
7. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.
8. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.
9. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.
Практическое занятие № 8. Итоговая контрольная работа