Учреждение театра, 1756 год




Императрица Елизавета Петровна, Александр Сумароков.

С восшествием на престол в 1741 году Елизаветы, дочери Петра Великого, развлечения знати стали постепенно приобретать все бо- лее цивилизованный характер. В 1750 году императорским указом дворянам разрешили устраивать в домах «вечеринки с пристойной музыкой» и «представлять русские комедии». Публичные представ- ления в те годы проводились в Корпусе кадет, в «Оперном доме» на Малой Конюшенной и в придворном театре. В Корпусе кадет спектакли ставил – в том числе и по собственным пьесам – А. П. Сумароков.

В 1751 году театр сделался доступным не только для знати: купцам и их семьям также разрешили посещать представления (в 1756 году императрица Елизавета Петровна разрешила пускать в придворные сады избранную публику), а еще через год в Петербург переехала из Ярославля профессиональная труппа Ф. Волкова, осно- воположника русского театра.

Первый театр открывается в Ярославле в 1750 году дома у Федора Волкова (...), слава которого доходит до Москвы в 1759 году, когда и начинается организация первых публичных театров. Первый театр в Санкт-Петербурге был открыт под руководством Сумарокова, позже был открыт театр при Московском университете.

 

В 1756 году указом императрицы Елизаветы был учрежден «Русский для представлений трагедий и комедий театр», и дирек- тором его назначили А. П. Сумарокова. Повелели мы ныне учре- дить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головнинский каменный дом, что на Васильевс- ком острову, близ Кадетского дома.

Императрица Анна Иоанновна, племянница Петра I, подписала 21 сентября 1738 г. указ об открытии в городе Глухове Черниговской губернии специальной школы, где двадцать тщательно отобранных мальчиков обучались пению и игре на инструментах. Отсюда, из Глухова, в разные годы в Санкт-Петербург были доставлены - Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. При Анне Иоанновне выросла значимость Придворной Капеллы, главного музыкаль- ного учреждения России, хранительницы отечественных певческих традиций. Несравненный хор, состоящий из 50-ти выбранных дворцовых певчих, произ- водил немалое удивление.

С первых дней правления Елизаветы при императрице сложился круг ее давних приверженцев, занявших все важнейшие государственные и придворные посты. Страстная любовь к народным песням стала причиной внимания Елиза- веты к Алексею Григорьевичу Разумовскому. Украинский казак, редкостный красавец, он попал в Петербург благодаря своему великолепному басу. Его взяли в придворные певчие еще в 1731 г. Взойдя на престол, Елизавета Петровна пожаловала безродному Разумовскому графский титул и звание генерал-фельдмаршала, а в 1742 г., как утверждают многие историки, тайно с ним обвенчалась. Слухи об этом браке неизбежно рождали и легенды о якобы существовавших детях Елизаветы и Разумовского - например, княжне Таракановой и даже о целой семье Таракановых.

А. Сумароков.

Сумароков Александр Петрович – русский писатель, поэт, драма- тург, один из видных представителей классицизма. Директор пер- вого русского театра. Написал три оперных либретто: «Цефал и Прокрис» (музыка Ф. Арайя), «Альцеста» (музыка Г. Раупаха), «Пирам и Тизбе». Сотрудничал с иностранными и русскими балет- мейстерами.

Александр Петрович Сумароков (14 [25] ноября 1717, Виль- манстранд (ныне Лаппеэнранта) — 1 [12] октября 1777, Москва) — русский поэт, драматург и литературный критик. Один из круп- нейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором. 26 января 1767 года удостоен ордена Святой Анны и чина действительного статс- кого советника.

Для литературного творчества Сумарокова характерен жанро- вый универсализм, он писал оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические постро- ения. По выражению О. Б. Лебедевой, Сумароков был «отцом рус- ского театра», создателем национального театрального репертуара; драматургия была наиболее близка его литературной личности. В области драматургии он явился одновременно первым русским тра- гиком и комедиографом, несмотря на то, что эстетика классицизма тяготела к жанровой специализации драматургов.

Происходивший из древнего дворянского рода Сумароков всю жизнь был тесно связан с литературной средой, в том числе и семейными узами, он был тестем Я. Б. Княжнина и дядей П. И. Сумарокова. Последователями Сумарокова в разные годы были М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Н. П. Николев. Известность получили также его личные и литературные кон- фликты с М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским и императри- цей Екатериной II. Последний привел к утрате популярности Сума- роковым, его опале и преждевременной кончине.

 

Пирам и Тисба

Древнеримский поэт Публий Овидий Назон (43 года до н. э.— 17 или 18 год н. э.) наиболее прославился своей поэмой "Метаморфозы" (Превращения), в которых собрана богатейшая коллекция античных мифов, относящихся к различным превращениям. Среди расказанных Овидием в "Метаморфозах" историй есть и легенда о вавилонских любовниках - Пираме и Фисбе, которые стали праобразами Ромео и Джульетты.

 

Пирам и Тисба жили в Вавилоне в соседних домах, которые разделяла глинобитная стена и давняя вражда родителей. Но юноша и девушка полюбили друг друга. Каждый вечер они встречались у глинобитной стены, в которой был пролом, шепотом разговаривали, а когда наступала ночь, прощались. Их тяга друг к другу была так сильна, что они решились однажды нарушить запрет родителей и встретиться ночью далеко за городом у могилы Нина, основателя Ассирийской империи и покорителя Вавилона, под старой белоягодной шелковицей, росшей на берегу ручья. Тисба пришла первой, но, испугавшись свирепой львицы, спряталась в пещере. Убегая, она уронила свое покрывало, и львица разорвала его, испачкав кровью только что убитого ею быка. Пришедший позже Пирам рассмотрел при лунном свете следы львицы, пошел по ним и с ужасом обнаружил разодранное в клочья, забрызганное кровью покрывало Тисбы. Поцеловав остатки покрывала, Пирам сказал: "Обагрись теперь и моей кровью!" - поразил себя в грудь мечом и остался лежать под шелковицей. В тумане смерти он еще успел увидеть лицо Тисбы, живой и невредимой, в ужасе склонившейся над ним. Но того, как Тисба поднялась на ноги, приставила острие меча к своему сердцу и бросилась на него. Пирам уже не видел. Влюбленных соединила не жизнь, а смерть. В одной могиле похоронили их.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: