Образ Эдипа: характеристика героя




Древнегреческая драматургия (трагедия Эсхила «Прометей прикованный», Софокл «Эдип царь», Еврепид «Ипполит»).

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный

История создания

Трагедия создана в середине 5 века до н.э. Эсхил опирался на миф о Прометее, который участвовал в борьбе Олимпийцев с Титанами. Действие происходит уже после свержения старых богов и воцарения на Олимпе Зевса. Эти мифы отражают переходный период в сознании людей. Титаны олицетворяли силы природы — величественные, могущественные и бездушные. А боги уже похожи на самих людей, имеют свои характеры, совершают иногда неблаговидные поступки. Это период переосмысления человеком своего места в этом мире. Эсхил и его современники размышляют о месте человека в божественной иерархии. Они такие же, как люди, так почему люди не могут также влиять на жизнь богов?

Поэма об одном из богов, который пошел против своих собратьев, чтобы помогать людям. Прометей научил их охотиться, строить жилища, делать одежду, лечиться при помощи трав и, в конце концов, принес им огонь. Этим он разгневал Зевса, за что тот приказал приковать его к скале, ведь боги бессмертны и такая казнь означает вечное мучение. Была и еще одна причина: Прометей, будучи провидцем, знал о судьбе всех олимпийцев, в том числе и верховного бога, но отказался открыть ему это. Другие боги не понимают поступка Прометея, но свой главный мотив он раскрывает в конце трагедии богу Гермесу говоря, что лучше страдать, чем прислуживать.

Жанр

В трагедии крайне небольшая роль отводится хору. Поэтому, в отличие от остальных трагедий Эсхила жанр оратории здесь представлен мало. Основное место отводится монологам и диалогам, что дает раскрыться жанру декламации.

 

Главные герои и их характеристика

Во время всей трагедии мы видим на сцене Прометея. Он присутствует здесь как тот, кто пострадал на благо людей. Зритель не может ему не сопереживать. Но в своих монологах он не обвиняет никого, кроме судьбы, ведь Прометей знал, что ему предначертано.

Гефест и Гермес выступают в роли исполнителей воли Зевса. Отличие только в том, что Гефест делает это против своего желания, он повинуется скорее от внутренней невозможности предать своего властителя. А Гермес — просто слепо следует воле богов.

Внесценический персонаж Зевс здесь представлен в нетипичной роли. Если в остальных трагедиях Эсхил воспевает его, представляя как мудрого и справедливого господина, то здесь он предстает как тиран и деспот, который не считается ни с чьим мнением, кроме своего собственного.

 

Проблематика

В «Прометее прикованном» явно присутствует социальная проблематика. Возможно, в метафорическом смысле, Эсхил хотел показать похожие ситуации у людей, когда правитель-тиран искореняет любое инакомыслие. А возможно, что здесь есть и следы борьбы человека с богами, переход от эпохи олимпийцев к эпохе героев, об этом говорит появление Ио, от потомков которой, потом родится Геракл.

 

В чем смысл трагедии

Эсхил хотел донести, что невозможно жить в мире с самим собой, когда вокруг происходит несправедливость. Когда правление титанов стало казаться жестоким, он выступил против них с богами, а когда сами боги начинают угнетать людей, Прометей снова на стороне слабых. По мнению автора, тирания бессмысленна и разрушительна и правители, которые этого не понимают, сами расшатывают свой трон.


Софокл «Царь Эдип»

Сюжет

Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу. Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю. Эдип дошел до города Фивы, у которого сидел Сфинкс и загадывал всем проходящим мимо загадку, кто не отгадывал — был убит. Эдип с легкостью отгадал загадку и спас Фивы от Сфинкса. Фиванцы сделали его королем и женили на царице Иокастре. Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.

 

Жанр произведения

Произведение Софокла «Царь Эдип» относится к жанру античной трагедии. Трагедия характеризуется личным конфликтом, вследствие которого главный герой приходит к потере личных ценностей, необходимых для жизни. Неотъемлемая ее часть – катарсис. Когда читатель пропускает страдания персонажей через себя, это вызывает у него эмоции, возвышающие его над обыденным миром.

В античной трагедии часто показывается контраст счастья и несчастья. Счастливая жизнь наполняется преступлениями, расплатами и наказаниями, таким образом, переходя в несчастную.

Особенность трагедий Софокла в том, что не только главного героя постигают жестокие участи, но и судьбы всех причастных к нему становятся трагичными.

Главной темой античной драматургии является злой рок. И трагедия «Царь Эдип» — ярчайший пример. Судьба господствует над человеком, он лишен свободы воли. Но в трагедии Софокла, герой пытается изменить предначертанное, он не хочет смиряться с предопределением. У него есть своя собственная позиция, но в этом и заключается вся трагедия: бунт против системы жестоко подавляется, ведь он тоже заранее спланирован. Рок, который бунтарь ставит под сомнение, разыгрывает с ним злую шутку, заставив его усомниться в том, что его заставили. Эдип уходит не из родного дома, а из дома приемных родителей. Его уход равносилен бегству от собственной судьбы, которая находит его и на этой траектории. И когда он ослепляет себя, то таким образом тоже выступает против рока, но и этот выпад предсказывается Оракулом. Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.

Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.

 

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

 

Проблематика пьесы

Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора. Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.

Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья. Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.

Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения. Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.

Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?

Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный

 

Еврепид «Ипполит»

Сюжет

В древности в Афинах царствовал Тесей. За всю свою жизнь он совершил немало великих подвигов, но самым важным был подвиг избавления людей острова Крит от страшного чудища Минотавра, обитавшего в лабиринте и обложившего жителей страшной данью. Помогала Тесею царевна Ариадна, она вывела героя из лабиринта. Тесей пообещал на ней жениться, но отдал девушку в жены богу Дионису, чем вызвал гнев богини любви Афродиты.

Второй раз Тесей женился на девушке – амазонке, но ее век был не долог, она полегла в сражении, оставив Тесею сына Ипполита. Ребенок считался незаконнорожденным и рос не в Афинах, а в городе Трезене. Так же как и все амазонки не знались с мужским полом, так и Ипполит дал клятву не иметь ничего общего с женщинами, он посвятил свою жизнь служению богине Артемиде. Афродита вновь была разгневана.

Третьей супругой царя Тесея суждено было стать сестре Ариадны Федре. С этого момента богиня любви Афродита начинает мстить. Федра влюбилась в Ипполита. Любовь была безумной. Она старалась преодолеть свои чувства к пасынку, пока он находился в другом городе. Но волею судьбы Тесей с Федрой оказываются в том городе, где жил Ипполит. Царица не в силах совладать со своей любовью заболевает. Недуг свалил Федру в постель. Никто не понимал, что с ней творится, за царицей ухаживала кормилица. Федра полагала, что ее спасет только смерть. Пока Тесей был в отъезде, в его дом постучалась беда.

Кормилица поведала Ипполиту о безумной любви его мачехи, парень в сердцах проклял весь женский род, он был в ужасе от услышанного. Федра ругает кормилицу за то, что она выдала тайну, царица хотела умереть, сохранив свою честь, а теперь придется обвинять Ипполита перед Тесеем.

Тесей вернулся домой и застал свою жену повешенной, в руках ее была записка, где она обличает своего пасынка в непристойном деле, якобы Ипполит посягнул на ее честь, а она не смогла пережить позора. Разгневанный Тесей верит прочитанному и взывает к отцу своему Посейдону и просит наказать Ипполита. Ипполит приходит домой и видит мертвую мачеху, он ошарашен этим событием, а тут еще отец в ярости, обвиняет его в страшном проступке. Ипполит пытается оправдаться, ведь он ничего подобного не делал, но все тщетно, Тесей не верит сыну и изгоняет его из города.

Выехав из Трезена, Ипполита настигает месть Афродиты, из моря появляется чудище, испугавшее лошадей Ипполита, колесница разбивается о скалы, а парень волочится по земле. Ипполит молил богов, чтобы они открыли отцу глаза на правду, он не хотел быть предателем. Погибающего царского сына доставили обратно во дворец.

Тесей не хотел видеть сына, он не верил ему, но тут появилась покровительница Ипполита богиня Артемида и открыла царю всю правду. Она рассказала всем, что всему виной Афродита, и она несправедливо относится к людям, но Артемида ее накажет. Ипполит прощает отца перед своей кончиной. Тесей опечален.

 

Это произведение учит нас доверять людям, тем более своим близким. Не стоит делать поспешных выводов, не зная правды. Губительной силе женщины, чья любовь отвернута, Ипполит ведет целомудренную жизнь, посвятив себя поклонению богине Артемиде. Богиня любви и красоты Афродита служить которой Ипполит не хочет, возбуждает в его мачехе Федре приступную любовь к пасынку. Тот отвергает любовь Федры она лишает себя жизни написав письмо что Ипполит обесчестил ее и что она убила себя не в состоянии после этого жить.

После вскрылась правда, Тессей- отец оплакивает сове неразумие.

Проблематика

Оба главных героя трагедии Федра и Ипполит отступают от нормы и противопоставлены друг другу, как две крайности. Федра одержимая недозволенной страстью к пасынку

Ипполит не только преисполнен чувством долга, но и вообще избегает любви, все свое время отдает охоте и атлетическим упражнениям. Холодность, чрезмерная рассудочность, аскетичный образ жизни оказывающиеся такие же пагубные, как и страсть, затмевающий рассудок, результат гибель обоих героев.

Обращением знаменитого драматурга к судьбе несчастной младшей дочери Миноса и ее пасынка. Первая драма об Ипполите, как сообщает традиция, была посвящена женскому бесстыдству; но тема не понравилась афинской публике, и поэт переделал свою драму, сделав ее главную героиню, по-видимому, более привлекательной.

Образы героев

Главные герои трагедии — Ипполит и Федра (при этом симпатию автора вызывает скорее женский образ, поскольку Ипполит — чистый и прямолинейный — не является достаточно трагической фигурой в рамках поэтики Еврипида). Федра — одновременно и страстная, и рефлектирующая натура: она подробно излагает «историю болезни» и своей борьбы с ней, окончившейся полным провалом, и находит в себе достаточно ума и силы, чтобы увидеть всю опасность софистических аргументов кормилицы: «То, что губило многолюдные города, — слишком красивые речи» — и возражает на тезис о тождестве добродетели и знания: «Мы понимаем то, что нужно, но не поступаем так» (эту реплику позднее использовал Овидий в «Метаморфозах», откуда заимствовали ее — в несколько измененном виде — Петрарка и Ломоносов). Отчаянная попытка Федры заставить пасынка разделить ее любовь не удается, и несчастная дочь Миноса превращает свое самоубийство в орудие мести: Тезей слишком поздно узнает о невиновности своего сына, когда уже невозможно кого-либо спасти. Равновесие главных героев композиционно подчеркнуто двумя фигурами богинь: Афродитой в прологе и Артемидой в конце (достаточно редкий ход, даже учитывая пристрастие Еврипида к приему deus ex machina). Отношение к божественным персонажам у драматурга иронично: они способны погубить героев, но не способны оказать им помощь и отнестись по справедливости. Афродита в начале пьесы высказывает свою вражду к Ипполиту, не оказывающему ей должного почтения; при этом по замыслу должна погибнуть и невинная Федра, но богине нет до этого ровно никакого дела.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: