Придворный хор. Разумовские.




V Музицирование при Елизавете Петровне.

Придворный хор. Разумовские.

Первые русские оперные тексты Сумарокова.

Указ о создании театра.

Период 1741-1761 гг. – это время правления Елизаветы Пет- ровны, взошедшей на престол в результате государственного пере- ворота. Ее правление характеризуется успешной внешней полити- кой, а также развитием просвещения и культуры. Успешная внеш- няя политика проводилась в ходе двух войн: русско-шведской вой- ны 1741-1743 и Семилетней войны 1756-1763.

В период правления Елизаветы Петровны сложились благопри- ятные условия для развития русской культуры, прежде всего на- уки и образования. Академия наук участвовала в организации географических экспедиций на Дальний Восток с целью подроб- ного изучения северо-восточных границ Российской империи. Елиза- вета подписала указ об основании Московского университета. Распространение университетского образования в России было за- ветной мечтой российского ученого и просветителя М. В. Ломоно- сова. Склонив на свою сторону вице-канцлера М. И. Воронцова и еще более влиятельного фаворита И. И. Шувалова, Ломоносов сос- тавил проект открытия университета в Москве. В одном ряду с этим событием стоит учреждение в 1756 г. русского професси- онального театра Федора Волкова и Александра Сумарокова, а в 1758 г. - Академии художеств.

Императрица Елизавета Петровна обладала незаурядными музы- кальными способностями и занятиям музыкой отводилась важная роль в ее образовании. Она пела и, если верить молве, сама сочи- нила песни «Во селе, селе Покровском» и «Чистый источник! Всех цветов красивей». В дальнейшем судьба песен сложилась таким образом, что они постепенно превратились в народные.

Елизавета превратила русский двор в один из самых блиста- тельных в Европе. При Елизавете Петровне существовала италь- янская опера и придворный певческий хор. По повелению императ- рицы при дворе был заведен первый роговой оркестр и оркестр янычарской (турецкой) музыки.

Во время правления Елизаветы Петровны можно было посетить платный концерт клавесинной музыки, и даже познакомиться с му- зыкой и инструментами разных национальностей, населявших Рос- сийскую империю. 10 сентября 1749 г. императрица подписала указ об исполнении при Дворе в послеполуденное время по понедель- никам - танцевальной музыки, по средам - итальянской музыки, по вторникам и пятницам - французских комедий с музыкальным сопровождением в Оперном доме.

Именно в царствование Елизаветы Петровны в 1755 г. про- изошло важнейшее событие в музыкальной жизни России: была поставлена первая опера на русское либретто, исполненная русскими актерами («Цефал и Прокрис», музыка Ф. Арайи, слова А. Сума- рокова). С этого времени опера начала победное шествие по просторам Российской империи. Не только в столицах, Петербурге и Москве, но и в провинциальных городах осуществлялись опер- ные постановки.

 

 

Интерес к театру Елизавета не утратила и будучи императ- рицей. Она наслаждалась спектаклями, даже если видела их неоднократно. Особенно популярны в России середины XVIII в. были пьесы А. П. Сумарокова. Не только торжества и праздники, но и обычные застолья Елизаветы Петровны обязательно сопровож- дались игрой оркестра и пением придворных музыкантов. Как пишет известный историк Е. В. Анисимов, "в елизаветинское время музыка стала составной и непременной часть" жизни дворца и петербургского дворянства". Императорский оркестр из высоко- профессиональных итальянских и немецких музыкантов исполнял произведения западноевропейских композиторов. Давались и кон- церты, рассчитанные первоначально на придворное общество, они позже стали публичными. Посещать их могли и горожане. На этих концертах русские слушатели познакомились с арфой, ман- долиной, гитарой.

Пышно расцвела при дворе итальянская опера. На устройство спектаклей средств не жалели. Это были величественные пред- ставления с балетными номерами и декламацией, производившие неизгладимое впечатление на зрителей. В спектаклях наряду с итальянскими музыкантами и артистами были заняты и молодые русские певчие. Исполнение ими трудных итальянских арий вы- зывало восторг слушателей. В балетных постановках все чаще стали появляться русские танцовщики. Так закладывались основы русской национальной оперы и балета.

 

В 1742 году для придворных торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны Ланде поставил несколько балетных пред- ставлений: при опере Х. Гассе и Л. Мадониса «Милосердие Титово», «Радость народа о явлении Астреи на Российском горизонте и возвращении золотого времени», «Золотое яблоко на пире богов, или Суд Париса» и балеты между действиями: «бал крестьян латинских», «бал африканцев», «бал американцев», «бал римского народа, радующегося о милосердии Титовом».

 

 

В 1742-59 годах Арайя продолжал свою деятельность в Петербурге уже в елизаветинскую эпоху. В этот период он создал около 8 больших опер, среди них «Селевкт» (1744), «Сци- пион» (1745), «Митридат» (1747), «Беллерофонт» (1750), «Евдоксия Венчанная, или Теодор II» (1751) и др. В опере «Беллерофонт» успешно дебютировал один из крупнейших русских певцов того времени Марк Полторацкий, учениками которого впоследствии стали знаменитые композиторы М.Березовский и Д.Бортнянский.

Важнейшим событием в истории русской оперы стала пос- тановка в 1755 году оперы Арайи «Цефал и Прокрис» на пер- вое русское либретто А.Сумарокова, исполненной русскими ар- тистами, среди которых были Г.Марцинкевич и Е.Белоградская.

В постановке были задействованы «спецэффекты» своего вре- мени: применение «трубок жестяных для пламенений» и машин для смены декораций пяльцами «немецкаго манеру с колесцами». Для подъема актеров, когда " Аврора нисходит с небес " или " Цефал вихрем подъемлется на воздух и уносится из глаз", использовались специальные тросы, прикрепленные к поясу.

Газеты восторженно писали о выступлении артистов (Санкт- Петербургские ведомости" 1755 года (№18): «Шестеро молодых лю- дей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали, <...> представляли сочиненную А. П. Сумароковым на рос- сийском языке и придворным капельмейстером г.Арайем на музыку положенную оперу, "Цефал и Прокрис" называемую, с таким в му- зыке и итальянских манерах искусством и со столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театраль- ное представление за происходившее совершенно по образу наилуч- ших в Европе опер».

С ю ж е т


Сюжет оперы поставлен по мотивам античного мифа о Цефале (Кефал) и его жене Прокрис (Прокрида). Основная сюжетная линия мифа – супруги Кефал и Прокрида нарушили клятву верности друг другу. Кефал испытал жену наря- дившись чужеземцем и предложил провести с ним ночь в обмен на золотую диадему, Прокрида не смогла устоять и поддалась искушению.
Прокрида погибла по роковой случайности от копья своего мужа. За не- вольное убийство Кефал был отправлен в изгнание. Продолжение мифа еще интереснее -- у Кефала родился сын, ставший предком Одиссея. Сына Кефалу родила медведица.

 

 

Царь Минос, влюбленный в Прокрис, хочет помешать ее свадьбе с Це- фалом, он просит злого волшебника Тестора помочь ему. Волшебника к царю подослала сама богиня Аврора.

 

Минос и Аврора договариваются разлучить влюбленных. Тестор насы- лает на Цефала ужас ада.

 

Цефал обращается в богине мудрости Минерве с просьбой предсказать их будущее. Минерва говорит о грядущих несчастьях.

 

Аврора переносит в мир ужаса Прокрис и предлагает ей отказаться от Цефала в обмен на его свободу. Эти диалогом завершается первое действие.

Второе действие начинается с диалога Миноса и Тестора. Они говорят, что «все перенесены назад», увиденное было таинством-предсказанием богини Минервы. Чтобы избежать гибели Прокрис должна расстаться с Цефалом.

 

Заговорщики встречают Прокрис и говорят ей о неверности Цефала. Тестор своими чарами внушает Прокрис чувство ревности. Она пытается объясниться с Цефалом, но не верит ему. Цефал просит Прокрис уйти и укладывается спать.

 

В следующей сцене Цефал один на охоте, он слышит шум в кустарнике и пускает стрелу, думая, что к нему крадется зверь. Так Цефал случайно он убивает свою жену, которая следила за ним. В финале оперы герои трагедии оплакивают Прокрис.

 

До 1757 Арайе, практически, не было конкурентов на импе- раторской сцене. Однако в 1757 в Петербурге появляется антре- приза Дж.Локателли, имевшая большой успех. Музыку стал сочинять также и один из инструменталистов итальянской труппы Арайи Г.Раупах, особенным успехом пользовалась опера Раупаха «Аль- цеста» на либретто Сумарокова (1758). В итоге, Арайя принял решение подать в отставку и покинул Россию в 1759. На его место был принят Раупах.

Последнее пребывание Арайи в Петербурге относится к 1762 году, когда он приехал в северную столицу по приглашению вступившего на престол Петра III. 28 мая он был зачислен в штат капельмейстером. Однако, уже спустя полтора месяца пришедшая к власти Екатерина II издала указ, где поручила сочинение музыки для празднования своей коронации капельмейстеру В.Ман- фредини. Летом того же года Арайя навсегда покидает Россию. Согласно сведениям из различных источников, он более нигде не служил и доживал свой век в Болонье, где и умер после 1775 (?).

Творческая манера Арайи, не бывшего новатором, вполне укла- дывается в стиль традиционного виртуозного барочного музициро- вания, присущего представителям Неаполитанской школы. В соче- тании с возникшими местными традициями (массовые сцены, хо- ровые эпизоды, звуки военных инструментов) оперы Арайи свое- образно приобретали черты т. н. «петербургской» большой оперы».

 

 

Придворный хор. Разумовские.

 

Известно, что в 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра I попол- нялся посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек. В царство- вание имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться.

 

В открытой в 1740 г. в Петербурге студии Придворной капеллы продолжались традиции Глуховской певческой школы, открытой там еще при Анне Иоановне. При этом акцент делался на обяза- тельном овладении игрой на музыкальных инструментах. В 1745 году при Придворном хоре, пополнявшимся также русскими испол- нителями, для особо одаренных вводится теория музыки, контра- пункт, игра на скрипке и других музыкальных инструментах. На кобзе и бандуре в Глухове неплохо играл и сам гетман Ки- рилл Розумовский.

 

В 1742 г. во время торжеств по случаю коронования императ- рицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера Метас- тазио „Милосердие Тита», и для исполнения хоров в ней по при- казанию императрицы были приглашены певчие придворного хора, для которых итальянские слова оперного либретто были перепи- саны в партии русскими буквами. С этого времени придворная ка- пелла должна была участвовать во всех придворных оперных спек- таклях, где нужен был хор.

 

 

Интересно, что именно с певчего Придворной певческой капеллы началась стремительная и блистательная карьера Алексея Розумовского - брата Кирилла. Как раз в период начала работы Глуховской певческой школы, на Рож- дество 1731 г. проезжал через с. Чемер на Черниговщине полковник Ф.Виш- невский, который вез из Венгрии токайское вино к царскому столу. Зайдя в местную церковь и услышав прекрасный голос Алексея – сына обеднев- шего казака из хутора Лемеши Григория Розума, полковник предложил парню ехать с ним в Петербург. Так, в 22 года Алексей попал в Придворную пев- ческую капеллу, где на него обратила внимание дочь Петра І, цесаревна Елизавета – сама любительница хоровой музыки. Покорив сердце царевны, Алексей становится ее фаворитом и ближайшим советником. А после восхож- дения на российский престол Елизавета Петровна жалует Алексею, теперь уже Розумовскому, звание фельдмаршала и титул графа, дарит ему огромные имения, более того – вступает с ним в тайный брак. Графский титул получил также брат Алексея Кирилл, в 1750 г. ставший последним гетманом Украины.

Граф (позже — князь и светлейший князь) Андрей Кириллович Разу- мовский (22 октября (2 ноября) 1752, Глухов — 11 сентября (23 сентября) 1836, Вена) — русский дипломат из рода Разумовских, посланник в Вене (1797—1799, 1801—1807), строитель венского дворца Разумовских. Известен также как меценат, которому Бетховен посвятил «Русские квартеты». Действительный тайный советник 1-го класса (1819).

 

В действительности, род происходит от рядового казака Якова Романо- вича Розума, имевшего двух сыновей: Ивана — родоначальника угасшей дво- рянской ветви Разумовских, и Григория († 1730), сыновья которого, Алексей возведен (16 мая 1744) в графское достоинство Римской империи, а Высо- чайшим указом (15 июля 1744) он и его брат Кирилл Разумовские, возве- дены с нисходящими потомками в графское достоинство Российской им- перии. Сын Кирилла, граф Андрей Кириллович получил титул князь (1814), пожалован титулом Светлости (1815).

Род продолжился потомством Кирилла Разумовского, имевшего пять сыно- вей (в их числе Алексей Кириллович и Андрей Кириллович). Григорий Кириллович признан в графском Богемского королевства достоинстве, сохранившееся за потомками.В Российской империи род графов Разумовских считается угасшим со смертью графа Петра Алексеевича († 1829).

 

В 1750 г. гетманом становится Кирилл Розумовский, и при его дворе в Глухове появляется профессиональный театр. Помимо драматической, театр имел также о п е р н у ю и б а л е т н у ю труппы, х о р и о р к е с т р. В оркестре театра сперва играли преимущественно итальянцы, однако со временем появились и украинские музыканты.

 

Любовь к музыке К. Розумовского «по наследству» перешла к его сыну Андрею Кирилловичу, родившемуся в Глухове. Будучи послом в Вене, он был лично знаком с Л. В. Бетховеном, Й. Гайдном, В. А. Моцартом. Сам хороший скрипач, член струнного квартета, Андрей Кириллович был меценатом искус- ства, другом и покровителем великого Бетховена, который записал от него несколько украинских песен и посвятил Андрею Розумовскому три струнных квартета и две знаменитые симфонии – Пятую и Шестую. После отставки, Андрей Кириллович в 1810 г. содержал прекрасную хоровую капеллу в Бату- рине, певчие которой «учились у Бортнянского и у превосходных мастеров в чужих землях”. Славилась раритетами и богатейшая музыкальная биб- лиотека Розумовских, собрание которой насчитывало более 2300 произведений оперной, симфонической и камерной музыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: