Основные различия М. от Р.




1. В М. власть наследственная в Р. выборная.

2. Монарх выражает интересы всего общества. В Р. учитываются интересы большинства.

3. В М. не граждане, а подданные, следовательно меньше гражданских прав.

4. + М.- монарх стоит над всем обществом, выражая интересы всего общества.

5. Конституционная М. ограничивает власть монарха.

6. – парламентской республики – не найдешь ответственного лица

7. + парламентской республики- решения принимаются на основе компромисса, следовательно учитываются все мнения.


№ 14 Основные признаки абс. монархии.

Абсолютная монархия – все власти в руках одного человека, правит личность, характер власти субъективный (П: восток). Существует кабинет министров но в конечном итоге решает личность. Страны востока: ОПЭК, Оман, Кувейт – абсол. Монархии. Сохранение абс. Мон. Связано с исламской религией коран, супны – свод законов по которым люди должны жить. 3 закона по которым живет общество нравственный (мораль), религиозный (абс. Монархия), юридические (право). Все люди верят в одну религию, эта вера распространяется на быт, семью, общество становится самоуправляемым. Все знают законы наказывает само общество, на власть никто не претендует, т.к. власть дана от бога, правящая личность - наместник бога на земле. Когда правит один человек - тиран. Самый высокий уровень жизни в странах с абсолютной монархией, что связано со спецификой природных условий (нефть). В этих странах существует парламент, конституция, но все это формально. 17% от всего населения участвует в выборах, т.к. остальная часть населения рабы, белые негры, женщины. Абсолютная монархия сформировалась как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для него характерны полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии сохраня­ются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

 

№ 15 Основные признаки дуалистической монархии

Монархия -единовластие - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства -монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и счита­ется непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственно­сти за свои действия. Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверените­та, обладает широкими полномочиями в законодатель­ной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой фор­мы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людо­вика XIV "Государство - это я". Неограниченная монар­хия типична для рабовладельческого и феодального об­щества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран - Саудовской Аравии, Катара, Омана. Отличительной особенностью конституционной мо­нархии является ограничение власти монарха парламен­том. В зависимости от степени такого ограничения вы­деляют дуалистическую (двойственную) и парламент­скую монархии.

При дуалистической монархии (Иорда­ния, Кувейт, Марокко) полномочия главы государств: ограничены в сфере законодательства (существует парламент, формирующийся на выборрах), но достаточно широки в сфере исполнительной и судебной властях. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Фактически правит монарх. Законодатели не решают какая проблема первостепенна по важности – это решают исполнители.

 

16. Основные признаки конституционной монархии.

Конституционная монархия – одна из разновидностей парламентского либерально-демократического режима, наряду с парламентской республикой. При КМ глава государства (король, император) – это по сути дела титулярный церемониальный руководитель страны, который символизирует суверенитет и величие государства. Никакой реальной власти у него нет. Глава государства получает свою власть по наследству. При КМ проводятся выборы только в парламент. Законодательная власть в свою очередь формирует исполнительную власть. Таким образом, партия большинства парламента контролирует и законодательную, и исполнительную власть. Лидер партии большинства является также и главой правительства. Если при президентской форме правления властные функции четко распределены между президентом и парламентом (президент правит «вместе с парламентом»), то при КР глава правительства сосредоточив в своих руках функции руководства партией и кабинетом, правит «через парламент». Он, равно как и кабинет, ответственен перед парламентом. В случае вотума недоверия или других чрезвычайных обстоятельствах глава правительства вправе распустить парламент и назначить новые выборы. Такой механизм правления позволяет упростить принятие решений и их реализацию. В парламенте каждая партийная фракция выступает как единая команда, все члены которой придерживаются строгой дисциплины. Поскольку на выборах избиратели голосуют большей частью за партийный список, а не за конкретного кандидата, депутат, выступивший против линии партии, рискует быть исключенным из партии. Как правило правительство опирается на однопартийное большинство в парламенте. При нарушении этого принципа возникают многочисленные сложности.


№ 17 Основные признаки президентской республики.

Республика (общественный) - это форма правления, при которой гла­ва государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или пред­ставительного органа. Республиканская форма прав­ления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распростра­нение получила в эпоху капитализма. Выделяют три ос­новных разновидности республики - президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республика: Двойные выборы в разное время в парламент и главы государства. Президенты – лидеры партий. Победивший формирует кабинет министров (исп. власть) из членов своей партии. Особую роль играет 4-я власть - СМИ., т. к. кандидат покупает прессу. Парламент утверждает предложенные кандидатуры на министерские посты. Парламент не может отвергнуть предложенную кандидатуру на министерский пост по моральным мотивам, по политическим мотивам, следовательно нужны СМИ, следовательно, вытаскивание '' грязного белья''.

Каб. Министров – одноправный парламент, многопартийный. Исполнительная власть имеет больше полномочий, чем законодательная, т.к. президент имеет право издавать указы имеющие силу закона, т.е. обладают законодательной функцией. Парламент может заставить уйти президента в отставку(импичмент)

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно. и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответ­ственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правитель­ства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

Классический пример президентской республики -Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.).

 

№ 18 Основные признаки полупрезидентской республики.

Наряду с классической президентской республикой существуют немало смешанных форм правления, так называемых полупрези­дентских. Их основными признаками являются: президент избира­ется всеобщим голосованием; президент располагает собственны­ми прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер-министр и министры, образующие правительство, ответственное перед пар­ламентом. В Западной Европе полупрезидентская форма правления действует во Франции, Исландии, Португалии, Австрии.

Рассмотрим особенности полупрезидентской республики на примере Франции. В структуре исполнительных органов власти наряду с президентом действуют премьер-министр и правительство, имеющее определенную автономию. Это освобождает президента от необходимости самому заниматься текущими проблемами.

Президент Франции избирается всеобщим голосованием сроком на 7 лет и не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким органом и никем не контролируется. Принцип неот­ветственности президента предполагает контрассигнирование его актов (визирование премьер-министром или министрами, несущими за них ответственность). В то же время конституция перечисляет акты президента, свободные от контрассигнации, — назначение премьер-министра, вынесение вопроса на референдум, роспуск На­ционального собрания, принятие чрезвычайных мер, составление президентского послания президента, обращение в Конституцион­ный совет, назначение части членов Конституционного совета (трех из девяти).

Традиционными прерогативами главы государства во Франции являются представительство в отношениях с зарубежными государ­ствами и международными организациями, аккредитование и при­ем послов, объявление войны (с разрешения парламента), ратифика­ция международных договоров.

Президент может воспользоваться правом вето на законопро­екты, принятые парламентом, если последние не соответствуют кон­ституции. Он может созвать парламент на чрезвычайные сессии, более того, послания президента парламенту обсуждению не подле­жат. В сложных, критических ситуациях президент может взять на себя всю полноту власти. Для этого он должен проконсультироваться с премьер-министром, Конституционным советом, председателями палат, однако их мнение не связывает президента. Парламент не может быть распущен, но он лишается полномочия — возможности выражать недоверие правительству. Таким образом, в руках президен­та Франции сосредоточена огромная власть и его полномочия шире, чем права и полномочия президента США. Однако полнота власти президента зависит от расстановки политических сил в парламенте.


№ 19 Основные признаки парламентарной республики.

Парламентская республика схожа с конституционной монархией. Отличие конст. монархии от парл. респ.: в КМ монарх не обладает гос. властью, он олицетворяет обычаи общества и является посредником между обшеством и государством, защищает интересы общества.

В парламентской республике правительство формируется на пар­ламентской основе и ответст­венно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой от­ставку правительства либо роспуск парламента и прове­дение досрочных выборов. В большинстве стран с пар­ламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально яв­ляется первым лицом в политической иерархии. Прези­дент же фактически занимает в ней более скромное ме­сто, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламен­том, либо особой коллегией, создаваемой на основе пар­ламента. К парламентским республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится соче­тать сильную президентскую власть с эффективным кон­тролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парла­ментская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта - двойная ответствен­ность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Что касается Беларуси и других республик бывше­го СССР, то очевиден отказ этих стран от модели рес­публики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влияни­ем западноевропейской политической культуры. В Рос­сии, Республике Беларусь, других странах СНГ устанав­ливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная пре­зидентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парла­ментской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невоз­можно. Все зависит от особенностей исторического раз­вития страны, устоявшихся традиций и обычаев, кон­кретной политической ситуации.

 

20. Различия между президентской и парламентской формами правления.

1. Для президентской формы правления характерен феномен раздельного голосования и «раздельного правления». Суть этого феномена в том, что выборы главы государства и парламента проводятся отдельно в разное время, причем главой государства может быть представитель одной партии, а большинство парламента принадлежать к другой партии. При парламентской форме правления проводятся выборы только в парламент. Законодательная власть в свою очередь формирует исполнительную власть. Таким образом, партия большинства парламента контролирует и законодательную, и исполнительную власть.

2. При президентской форме правления глава государства, избираемый всенародным голосованием, является фактически главой исполнительной власти. При парламентской форме правления глава государства, получающий власть по наследству или от парламента, является по существу титулярным церемониальным руководителем страны не имеющим реальной власти. Реальная исполнительная власть в руках главы правительства.

3. При президентской форме правления глава государства имеет право издавать приказы имеющие силу закона. При парламентской – акты имеющие силу закона принимаются исключительно в парламенте.

4. При президентской форме правления властные функции четко распределены между президентом и парламентом. Президент правит «вместе с парламентом». При парламентской форме правления глава правительства сосредоточив в своих руках функции руководства партией и кабинетом, правит «через парламент».


№ 21 Политический режим: понятие, типология.

Существует большое количество определений политического режима. В государственно-правовой науке политический ре­жим рассматривается как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти.

В полити­ческой науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией "политическая система" и рассмат­ривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматри­вают как синонимы. Иногда понятие политического ре­жима вообще не выделяют. Иногда политическую систе­му и политический режим разводят довольно далеко друг от друга.

Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Политический режимом - совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формирова­нию политической власти данной страны на определенный период'.

В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, основные ценности, которые регулируют работу политической системы. Можно сказать, что политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества. В политической практике часто встречаются пример, когда демократическое по форме государство является совсем не демократическим по содержанию и, наоборот, авторитарное по форме государственное устройство является по своему характеру демократическим. Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:

- характер и мера осу­ществления власти;

- механизм формирования власти;

- взаимоотношения общества и власти;

- роль и значение негосударственных и неполи­тических организаций и структур;

- характер существующих в обществе запретов;

- роль идеологии в жизни общества;

- характер политического лидерства;

- соотношение прав и свобод граждан;

- положение средств массовой информации;

- роль политических партий

- соотношение между законодательной и испол­нительной властью;

- роль и значение органов подавления

- тип политического поведения.

Классификация политических режимов Существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов так или иначе учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико правовой статус личности. Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное • подчинение и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно "чистые" типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны. Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.

22. Коммунизм как форма правления тоталитаризма.

Для коммунизма характерны следующие элементы тоталитаризма.

1. Единая всеохватывающая цель (освобождение трудящихся всех стран, уничтожение частной собственности и на этой базе построение нового коммунистического общества). Подчинение этой цели всех сил и средств партии, государства и общества.

2. Господство одной революционной партии нового типа (коммунистическая партия).

3. Моноидеология, отвергающая другие идеологии.

4. Физический и моральный террор как нормальный повседневный инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется атмосфера гражданской войны. Террор развязывается без какой-либо видимой причины и предварительной провокации.

5. Слияние в единое целое партии, государства и общества.

6. Политизация всех без исключения сфер жизни. Тоталитарность коммунистического режима в чистом виде состоит не только в том, что партия устанавливает всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государством, как бы полностью поглощая их, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в основные цели, установки, ориентации партийного руководства: обе стороны по сути слиты в тоталитарном единстве для достижения универсальной цели.

7. Отказ от прошлого. Коммунизм, во всяком случае в идеологии и пропаганде, отстаивает претензии на разрушение старого мира «до основания» и построение на его обломках нового мира в соответствии со своими фактически искусственно сконструированными моделями.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: