В республике осуществляется государственное регулирование и управление в сфере агропромышленного производства, необходимость чего обусловлена следующим:
- сельскохозяйственные организации получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей;
- имеет место зависимость урожая, а, следовательно, и доходов сельскохозяйственных организаций от климатических условий, что ведет к нестабильности их положения;
- в случае непринятия упреждающих мер по поддержке сельскохозяйственных организаций не исключено их разорение, которое в свою очередь может повлечь снижение уровня продовольственной безопасности страны.
Под государственным управлением АПК понимают прямое (непосредственное) целенаправленное управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса. Оно ограничено рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются:
- органы отраслевого управления;
- государственные унитарные предприятия республиканского и регионального уровня;
- акционерные общества, у которых доля акций, принадлежащих государству, обеспечивает контроль над ними;
- контрольно-инспекционные службы;
- государственные целевые программы.
По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственной власти) вправе осуществлять функции хозяйственного управления:
- назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности;
- устанавливать плановые задания;
- определять уровень оплаты труда;
- контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д.
Под государственным регулированием АПК понимают косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическими методами), управленческое воздействие на социально-экономические процессы (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и в негосударственном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК.
Государственное регулирование и управление АПК тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются через систему мер реализации аграрной политики. В ней политике выделяют следующие элементы:
1. Земельная политика, основными направлениями которой являются:
- правовое разрешение вопросов о полном или частичном землевладении, аренде земли;
- регулирование вопросов землепользования и его структуры;
- планирование и управление процессами землеустройства, развития сельских регионов и др.
2. Финансовая политика, основными направлениями которой являются:
- развитие системы кредитования аграрной сферы;
- совершенствование системы текущего финансового обслуживания;
- упорядочение каналов бюджетного финансирования.
3. Социальная политика, основными направлениями которой являются:
- формирование доходов;
- обновление и развитие села;
- развитие рыночной инфраструктуры села;
- социальные гарантии (пенсионное обеспечение, страхование);
- вопросы экологии.
4. Политика в области формирования рынка, основными направлениями которой являются:
- стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции;
- регулирование поведения на внешних рынках сельскохозяйственной продукции (условия экспорта);
- совершенствование нормативно-правового обеспечения, ограничивающее свободу входа и выхода на аграрные рынки (инвестиционная привлекательность, антимонопольное законодательство).
На республиканском уровне государство реализует следующие функции по регулированию и управлению АПК:
- нормотворческие. Это формирование аграрного и других отраслей права, нормами которых регулируются общественные отношения в АПК;
- разрешительные. Это предоставление организациям АПК свободы хозяйственного управления, связанного с выбором организационно-правовой формы, передачей акций в доверительное управление, самостоятельным распоряжением произведенной продукцией, созданием бюджетных и внебюджетных фондов, субсидированием, финансовым и ресурсным обеспечением целевых программ, лицензированием, квотированием и т.д.;
- контрольно-запретительные. Это контроль за реализацией общей стратегии аграрной политики, надзор в области ветеринарии, химизации и защиты растений, использования земель, экологии, охраны труда, налогообложения, статистики и т.д.;
- аналитические. Это отслеживание тенденций, анализ состояния экономики отрасли, подготовка аналитических докладов и т.д.;
- информационные. Это создание информационно-коммуникационной инфраструктуры в АПК, сети различных информационно-аналитических, консультационных, маркетинговых, юридических и других организаций, деятельность которых направлена на АПК;
- организационные. Это формирование и совершенствование организационной структуры и системы государственного управления в АПК;
- регулирующие. Это контроль и регулирование межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных отношений (ценовые, налоговые, кредитные, таможенные механизмы);
- кадровые. Это создание сети центров обучения, подбор руководителей государственных организаций, аттестация работников органов управления АПК;
- научного обеспечения АПК. Это финансирования фундаментальных и прикладных исследований, стимулирование приоритетных направлений научно-технического прогресса в АПК;
- прямое управление объектами собственности. Оно осуществляются путем назначения руководителей, доведения производственных заданий, финансирования программ, контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью;
- участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства. Это обеспечивается через институт представительства в органах управления акционерных обществ: участие в собраниях акционеров, советах директоров; формирование государственных холдингов и др.
Основным республиканским отраслевым органом государственного управления в АПК является Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Целью его функционирования является:
- проведение государственной аграрной политики;
- осуществление управления в АПК;
- координация деятельности в АПК других республиканских органов;
- координация сельского хозяйства с перерабатывающими и обслуживающими отраслями;
- изучение рынка сельскохозяйственной продукции и средств производства;
- законотворчество и правовое обеспечение функционирования сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих отраслей;
- развитие научно-технического прогресса;
- мероприятия по проведению единой политики государства в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации и химизации;
- контроль за качеством сельхозпродукции.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия имеет в своем функциональном подчинении Комитеты сельского хозяйства и продовольствия, действующие при областных исполкомах, и управления сельского хозяйства и продовольствия в составе райисполкомов.
К органам государственного регулирования и управления относятся также структуры, осуществляющие надзор и контроль.