Художественные произведения




Кельтский эпос – Уладцкий цикл: Смерть Кухулина

Старшая Эдда: Первая песнь о Гудрун, Краткая песнь о Сигурде, Речи Высокого, Прорицание вельвы.

Песнь о Роланде.

Песнь о Сиде.

Песнь о Нибелунгах.

Лирика трубадуров – на выбор.

Роман о Тристане и Изольде.

Ф.Вийон. Большое завещание.

Фарсы: Адвокат Патлен, Лохань.

Фаблио Завещание осла.

Роман о Лисе.

Данте А. Божественная комедия. – Ч.1 Ад.

Боккаччо Д. Декамерон.

Петрарка A. Книга песен.

Рабле A. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Ронсар П. Лирика.

Томас Мор. Утопия.

Шекспир В. Сонеты. Комедии: Венецианский купец, Сон в летнюю ночь, Комедия ошибок. Трагедии: Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет.

Брант С. Корабль дураков.

Роттердамский Э. Похвала глупости.

Сервантес М. Дон Кихот.


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ 1 ГРУППЫ1 КУРСА

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫСРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
  Вводное практическое занятие: характеристика курса и формы отчетности Ауд.
  «Терминология к курсу «История зарубежная литературы Средних веков и Возрождения» Ауд.
  ««Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса» Ауд.
  «Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона» Ауд.
  Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы Средних веков» Ауд.
  «Своеобразие сонета Возрождения» Ауд.
  «Трагедия У.Шекспира «Король Лир»» Ауд.
  Итоговая контрольная работа по разделу «История зарубежной литературы эпохи Возрождения» Ауд.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

П рактическое занятие № 1. Характеристика курса и основные формы отчетности.

Практическое занятие № 2. Терминология к курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

3. Периодизация Средневековья. Социально-исторические и основные культурные явления выделенных периодов.

4. Дать определение следующим терминам:

1)схоластика, дидактика, топос, кеннинг;

2)фантастика, синкретизм

3) сюзерен, вассал, клирик, бюргер, виллан, миннезанг, куртуазия, рыцарь;

4) эпос, сага, фаблио, шванк, новелла, моралитэ, миракль, мистерия, фарс, соти, утопия, эпопея;

5) скальд, скоп, друиды, филиды, жонглер, хуглар, шпильман, трубадур, трувер, миннезингер, вагант;

6) гуманизм, гуманист, Реформация, Реконкиста, инвеститура (инвестура).

Литература:

4. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2000.

6. Алексеев М., Жирмунский В., Мокульский С., Смирнов А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987.

ЗАДАНИЯ:

3. Сделать развернутую таблицу, в которой отражено социально-историческое и культурное содержание периодов.

4. Составить терминологический словарь к курсу, по материалам которого планируется проводить мини - контрольные работы на лекциях.

Практическое занятие № 3. «Песнь о Нибелунгах» как вершина немецкого героического эпоса.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

5. Характерные особенности немецкого героического эпоса. Время возникновения. Этапы развития.

6. Генезис «Песни о Нибелунгах». Теория А.Хойслера об особенностях формирования «Песни…» Отголоски текстов «Старшей Эдды» и их роль в «Песни о Нибелунгах».

7. Сюжетно-композиционное и идейно-тематическое своеобразие «Песни…». Система образов.

8. Место «Песни о Нибелунгах» в контексте мировой культуры и литературы.

Литература:

3. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.

4. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов. Вступ. ст. // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. – С.5-26.

Художественные тексты:

3. «Песнь о Нибелунгах».

4. «Старшая Эдда»: «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде».

 

Практическое занятие № 4. Основные мотивы поэзии Франсуа Вийона.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

5. Творческий портрет Ф.Вийона. Своеобразие лирического героя его поэзии.

6. «Большое завещание»:

- особенности построения, структура;

- своеобразие тематики;

- мотивная структура.

7. Анализ стихотворений: «Баллада о дамах былых времен», «Жалобы прекрасной оружейницы», «Двойная баллада о любви».

8. Место творчества Ф.Вийона в контексте европейской поэзии.

Литература:

4. История французской литературы (учебник для филологических факультетов – любое издание).

5. Косиков Г. Франсуа Вийон. – М., 1984.

6. Мандельштам О. Франсуа Виллон. (по любому изданию)

Художественные тексты:

Вийон A. «Большое завещание».

Разработать понятия:

Баллада, завещание, бурлеск, бурлескная завещание, лирический герой, мотив.

 

 

Практическое занятие № 5. Итоговая контрольная работа по литературе Средних веков.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

1. Определение термина.

2. Теоретический вопрос по разделу «История зарубежной литературы Средних веков».

3. Тестовое задание на знание текстов по указанному периоду в истории зарубежной литературы.

4. Наизусть.

РЕКОМЕДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ:

  1. В процессе подготовки студент должен опираться на материал рекомендованной к курсу литературы, а также на лекции преподавателя.
  2. К контрольной работе по периоду Средневековья студент допускается при условии выполнения всех указанных в лекциях заданиях: оформленный словарь, таблица с примерами жанровых разновидностей лирики трубадуров.

 

Практическое занятие № 6. Своеобразие сонета Возрождения.

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

  1. Сонет как твердая поэтическая форма (генезис, особенности структуры – строфика, рифмовка).
  2. Данте А. «Новая жизнь» Своеобразие структуры сборника. Анализ сонета «В ее очах…».
  3. Петрарка A. «Книга песен». Общая характеристика. Анализ сонетов: «Благословен день, месяц, лето, час…» (LXI), «Уходит жизнь – уж так заведено…» (CCLXXII).
  4. Шекспир В. Сонеты. Общая характеристика. Анализ сонетов: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…» (66), «Уж если ты разлюбишь – так теперь…» (90).

 

Литература:

4. Словарь литературоведческих терминов (любая редакция).

5. История зарубежной литературы (см. рекомендуемые пособия для филологических факультетов вузов).

6. Зарубежная литература Средних веков: Хрестоматия. П/р. Пуришева Б. – М., 1975.

Практическое занятие № 12. Трагедия В.Шекспира «Король Лир».

ПЛАН И ЗАДАНИЯ:

6. Трагедии Шекспира как итог эпохи Возрождения.

7. Сюжет трагедии. Картина мира. Проблема зла: образы Эдмонда, Реганы, Гонерильи.

8. Образ короля Лира. Трагический путь познания.

9. Открытость финала и его значение в трагедии.

10. Особенности реализма Шекспира: средства создания образов, языковые особенности.

Литература:

7. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М., 1973.

8. Пинский Л. Трагедия состояния мира. // Пинский Л. Шекспир. – М., 1971.

9. Смирнов А. Шекспир. – М.-Л., 1963.

Практическое занятие № 8. Итоговая контрольная работа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: