Домашнее задание. В рабочей тетради записать определения ПОЭМА, ПОРТРЕТ. Запишите основные выводы по конспекту.




А.С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»)

 

Сегодня на уроке Вы изучите тему: «А.С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»)»

1. Александр Сергеевич Пушкин: краткий рассказ о жизни и творчестве.

2. Обращение Пушкина к истории России.

3. Поэма «Полтава» («Полтавский бой).

3.1. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

3.2. Смысл сопоставления образов Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.

4. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»): личность Петра I в поэме «Медный всадник».

 

Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать и постараться ответить на вопросы: Какие произведения Пушкина посвящены историческому прошлому России? Почему в ряде своих произведений Пушкин обращается именно к исторической личности Петра Первого?

На этом уроке

Вы узнаете, к каким еще историческим событиям обращается Пушкин в своем творчестве, кто из исторических личностей становится героем его поэтических произведений и почему; познакомитесь с таким литературоведческим термином, как поэма.

Вы научитесь определять особенности художественного мира поэта, основные средства выразительности в процессе анализа ключевых фрагментов текста поэмы «Полтава»;

Вы сможете проанализировать фрагменты поэм Пушкина «Полтава»(«Полтавский бой) и «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), сделать выводы об авторском отношении Пушкина к героям своих произведений, применять навыки сопоставительного анализа в процессе работы над поэмой Пушкина «Полтава».

Словарь:

Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Портрет в литературном произведении — описание внешнего облика персонажа, в первую очередь лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Эпитет — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Оскюморон сочетаниепротивоположных по смыслу понятий.

 

Основное содержание урока

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Здесь же прошло и детство поэта. Отец Пушкина, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду, а мать, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала, «арапа Петра Великого», а в последующем — главного инженера русской армии. В доме родителей поэта часто собирались известные писатели — Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский.

Интерес к литературе у будущего писателя пробудился с раннего детства: в восемь лет он уже сочинял стихи. А в 1815 году на лицейском экзамене Пушкин прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Здесь пятнадцатилетнего поэта заметил сам Гавриил Романович Державин!«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

Сюжеты для своих произведений писатель черпает из летописей, преданий, легенд, обращается и к историческому прошлому России. Решающую роль в судьбе страны, по мнению поэта, играет личность, которая состоит во главе государства. Именно поэтому писателя привлекает историческая фигура выдающегося императора-преобразователя Петра Великого. Образ Петра возникает на страницах поэм «Полтава» и «Медный всадник».

Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Поэма «Полтава» была написана Пушкиным в 1828 году и посвящена Полтавской битве, состоявшейся 27 июня 1709 года. В произведении автор описывает победу русского войска под командованием Петра Первого над шведами.

Победа русской армии в Полтавской битве составила переломный момент в ходе Северной войны и способствовала выходу России в передовые державы мира. По словам самого Петра, после поражения шведской армии «камень в основание Санкт-Петербурга положен».

Пушкин мастерски прорисовывает в поэме саму историческую реальность, но в то же время уделяет внимание изображению характеров, переживаний и поступков ключевых героев — Петра I и Карла XII. Уникален и стиль поэта: всего несколькими фразами, словно мазками, он изображает масштабное событие, создает конкретные образы. Уже в первой строфе описания сцены боя звучит авторское восхищение величием происходящего:

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает…

 

Язык поэмы образен и выразителен. Попеременное использование глагольных конструкций, назывных предложений отражает динамику и стремительный характер боя, способствует воспроизведению картины сражения в целом: «Бой барабанный, клики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть и ад со всех сторон…»; «… колет, рубит, режет».

Петр Первый в поэме Пушкина представлен как гениальный полководец. Он оплот и надежда русских солдат, которые верят в мудрость его решений, и стремительно идут в атаку под его предводительством: «Далече грянуло ура: полки увидели Петра…»; «Ура! мы ломим; гнутся шведы!». В поэме он окружен «толпой любимцев».

В противовес Петру I в поэме представлен шведский король Карл XII. Контраст полководцев намечен и в их описаниях: во внешнем виде, в окружении, в действиях, в поведении героев.

Портрет в литературном произведении — описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

  Пётр I Карл XII
Окружение   «Толпой любимцев окруженный» «Несомый верными слугами», «вожди героя шли за ним».  
Действия, жесты, поступки   Стремительность движений: «движенья быстры», «идет», «мчится».   Флегматичность, неспешность движений, самопогруженность: «Несомый», «в качалке», «недвижим», «в думу тихо погрузился», «слабым манием руки».  
Внешний вид   «Глаза сияют», «лик ужасен».   «Бледен», «смущенный взор», «в качалке».    
Внутреннее состояние   «роковой огонь»   «необычайное волненье»  

 

Петр в поэме Пушкина — носитель идей нации, своего народа, он не ищет личной выгоды, ровно так же, как и не ищет личной славы. Поэтому он любим и уважаем своим народов. Пушкин не отрицает храбрости Карла — не всякий полководец решится начать захватническую войну против другой державы. Однако в своей поэме Пушкин подчеркивает мысль о том, что Карл, влекомый личными интересами, остается не только поверженным в сражении, но и забытым собственным народом. Таким образом, в своей поэме Пушкин изображает два типа полководцев — энергичного и деятельного, решительного в своих мыслях и действиях Петра, и флегматичного, надменного и алчущего личной славы Карла XII.

Облик пушкинского Петра довольно противоречив: «глаза сияют» — «лик ужасен» — «он прекрасен.., как Божия гроза»». В этой вполне противоречивой фразе Пушкин подчеркивает отношение к Петру русских и шведских солдат. Для первых он— опора, мудрый полководец и выразитель народный идей, для шведов — сильный противник.

В 1833 году Пушкин создает поэму «Медный всадник». Действие произведения охватывает несколько сотен лет, с момента основания Петербурга до полного его расцвета. Петр Первый здесь — человек, сумевший повлиять своими кардинальными преобразованиями на ход истории России. Вопреки мрачным предсказаниям и советам он решается основать город на болотистой местности:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широ́ко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко…

 

В первой части вступления Петр появляется на фоне бушующего моря, но героя не пугает волнение стихии. Его решение подобно вызову стихии. В городе, основанном на берегу Невы, он видит важное стратегическое значение для современников и потомков: «Природой здесь нам суждено/В Европу прорубить окно…»

Содержание второй части посвящено описанию «юного града», возведенного Петром сто лет назад. Город словно оживает в своей красе и величии, заставляя пред собою «померкнуть старую Москву».

 

В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва…

 

Третью часть стихотворения наполняет настроение торжественности и гордости за Отчизну. В этой части уже слышится авторская позиция, авторское восхищение личностью Петра и его реформаторской деятельностью. Неслучайно в этой связи появление личного, субъективного «люблю». Образ Петра здесь представлен опосредованно: миновали века, но память о гении Петра до сих пор жива в сознании людей. «Медный всадник»— не просто памятник Петру Первому, возведенный скульптором Э. М. Фальконе на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, но и олицетворение памяти и уважения народа к личности Петра и его заслугам перед Отечеством.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…

В поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Пушкина прославляется личность Петра Первого как выдающегося полководца и императора, реформы и политика которого способствовали благоустройству Отечества, выходу России в передовые державы Европы.

Основные выводы:

Существенное место в творчестве писателя занимает историческая тема. К эпохе правления Петра I Пушкин обращается в поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Петр Первый в поэме «Полтава» Пушкина представлен как гениальный полководец. Петр Первый в поэме выражает идеи своего народа и организует его на оказание сопротивления шведским войскам, вторгшимся в Россию в 1709 году.

Во вступлении к поэме «Медный всадник» внимание Пушкина обращено к личности Петра как преобразователя. Поэт с восхищением описывает события в несколько сотен лет, посвященные зарождению и расцвету Петербурга.

Домашнее задание. В рабочей тетради записать определения ПОЭМА, ПОРТРЕТ. Запишите основные выводы по конспекту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: