ГБП ОУ «Тверской педагогический колледж»
Современная задача образования воспитывать конкурентоспособную креативную личность, которая может порождать новые идеи, создавать новые продукты, нестандартно находить решение в любой ситуации, процессе, деятельности. Развитие креативности необходимо начинать уже в детстве, поэтому дошкольный возраст – это самое благоприятное время для начала развития в ребенке креативности. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей раскрывают перед ребенком двери в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован никакими ограничениями, не боится ошибаться. Таким образом, проблема развития креативности является наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника.
Многие исследователи, такие как Николай Николаевич Поддъяков - создатель концепции развития познавательной сферы ребенка; Ольга Михайловна Дьяченко - автор многочисленных трудов по психологии детей дошкольного возраста; Элис Пол Торренс – американский психолог и педагог, создателем Теста оценки Творческого Мышления, и др. рассматривают креативность, как общую творческую способность, связанную с развитием воображения, фантазии, свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Объект исследования: процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста на музыкальном занятии.
Предмет исследования: музыкально-двигательные импровизации как средство развития креативности дошкольников.
Цель исследования: определение уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-двигательных импровизаций.
Задачи:
1. Проанализировать и подобрать литературу по проблеме развития креативности детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития креативности посредством музыкально-двигательных импровизаций.
3. Подобрать методы диагностики развития креативности дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты диагностики.
Исследование по данной теме проводилось на базе детского сада № 133 города Твери в старшей группе «Непоседы» (5-7 лет). Наш проект состоял из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный.
На Подготовительном этапе мы выбрали тему и обосновали её актуальность. Нам показалось интересным рассмотреть вопрос развития креативности, как творческого потенциала дошкольника, через музыкально- двигательные импровизации. Импровизация (от лат. improvisus — неожиданный, создание произведения одновременно с его исполнением. Время на обдумывание темы ушло около 2-3 недель.
Для выявления уровня развития креативности была проведена входная диагностика. Учитывался общий уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Креативность ребенка оценивалось по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, музыкально-двигательных импровизациях и других продуктах творческой деятельности.
Эти методические подходы дают только приблизительную оценку развития данной способности.
Для данного исследования было подобрано диагностическое творческое задание: музыкально-двигательная импровизация «Инопланетяне».
Музыкальный руководитель сообщал, что в зал приземлимся инопланетный звездолёт, и каждый из ребят превращается в пришельца с другой планеты.
Ребенку предлагалось под космическую музыку придумать и исполнить музыкально – двигательную импровизацию в роли инопланетного существа.
Креативность ребенка оценивалась по определенным параметрам от 0 до 3 баллов.
Оцениваемые критерии были взяты из Программы детского сада «От рождения до школы»:
1. Эмоциональность, художественность и выразительность.
2. Разнообразие движений.
3. Самостоятельность придумывания образа, оригинальность, индивидуальность и неповторимость.
4. Активность и желание.
Критерии оценки:
1 балл – низкий уровень (ставится ребенку, если он не смог ничего придумать, повторил за кем-нибудь);
2 балла – средний уровень (ставится ребенку в том случае, если он создает простой образ, или повторяется);
3 балла – высокий уровень (ставиться ребенку в том случае, если он придумывает, что-то необычное с использованием мимики, пластики, жестов, дает образные характеристики придуманным персонажам).
В результате проведения диагностического задания, был выявлен уровень развития креативности детей на начало исследования: 15% – высокий, 75 % – средний, 10 % – низкий.
На задание дети реагировали эмоционально, с желанием шли на контакт, внимательно слушали, с интересом выполняли его, создавали новые образы, воплощали свои замыслы и идеи. Не слишком активные дети робко выполняли задания, старались копировать движения других детей.
Уровень развития креативности был не высокий, но в целом соответствовал возрастной норме.
Основной этап.
Основной этап проекта длился около 2 месяцев. В нём принимали участие 18 детей той же старшей группы «Непоседы».
Основной формой организации работы были фронтальные музыкальные занятия. Всего 6 занятий, продолжительность одного занятия 25 минут. Использовались следующие методы исследования: наблюдение, беседа, диагностические задания.
Цель основного этапа: организация на музыкальном занятии целенаправленного процесса развития креативности с помощью музыкально-двигательных импровизаций.
Задачи:
- подобрать методы и приёмы, способствующие актуализации личностного опыта ребёнка;
- подготовить предметно – пространственную развивающую среду;
- наполнить музыкальные занятия творческими заданиями, музыкально-двигательными импровизациями, упражнениями и играми на развитие креативности;
- создать на музыкальном занятии непринуждённую, творческую обстановку.
Были использованы следующие творческие задания и упражнения:
· Материалы, содержащиеся в комплекте с названием "Музыка и чудеса» из программы «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.С.Новоскольцевой:
- Этюд «Танцующие ручки» на музыку Л.В.Бетховена «Весело – грустно»;
- Танцевальная фантазия «Разноцветные ленты» на музыку П.И.Чайковского (Вальс);
- Свободные импровизации на музыку Жюля Массне. Элегия.
- Снежинки. Танцевальная фантазия на музыку Ф.Шопена (Ноктюрн)
- Перышко. Танцевальная фантазия на музыку Д.Шостаковича ("Романс")
- Цветы. Танцевальная фантазия на музыку Э.Грига (Песня Сольвейг)
· Игра «Музыкальная кисть» под музыку И.С. Бах «Шутка»;
Также детям предлагалось сочинить музыкальные истории или выразить свои музыкальные впечатления в рисунках.
В задании «Мой рассказ» каждому из участников группы предлагалась тема для небольшого рассказа. Например: развёрнутая беседа на тему «Космос», «Путешествике» и «Прогулка» и так далее. Ребята охотно сочиняли рассказы, описывали события, эмоционально делились ими, внимательно слушали иллюстрирующие музыкальные произведения, не затруднялись отвечать на вопросы. Их рассуждения и ответы мы дополняли определениями из словаря «Эмоций, чувств и образов», адаптированного для детей старшего дошкольного возраста.
По ходу выполнения упражнения «Изобразите по-своему», дети воплощали свои ощущения и эмоции от прослушанной музыки в рисунок с помощью цветных карандашей и фломастеров.
В игре «Музыкальная кисть» детям предлагается под музыку И.С. Бах «Шутка», перевоплотиться в художников и нарисовать своё произведение в воздухе руками, движениями. Музыкальный руководитель настраивал детей на внимательное прослушивание. Ребята с удовольствием фантазировали, поддаваясь своим эмоциям. Яркая изобразительность музыки Баха помогала в пластической импровизации выразить воображаемые образы. В ходе игры было заметно, что дошкольники увлечены не только процессом «Художества», но и наблюдением за сверстниками.
В Танцевальной фантазии «Разноцветные ленты» детям предлагалось прослушать «Вальс» П.И.Чайковского, а затем взять разноцветные атласные ленты и придумать свой вариант танца под эту музыку. Воодушевлённость детей создавала сказочную атмосферу в зале. Дети старались показать своё мастерство и придумать изящные движения с лентами.
В ходе основного этапа дети раскрепостились, у них появился соревновательный момент. Каждый хотел придумать оригинальный, неповторимый и необычный образ. Сочинить самую фантастическую историю. Ребята демонстрировали желание сделать что-то, что до них еще никто не делал, или то, что до них существовало, но они старались сделать по-новому, по-своему, лучше.
После каждого задания или игры проводилась совместная оценка результатов, причем каждый результат одобрялся, что стимулировало детей к дальнейшему творчеству.
Дошкольники думали, мечтали, рассуждали, фантазировали, передавали в движениях и рисовали свои музыкальные впечатления.
В центре внимания были не внешние эффекты, а внутренние, психологические задачи раскрепощения ребёнка, раскрытия его индивидуальных творческих возможностей.
Заключительный этап.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика с использованием того же творческого задания - «Инопланетяне».
Одним из главных встал вопрос о том, изменился ли уровень развития креативности у детей старшей группы.
У некоторых детей создаваемые образы были всё-таки не очень оригинальны, их показ вызывал затруднение, а рисунки имели общую направленность и не были закончены, импровизации в танце содержали однообразные движения. Но большинство ребят создавали яркие, весьма интересные образы, их рассказы сопровождались эмоциональными реакциями удивления и восхищения, импровизационные задания выполнялись с воодушевлением, создание образов не вызывало трудностей, образы были уникальны и оригинальны.
Анализ результатов показал, что после формирующего эксперимента уровень развития креативности у детей в старшей группе стал выше, была заметна положительная динамика в развитии креативности (45 % – высокий уровень развития, 55 % – средний и низкий - 0 %), чем у детей данной группы до эксперимента (15 % – высокий, 75 % – средний, 10 % – низкий).
Это свидетельствует об эффективности системы развивающей работы с детьми дошкольного возраста с использованием комплекса творческих заданий на основе музыкально-двигательных импровизаций.
Использование данных заданий, включающих детские фантазии, представления и идеи в решение конкретных практических проблем, создали достаточно прочную основу для развития их креативности.