Периодизация истории философской мысли Европы




Философия

 

Будет экзамен.

 

Освоение элементарным философским языком необходимо для полного понимания литры. 99 процентов - европейская философская традиция. Провести Восток на лекциях говорить н будем. Это на самостоятельное изучение и на 1 семинар.

 

Мировоззрение - систем человеческих знаний о мире и о месте человечка в мире, выраженная в аксиологических [Аксиология - учение о ценностях] установках личности и социальной группы относительно сущности природного и социального мира. (НФЭ)

 

Исторические типы мировоззрений:

 

Миф (самый первый тип, не обращается к разуму), философия (примерно с 6 века до нашей эры, обращение к разуму), религия.

 

Одновременно в трёх цивилизационных точках - Греция, Китай и Индия - зарождаются первые философские учения. Родилось из мифа. Очень долго было трудно отделить их друг от друга.

Из мифа родилась религия.

 

Духовная подсистемах устройства общества состоит: религии, науки, искусство и образование.

 

Философия Наука Религия
Родилась из мифа Зародилась в недрах философского знания Родилась из мифа
Рациональный характер (соответствует законам рационального мышления и имеет в основе рационального Разума) Рациональный характер (соответствует законам рационального мышления и имеет в основе рационального Разума) Рационализм есть + иррациональная вера
Изучает мир как единое целое (в центре - человек) Зависит от дисциплины, мир разъединяется по кусочкам исследования Сверхъестественное. Мир человеческий и духовный.
  Функция - интеграция научного знания?  
Цель. Сделать счастливым человеком С рационализмом Цель. Сделать жизнь удобной. Способ адаптации к окружающему миру (и подстроить его под себя). Цель. Сделать счастливым человеком. С иррациональным подходом.
Критический хараткер. Никаких авторитетов Критический характер. Никаких авторитетов. Догматическое знание. Божественный авторитет.
Постоянное воспроизводство вечных проблем на новом историческом материале. Научные проблемы имеют конечный характер.Неразрешимых проблем нет.  
Имеет характер метазнания (лежит за пределами обыденных и научных знаний) и предельный характер. - -
Максимальная степень абстракции    
Субъективная, но рациональная (объективная истина в основе) истина. Объективная истина добывается (не зависит от мнения и желания человека) Субъективная истина. +/- объективизация, согласовываясь с наукой.
Доказательность ниже, чем в науке (субъективностью истины) Доказательность  
  Системность  

 

Признаки философского знания:

 

Предмет философии - мир как целое

Философское знание = проблемно-альтернативное знание

Проблемы философии есть вечные проблемы

Философское здание = критико-рефоексивное знание

 

Философия - это не наука. Философия и религия - разные вещи.

 

Философия и искусство сходны в некоторых моментах. В иррациональности. И там, и там очень важно авторство. Аристотель: искусство = поэтическая наука.

 

Бенедикт Спиноза «Этика» попытка построить мир (условно говоря) по геометрии.

 

19 век - иррациональная философии. Шопенгауэр. Ницше. Основной способ постижения сути бытия есть интуиция.

 

Философия - определение на фото. «Ядро мировоззрения»

 

Традиционно философское знание делится на знания о природе, обществе и духовной жизни

 

Функции Философии (главные - первые 2)

 

Мировоззрение

Методологическая

Практическая

Прогностическая

Критическая

Аксиологическая

 

Познавательные методы - ответственность философии.

 

Лекция 2

 

Структура современного философского знания.

 

Философия о философии (История философской мысли)

 

Основная (фактически) дисциплина = онтология - учение о бытии.

 

Основной вопрос философии:

 

1) онтологическая составляющая: что первично? (Материя - материалисты - или сознание/дух - объективные [объективное духовное начало, существующее независимо от человека = христианство] и субъективные [первично индивидуальное духовное начало; все вы есть порождение моего сознания] идеалисты)

2) гносеология (философское учение о познании) - познаваем ли мир? Да- гностики. Нет- агностики (термин используется в Российской и западной культурах в разных значениях. В Росси - отрицание познаваемость сущности мира. Запад - связано с верой (я агностик). Причины агностицизма: мир постоянно меняется и бесконечно многообразен. Не знаю - скептики.

 

Философские дисциплины, связанные с гносеологией: логика, методология, философия науки (со второй половины ХХ века) - социальный институт науки как единая целостная система.

 

Социальная философия - изучает общество ка единую самодостаточную и саморазвивающуюся систему.

Разделяют две дисциплины: социальную (объект - общество) и философскую антропологию (вопрос о смысле человеческого существования).

 

Философия истории = в чем смысл человеческой истории. Вектор - исторический процесс. Обычно включается в социальную философию.

 

Философская антропология. Примыкают этика (учение о нравственности, морали) и эстетика (учение о прекрасном).

 

Что нас ожидает в будущем = философия глобальных проблем/футурология/философия будущего.

 

Список неполный. На сегодняшний день появляется очень много новых дисциплин.

История восточной философии. - Китай и Индия

 

Есть фото.

 

Имеют ярковыраженную практическую направленность.

Особое внимание уделялось этическим проблемам и социально-политического устройства.

Аксеологические и гносеологические уходили на второй план

 

Об устройстве мира: заимствовали ответы из мифологии.

До сих пор огромное влияние мифологии

 

Китай: философия и наука разведены. Пренебрежение наукой. Связь с мифологией. Конфуцианство - обращенность в прошлое (золотой век)

Пренебрежение логикой?

Основные Школы: даосизм и конфуцианство (фото). Прогрессивность конфуцианства. Огромное значение. - положение о благородном муже (мастерами кун-фу не рождаются)

 

Даосизм - дао = начало и конец всего, закон всего. Есть фото. Главная мудрость - не помещать дао. Надо ничего не делать.

 

Индия:

 

Акцент на моральных проблемах. Переплетение религии, мифологии и философии. Слабая связь с наукой. Очень любили логику. Есть фото.

 

Школы: оротодоксальные (в рамках Школы признаются веды - смотри фото о них) и неортодоксальный (не признают).

 

Типология на фото. Последние справа - одни из первых материалистов и гедонистов.

Периодизация истории философской мысли Европы

 

Философия античности (с 6 века до нэ до 2 /3 века нэ). Исчезло из-за христианства.

Средних веков (до 14 века - Петрарканачал Возрождение в философии)) - господство христианства. Фактически началось с принятием христианства во всем Риме (Константин Великий)

Возрождения (15-16 века)

Нового времени (17-19 век)

-18 век = философия Просвещение.

-1-Ая половина 19 века - время немецкой классической философии.

Новейшая философия (ХХ век - настоящее время)

 

Периодизация античной философии - смотри фото.

 

1- натурфилософия. Философия природы. Ответ на вопрос: Что есть окружающий мир

 

2- внимание смещается на Человека. Гуманистический период.

 

3- Классический период. Объединение первых двух. Синтез. Единая теория мира с человеком посредине.

 

4 - эллинистический. Некоторый регресс. Эпикуреизм, стоики и прочие и прочие. Период распада системности

 

5- религиозный. Формируется философия христианства. Начало христианской догматики.

 

Характерные черты антистроф философии:

 

Есть фото

 

Установка на разумное.

Тесная связь филсоофвсикого опыта с эстетическим (частое название = «О природе» - и с зарождающейся наукой

Нестабильность понятийного аппарата - его только создают.

Приоритет универсального над единичным - человек как индивид появился после. Сначала осознавали через «мы».

Самодовлеющая, бескорыстная истина. - Софисты и Сократ. Возможно ли добыть [обьективную] истину? Чем за неё можно/хотим заплатить?

 

НатурИлософия - осудили, опустили

 

Поиск первоначальной, изначальной истины

 

Мелесская Школа - Фалес = основатель = вода (нет жизни без неё, проникает везде)

 

Анаксимандр (первая абстрактная трактовка, бесконечный и неопределённый апейрон) - ученик Фалеса

 

Его ученик - анаксимен. =воздух (ибо без них нет жизни, проникает везде)

 

Они не совсем стихийные материалисты. Не знали жесткого разделение на материю и духовное (открыл Платон).

 

Гераклит - немного сбоку, но также задавал вопрос о первоначале. = огонь (ибо нет твёрдого огнях он вечно движется и изменяется). +ярлык стихийного материалиста + ярлык стихийного диалектика - родоначальник диалектики как учении о развитии/саморазвитии.

-Все течёт, все изменятся. Нельзя войти в одну реку дважды. Из-за него наша картина несколько диалектична. Открыл, что мир есть поел битвы противоположных начал, из этой борьбы выходит нечто новое. Огонь - начало и конец всего сущего.

Мир есть нечто текучее.

 

Элейская Школа

 

Родоначальник - Парменид (бесился от Гераклита). Поставил проблему существования и проблему мышления. Равенство между «Помыслить» и «существовать». Существует только то, что мы можем помыслить. Если не модем - этого нет.

Базовая категория бытия введена им. [Существует ли небытие? - по его мнению, его нет, так как его нельзя помыслить]. И бытие всегда спокойно. Ибо идеал и совершенство. И вообще нельзя помыслить движение и деление на части.

 

Зенон - ученик Парменида. Апория Зенона - трудноразрешимые задачи. Проблема о невозможности помыслить движения и деления на части.

 

Атомизм.

 

Левкип

Демокрит - создаёт учения об атомах

 

Мир состоит из атомов. Они неделимы, непроницаемы, неизменны, вечны и невидимы по причине своей малости, число их бесконечно. Это и есть бытие. Атомы двигаются только прямолинейно. Соответсвенно, это однозначный детерминизм (учение о причинности)

Проблема: что между атомами? = в мире все необходимо. Нет случайностей. = фатализм.

 

Концепция познания. Все вещи испускают «флюиды» - тонкую материю - они воздействуют на нас, проникают в нас и так дают нам знания.

 

Субстанция - то, что является причиной самой себя. То, что не нуждается в чём-либо для своего собственного существования.

 

Те, кто считает, что есть одна субстанция - манизм

Дуализм - 2 равноправных субстанции

Плюрализм - существует огромное множество субстанций.

 

Февраля (семинар)

 

Куприна Ирина Викторовна.

 

Почта на сайте. - писать в случае проблем.

 

От экзамена освобождают при наличии хороших баллов и посещаемости

 

Баллы: контрольные работы на семинарах, 2 теста (промежуточный, итоговый), доклады (основное).


Темы докладов на следующий семинар:

 

1/Миф и филосософия - это про мировоззрение

2/ дальше - на фото

 

Доклады обычно минут на 10, презентация желательна

 

———————————————

 

Термин философия изобрёл Пифагор. Само явление, само собой, появилось раньше.

 

Архэ = субстанция = первооснова бытия. Нечто неизменное.

 

В первых школах не было отношений учитель-ученик.

 

Философы до Сократа = досократики. Из часто называют натурфилософами.

 

 

Большое внимание уделяли естественным наукам.

 

Нота бене. Серия фильмов «Афинская Школа».

 

Идеалисты - идея разумного космоса. Поэтому на них опирались в Средние века.

 

С трудов Гераклита начинается учение диалектики - учение о развитии. Основа этого развития - борьба противоположностей, которые дополняют друг друга.

 

Пифагор - все абстрактно. Терпеть не мог Гераклита.

 

Посмотреть, являлся ли Демокрит идеалистом или материалистом.

22 февраля (семинар)

 

Доклады

 

Конфуцианство.

 

6 век до н. Э.

 

Первый профессиональный педагог в Китае.

Распадение династии Джао.

 

Философия скорее, чем религия. Широкое распространение идейзанимались его ученики. В Китае известно как «Школа ученых». Термин конфуцианство предложено западными учеными.

 

Основа учения - принцип добродетели. Понятие благородного мужа - нравственно развитый человек. Они должны управлять государством. Но во главе должен быть сын Неба.

Люди делятся на низших и высших по моральным принципам, а не по происхождению.

Принцип взаимного уважения.

Золотое правило морали Конфуции: не делай другому того, чего не желаешь себе. Было перенесено в принципы политики.

 

Государь должен относиться к подданным, как к детям. Сила личного примера. Воспитывать народ не законами, а традиционных религиозно-моральных методах - «ритуалы» поведения (что-то небесное, переданное из прошлого через предков). Ритуалы выше законов. Таких правил-ритуалов больше 3 тысяч. Буквально конкретизировали все действия.

 

Условие порядка - гармония и счастье людей.

 

Долго доходило до статуса государственного. Сначала добивались ученики распространения учения. Успех из-за того, что базировалось на «чуть-чуть» изменённых древних традициях.

 

Все построено на 5 главных качествах - смотри на фото.

 

Уважать нужно всех, все и вся.

 

Разработали схему достижения благородного мужа. Их очень много.

 

Сегодня очень распространён. Воспринимаема китайцами как религия.

 

Даосизм

 

6 век до н. Э. Корни в шаманских практиках.

По легендам основы заложил Желтый Император. «Систематизировал» Лао-цзы. Биография написал Сыма Цянь.

 

Лао-цзы был хранителем библиотеки? Написал текст Дао дже цзы.

 

Антибуддийская полемика. Уже на ранней стадии развития началось обожествление.

Сейчас ставится под сомнение факт его существования. Но есть теория, что он был старшим современником Крнфуция. Самая странная версия - он одно лицо с Конфуцием.

 

Дао - вечный путь, нескончаемая дорога. Учёный абсолютно. Даже неба действует по законам дао. Все течёт и изменяется.

Понять дао только благодаря соблюдению правил. Человек - собрание божетсвенных духов и демонов, которые борются за его душу. Кормишь их добрыми поступками - душа сильнее, приближается к дао. Злыми - удаляется, слабеет.

Довести тело до полного подчинению разуму. Научится питаться собственным слюнной и прочее. Концепция отказа от целенаправленной деятельности.

Подданные сами решают свои проблемы.

 

Варианты:

 

Философско-этическая - для самовыражения о радованной аристократии.

Мистическая - воспитание монахами малообразованного населения, решение бытовых проблем

Научная - поиск эликсира бессмертия. Привело к многим изобретениям.

 

Первые теории возникновения земли и неба, людей и зверей.

Появление философии Фен-шуй, Цыгун (дыхалка), ушу (боевое), принцип увей (работай над собой, а не над другими).

 

Главная идея во всеобщем равенстве и свободе.

 

Восстание вызвало. (Уточни).

Сеть даосскиз монастырей.

 

Рая и ада нет.

 

Инь и Янь - концепция. Много трактовок.

 

Не имел пышных и торжественных ритуалов. Нет даосских храмов. Есть только монастыри.

 

Неклассический Школы Индии

 

Изначально было учение о переселении душ. Лучше, если женщина переродится в мужчину.

 

Философия развивалась с древнейших времен. Санскрит - наше все.

 

Неклассические учения не признают учение вед. Всего их 3.

 

1/ Джайнизм. Не причиняй вреда. Победа над бренностью бытия. Смотри фото. Отказ от собственности. Неприятие абсолютных истин. Атеистичность.

 

2/Чарвака. Самые суровые и воинствующие. Ее уничтожили? Сохранились лишь отрывки из сочинений и критика?

Бога нет, жизни после смерти нет, значит нужно наслаждаться максимально тема что есть. И поехать на все. Резкое отношение к религиозным догматам, обрядам, жертвам, ад, рай, карму, душу. Ежи нченное реальное - этот мир. Образовался спонтанно из 4 первоначал (возможно, ещё и с эфиром). Теория умозаключения. «Сенсуализм». «Гедонизм»

 

Добра и зла нет. Реально лишь страдание и наслаждение. Отрицание аскезы.

28 февраля (лекция)

 

Учение Пифагора.

Эзотерический характер (тайный)

 

Есть теория, что Пифагор - собирательный образ

 

Самосский Пифагор (570 д н э - 497 д н э)

 

Все есть число!

 

Внесли огромный вклад в разработку философской категории - категория количества. Весь мир управляется числами. Мечта - выразить гармонию мира с помощью чисел. Сторонники стихийной диалектики, элементы диалектического мышления в их учении: в мире действуют пары противоположностей (чёт и нечет и тп).

 

Число и количество - куда более абстрактное, чем стихии. = новая ступень в развитии абстрактного философского знания

 

Основы математики как основного инструмента любой (даже гуманитарной) науки - сотенно характерно для нашего времени.

 

Очень многое сделала для астрономии (высказали идею о шарообразности земли, установили правильный порядок планет).

 

Гуманистический период.

 

Идея: человек как одна из высших ценностей.

 

Сократ

Школа софистов

 

Майевитика - метод филлсовствавния, состоящий в том, чтобы с помощью искусно поставленных вопросов привести собеседника к истинному знанию. Метод диалектического спора.

 

Сократ. Добро и зло - следствие наличия/отсутствия знания, познания. Именно познание и должна стать для человека целью, чтобы стать Человеком.

 

Жил в Афинах.

 

Один из учеников Сократа - Платона (описывал его идеи). Помимо платона его идеи описывали софисты.

 

Метод - основная особенность.

 

Один из символов философии стал овод - потому что Сократ всех доставал.

Обвинили и казнили за развращение молодежи.

 

Самое важное - получить Знание. Для этого нам и нужен Разум. Познай самого себя! (Узнал его в Дельфах)

Я знаю, что я ничего не знаю. Чем больше я познаю окружающий мир, тем яснее понимаю, сколько всего я ещё не знаю.

 

Если человек знает, что хорошо и что плохо, то никогда не сделает плохое. Значение образования и познания - познавая мир и самих себя, мы понимаем, что хорошо, а что плохо.

 

Софистика

 


Что есть Истина?

 

Создали профессия преподавателя.

 

Софизмы = Специально нарушились законы логики, чтобы доказать какое-то ложное положение.

 

Сторонники субъективности и относительности Истины (это отличает их от Сократа)

 

Объективная истина - не зависит от человека. Субъективная - неразрывное связаны с мнением и переживанием субъекта.

 

Настаивали на том, что все истины субъективны (так как придуманы людьми).

Абсолютная истина - дальше не может измениться

Относительная - имеет границы применения. Границы могут быть подвижными, истина может меняться/уточняться.

 

В принципе можно доказать любое положение.

 

Человек есть мера всех вещей, существующих, насколько они существуют, несуществующих, насколько они не существуют.

 

Классический период.

 


 

Платон. Один из самых выдающихся учеников Сократа.

 

Основная форма трудов - диалоги. Монологи намного реже.

 

Имел свою полноценную школу. Пик развития античной философии - учение его ученика Аристотеля.

 

Прорыв в философии. Дилемма материального и идеального. Создатель объективного идеализма.

 

Есть мир реальных вещей, а есть Гиперурания (который и есть реальный мир, обладает истинным существованием).

 

Наш мир - относителен и неустойчив. Все подвержено гибели. Мы несовершенны. Совершенство - в Гиперурании.

 

Идея - некий идеал/образец, предельные основания и сущности.

 

В мире идей существует своя иерархия. Главная идея - Благо = начало формирования идей божественной природы (связь с христианстве). Неразрывное единство добра, красоты и истины - отражено в идее Бога?


 

 

Проблемы с учением об идеях:

 

Не ясно, как между собой взаимодействуют идея (стола) и материальные (столы).

(И нахрена это вообще нужно?)

Если в всего существует своя идея, то у этой идеи должна быть идея идеи стола и так до бесконечности.

 

Учения о государстве и идеях неразрывно связаны.

 

Гносеологическая теория Платона - вводит воспоминания/припоминания. Наша дуга принадлежит миру идей, но, придя в мир, утратила все эти знания. Она припоминает те идеи в процессе познания.

 

И идею идеального государства. Основа современных соц (коммунистической) утопий.

 

Отрицание частной собственности.

 

В античности было определённое понимание государства, равного/тождественного обществу.

 

Человеческая сущность основано на принадлежности к обществу.

 

У Платова нет классов/сословий/каст. 3 соц группы по роли в общественном разделении труда. Группы:

 

Производство мат благ, защита, управление (образование/соц воспроизводством)

 

Как делятся? В любой человеческой души 3 составляющих: вожделеющая (мои потребности), аффективная (мои страсти) и разумная.

НО обязательно 1 из них будет главной. Отсюда: вожделеющие - хорошие ремесленники и земледельцы. Аффективная - защита. Третья составляющих = философы и управленцы.

Как понять?

В государстве Платова нет частной собственности и разрушена идея семьи. Дети принадлежат всему государству, а не родителям. Их забирают в общие ясли/сады. Воспитание под началом философов/управленцев. Основа для всеобщей любви (так как все взрослые любят всех детей, так как дети любят всех взрослых, потому что никто ничего не знает о своих родственниках).

 

Проблема соотношения общих и частных интересов. Считал, что человек может быть счастлив только в справедливом обществе. Нужно построить справедливое общество. Не хочешь - заставим быть счастливым.

Счастье всех превыше счастья одного. Этим можно оправдать все.

 

Не ясно, равноправны ли мужчины и женщины. Учёные считают, что платон к этому склонялся.

 

Не ясно, что делать с больными, старыми и инвалидом.

 

Пытался толкать эти идеи правителям Сиракуз.

 

Аристотель.

 
 

 

 

Навёл порядк в накопленных к его времени знаниях. Основатель логики, этики и тд учитель Александра Македонского.

 

Аристотель разорвал с поатоновской традицией и создал свою школу - ликей (у платона была академия). Есть версия, что фразу про Платона сказана была только про возможное/невозможное существование Атлантиды.

 

Вновь соединил идею и реальную вещь. Они неразрывны друг от друга.

Была бесформенная материя. Форма появилась - оформление материи и превращение ее в реальную вещь. Форма - сущность любой вещь + источник движения/изменения с вещью + образцом/целью для совершенствования и существования каждой вещи.

 

Материя - чистая потенция. Возможность. Только форма/идея эту потенцию реализует.

Есть предельная форма - форма всех форм - божественная/благая идея. Выполняет функцию перводвигателя.

 

Политические/этические взгляды.

 

Создатель этики.

 

 

Никомахова этика. Большая этика - это его основные труды.

 

Разводит знание и поведение.

 

Смысл жизни - добродетель, делать добро, осуществлять добродетель. На первом месте служение другим людям.

 

Главная добродетель - мудрость.

 

Ничего слишком! Золотая середина!

 

Разум дан для того, чтобы определять золотую середину.

 

Этика рациональна.

 

Идеальное политическое устройство. Разделил правильные и неправильные формы правления. Правильные формы ставят целью общее благо. Наилучшая форма - аристократиям (правление нескольких, которые пекутся об общем благе). Правление одного - угроза тирании. Правление всех - толпа, угроза хаоса.

 

Эллинистический период

 

Начало деградации.

 

Эпикур. Создатель гедонизма. Человек рождён для удовольствия.

 

Эвдемонизм - гедонизм, но на первое место выходит не плотное наслаждение, а духовное.

Условие наслаждение - состояние покоя.

 

Атомистический атомизм. Боги есть, но они скорее идеалы для человека в области философской антропологи. Ведь смысл жизни человека - стать похожими на блаженных богов. Блаженство несколько буддисткое.

 

Допускает дружбу в счастливой жизни. Распираю на блаженных индивидов - смерть. Другие - это ад. Потом развивалось в хх веке (экзистенциалисты)

 

Любовь - страдание. Страх - ад. Страх смерти.

Слова Эпикура. = Пока мы с вами есть, смерти нет. Когда есть смерть - нас уже нет. = Нечего бояться.

 

Антология Эпикура.

 

 

Представление об устройстве мира.

 

Сам человек определяет свою жизнь. Фатума нет.

 

Способность атома самоотклоняться от заданной траектории составляет основу для наличия у человека свободной воли.

 

Видики- тела испускают тончайшие атомы, которые воздействуют на наши органы чувств. Так мы получаем информацию об окружающем мире.

 

 

Стоики

 

Разные этапы.

 

Этика и теория познания.

 

Все подчинено Логосу.

 

Человек несвободен. Все предопределено законом.

 

Задача - познать Логос и не противиться ему. Человек рождён для того, чтобы исполнить долг - подчиниться своей судьбе.

Апатия. Никаких страстей. Страсти сбивают с пути судьбы.

 

Религиозный период

 

Границы размыты.

 

Неоплатонизм. Основатель - Плотин. Переходное звено к христианской философской традиции.

 

Устройство мира. Свербытийная природа первоначала.

Бытие - нечто единое. Это единое (само)порождает все окружающее весь окружающий мир (+/-вовнутрь). Эманация - творит из себя

Чем дальше от границ, тем больше материального. Наш мир в самом центре.

Мистические элементы. Не всегда главное разум. Потому что мистические элементы познать разумом нельзя. Экстаз/интуиция как средство познания.

Знание о мире имеет элитарный характер. - для избранных только. Только им доступно иррациональное состояние.

 

Средние века.

 

Два периода (в некоторых ещё и апологетика)

 

Первое - основы христианской догматики. (Отцы Церкви)

Второй - схоластики. Решение некоторых вопросов, возникших из-за отцов Церкви. Но проблемы возникли другие - отход от реальности чересчур.

 

Отличительные особенности - смотри на фото.

 

Основной вопрос: Что есть Бог. Теоцентризм. Человек на втором месте.

Историзм (эсхатология) - новое понимание процесса развития. Нет цикличности истории. Все развивается. Линейность. Есть начало и конец всего.

Истинная история только от Рождества Христова. Остальное - предыстория. Конец - второе пришествие.

Проблема прогресса. И регресса. (Они относительны)

Креационизм - сотворение Богом мира из ничего. Всемогущество Бога. Природа ничего.

Провиденционализм - провидение. То, что позволяет реализовывать Божественного плана в человеческой истории.

Категория чуда - когда Бог нарушает установленный им самим порядок. Проблема свободы. Насколько мы свободны или несвободны ща то, что мы творим.

Теодицея - оправдание Бога. За существование зла? Мир один (и самый совершенный). Откуда зло берётся в мире. За зло отвечает человек - создал по своему образу и подобию со свободой выбора. Зло идёт от свободы выбора следовать за Богом или нет.

 

Форма исповеди. Новый жанр философского произведения. Монолог + обращение к Богу. Предполагает, что мы максимально честны. И получить в ходе «исповеди» божественное знание.

 

Символизм - символы, символы везде! - мистицизм - как выразить иррациональное.

Герменевтика - учение о толковании текстов (+логика развивается).

 

Проблема универсалия (общих понятий)

 

Это связано с вопросом «Что есть Бог?»

 

Реализм - последователи Платона. Общие понятия реально существуют вне отдельных вещей. В божественном измерении. (В начале было Слово)

 

Номинализм - общие понятия = словесные метки, в действительности нет ничего, кроме реальных вещей. Просто нас ум придумал общие понятия для удобства описания мира.

 

Концептуализм - «середина» - общие понятия есть. У них есть общин признаки, которые мы выражаем в виде концептов. И выражаем понятие неким именем. (Пьер Абеляр)

 

Идеи концепта возродили постмодернисты.

 

Проблема соотношения веры и Разума. Что важнее: истина веры или истина Разума. Смотри фото.

 

На ранних этапах (Тиртулиан): верую, потому что абсурдно. (Вера и разум разорваны).

Верую, чтобы понимать - патристика, блаженный Августин (истины веры основополагающие, Вера даёт возможность лучше рационально понимать действительности) - теология важнее, философия и наука стали ей подчинёнными. Новая система образования. В ее основе - идеи Августина. Поэтому обучать могут только монахи.

Первые университеты в 12 века. Изначально под контролем Церкви.

 

13 век - ресорбция в вопросе совершил Фома Аквинский. Понимаю, чтобы верить. (+/- подготовил Возрождение). Реабилитация человеческого разума. Разум дан Богом за тем, чтобы ещё раз доказать истины веры.

 

Периодизацию патристики смотри на фото.

 

Аврелий Августин - зрелая патристика. Исповедь и учение о двух градах (смотри фото)

Проблема монашеской и мирской аскезы.

 

Схоластика. Фома Аквинский. Томизм. Смотри фото. Последователь Аристотеля (хоть и реалист).

«Сумма против язычников» и «Сумма теологий» - основные труды. Основные идеи смотри на фото.

 

Именно он придумал 5 косвенных доказательств бытия Бога. Рациональное понимание. Напрямую доказать Бога нельзя. Ибо разум ограничен. Позиция сходна с Ансельмом Кентерберийским.

Идея первопричины и тд.

 

Философия Возрождения.

 

Марта (семинар)

 

Монизм - одна сущность в основе

Дуализм - две сущности

Плюрализм - больше двух (до бесконечности)

 

14 марта (лекция)

 

Философия Возрождения

 

Именно с Фомы яаквинского начался процесс реабилитации человеческого разума.

Петрарка. Смотри фото

Гуманизм (ценность человека) и антропоцентризм (человек в центре). Человек - творец, подобен Богу.

Пантеизм. Природа = природа.

 

Николай Кузанский.

 

Пантеизм. Гелиоцентризм. Мир бесконечен.

 

Джордано Бруно.

 

Монада всех монад - Бог.

Пантеизм.

Духовное + материальное.

 

«О героическом энтузиазме» - идеал человека по Бруно. Безграничная любовь к бесконечному.

 

Маккиавелли.

 

Стоит особняком. Больше об управлении. Человек по своей природе зол.

Как управлять? «Государь» = «Князь» (разные переводы названия)

 

Смотри фото.

 

Один из ярких представителей этического плюрализма = для разных категорий людей возможны различные этические нормативные системы. У маккиавелли есть Законы для народных масс, но у государя есть право нарушать любые законы ради интереса государство)

(Цель оправдывает средства (с) Маккиавелли).

 

Человек - в том числе, средство достижения цели.

 

Здесь берет начало маккиавеллизм - в менеджменте.

 

Утопии.

 

Томас Мор и Томмазо Компанелла. Схожесть с идеальным государством Платона. Коммунистически утопии. Во. Всех грехах обвиняется частная собственность.

 

К концу Возрождения - человек-творец-бог. «Опыты» Мантени. - родоначальник жанр эссе. Человек - творец само7 себя.

 

Европейская философия 17-18 века.

 

Вера в прогресс. Рождение современной науки. Новая задача для философов: новые методы познания нужны, причём для того, чтобы потом разработать новые методы познания для науки.

 

НАУКОЦЕНТРИЗМ

 

Френсис Бэкон!

 

Рационализм и империзм. Эти понятия везде во всех философияхтого времени. Концепция источника наших знаний. (Вспомни логику) Империсты - опыт является основным источником знаний. Рационалисты - разум является основным источником.

 

Империсты - Френсис Бэкон (создатель методологии экспериментальной опытной науки)

 

Индуктивные умозаключения - связи между посылками и выводом такие, что при иситирных посылках Заключение/вывод носит лишь характер правдоподобной вероятности. Главное в науке - экспериментальный уровень. Все остальное - второстепенно.

 

Идолы - ложные идеи по Бэкону. Смотри фото.

Идолы рода (пример: наличие у всего и вся цели). Идолы пещеры (все люди разные, могут быть различные отклонения от нормального восприятия, например, дальтонизм). Идолы площади (результат смысловой многозначности/неправильного употребления слов). Идолы театра (под воздействием какой-то яркой идеи начинается всякая хрень)

 

Рационализм - Рене Декарт.

 

2 фото - краткое изложение идей.

 

Упор на дедукции. Умозаключения, в которых связи ме



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: