Трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля. При передаче крутящего момента происходит его изменение и распределение между ведущими колесами. Изменение крутящего момента в трансмиссии можно оценивать ее передаточным числом, равным отношению частот вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес, если не учитывать потери энергии в трансмиссии.
Разделив крутящий момент, подведенный к ведущим колесам, на радиус колес, получим силу тяги, т. е. силу, обеспечивающую движение автомобиля в результате взаимодействия колес с дорогой. Сила тяги затрачивается на преодоление сил сопротивления движению: силы сопротивления качению колес, силы сопротивления воздуха, силы сопротивления подъему и силы сопротивления разгону. Сумма сил сопротивления движению может меняться в широких пределах в зависимости от условий движения. Соответственно должна изменяться сила тяги на ведущих колесах, главным образом вследствие изменения крутящего момента в трансмиссии. Сила тяги ограничивается сцеплением ведущих колес с дорогой. Максимальная сила тяги равна произведению коэффициента сцепления колеса с дорогой на сцепной вес, т. е. на часть веса автомобиля, приходящуюся на ведущие колеса. Наибольшая сила тяги может быть реализована при наличии на автомобиле привода ко всем колесам. Для движения по дорогам с твердым покрытием достаточно двух ведущих колес.
Трансмиссии по характеру связи между двигателем и ведущими колесами разделяют на механические, гидрообъемные, электрические и комбинированные (гидромеханические, электромеханические).
Наибольшее распространение на современных автомобилях получили механические трансмиссии, которые могут быть выполнены по различным схемам в зависимости от назначения автомобиля, расположения на нем двигателя и ведущих колес. Для оценки трансмиссии и для характеристики автомобиля применяют колесную формулу, где первая цифра означает число всех колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес, например 4х2.
|
Механические трансмиссии. Для автомобилей с колесной формулой 4x2 наиболее часто применяется схема с передним размещением двигателя, задними ведущими колесами и с центральным относительно продольной оси расположением основных частей трансмиссии (ВАЗ-2105 «Жигули», ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53А, МАЗ-5335 и др.). Крутящий момент от двигателя через сцепление передается к коробке передач. В коробке передач крутящий момент изменяется в соответствии с включенной передачей. Водитель выбирает передачу в зависимости от условий движения. Сцепление и коробка передач обычно конструктивно объединены в один блок с двигателем, образуя силовой агрегат. От коробки передач крутящий момент через карданную передачу передается к главной передаче, в которой он увеличивается, и далее через дифференциал и полуоси подводится к ведущим колесам. Дифференциал распределяет момент между правым и левым колесами. Главная передача, дифференциал и полуоси, размещенные в общем картере, составляют ведущий мост.
Механические трансмиссии легковых автомобилей с колесной формулой 4x2 часто выполняют по другой схеме: с расположением двигателя, сцепления и коробки передач непосредственно у ведущего моста: задние ведущие колеса и двигатель сзади, как у автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» или передние ведущие колеса и двигатель впереди, как у автомобиля ВАЗ-2108. При такой схеме трансмиссии не нужна карданная передача между коробкой передач и ведущим мостом. Привод ведущих колес осуществляется не полуосями, а карданными передачами. В приводе к ведущим управляемым колесам устанавливают карданные шарниры равных угловых скоростей.
|
Механическая трансмиссия автомобиля 4x4 по сравнению с трансмиссией автомобиля 4х2 дополнительно включает раздаточную коробку, от которой крутящий момент подводится как к переднему, так и к заднему ведущим мостам отдельными карданными передачами. Передний ведущий мост кроме главной передачи, дифференциала и полуосей в приводе колес имеет карданные шарниры, которые обеспечивают возможность подведения крутящего момента к передним ведущим управляемым колесам. Иногда в раздаточных коробках устанавливают межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент между ведущими мостами в определенной пропорции.
В механических трансмиссиях трехосных автомобилей крутящий момент к промежуточному и заднему ведущим мостам может подводиться одним общим валом или раздельно двумя валами. В первом случае главная передача промежуточного моста имеет проходной ведущий вал. В раздаточных коробках трехосных автомобилей со всеми ведущими колесами предусмотрено устройство для выключения привода переднего моста или установлен межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент в определенной пропорции между передним и двумя другими ведущими мостами. При раздельном приводе промежуточного и заднего мостов раздаточная коробка может иметь межосевой дифференциал, распределяющий крутящий момент между этими двумя мостами.
У автомобилей с колесной формулой 8x8 при необходимости увеличения базы (расстояния между крайними осями) применяют обычно потележечное расположение ведущих мостов, т. е. сближают первый мост со вторым и третий с четвертым. Управляемыми выполняют колеса двух передних мостов. При этом необходимы три раздаточных коробки с дифференциалами.