Понятие исполнительной власти.




Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть – это сугубо исполнитель воли народа, выраженной в законодательных решениях. Она обязана быть подчиненной законодательной власти без каких-либо оговорок, без каких-либо попыток самой издавать законы.

Главные цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства

2) создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;

3) создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

Государственная администрация сама обеспечивает безопасность страны и ее жителей, осуществляет защиту слабых, создает систему административной опеки. И она же создает условия для того, чтобы механизмы саморегуляции действовали во всех сферах общественной жизни.

Исполнительная власть -- инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Общество, создавая государственную администрацию, оплачивая ее содержание, выполняя ее требования, ожидает, что деятельность этого инструмента будет эффективной, т. е. поставленные цели будут достигнуты в оптимальные сроки и с наименьшими затратами.

Чтобы быть эффективной, государственная администрация должна действовать целесообразно, рационально используя свои полномочия и ресурсы. И в то же время она должна строго соблюдать закон. Целесообразность в рамках закона, законная целесообразность -- основной принцип административной деятельности. И чем последовательнее он осуществляется, тем она эффективнее. Специфика целей и принципов -- одна из существенных особенностей исполнительной власти.

 

Структура сферы деятельности исполнительной власти:

Носителем исполнительной власти служит аппарат государственного управления, который имеет свою структуру, о чем речь пойдет далее. Сфера же деятельности аппарата управления выходит далеко за его пределы, на основе этой деятельности складываются определенные группы отношений по управлению:

1. Отношение исполнительной власти с гражданином как в отдельности,так и всеми гражданами, то есть с гражданским обществом;

2. Отношения исполнительной власти с многочисленными и разнообразными объединениями граждан - с политическими партиями, общественными организациями и т.д., в которые вступают граждане с целью своего участия в политической, общественной жизни, общения с коллегами по профессии, развития различных инициатив и т.д., что составляет одно из условий упрочения и развития гражданского общества;

3. Отношения исполнительной власти - в хозяйстве, социальной сфере, правоохранительной сфере, области внешних сношений и интересов. Все эти сферы так или иначе организационно оформлены и выражены -- имеются органы управления государственным имуществом, государственными предприятиями и учреждениями, органы управления в социальной сфере -- образованием, наукой, культурой, здравоохранением и др., а также в иных названных выше сферах -- министерства и ведомства внутренних дел, иностранных дел, безопасности, обороны, внешнеэкономических сношений и др.;

4. Отношения исполнительной власти непосредственно с предприятиями, учреждениями и иными организациями, не имеющими таких статусов, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

 

Признаки исполнительной власти:

1. Первый признак административной власти - ее вторичность, ее подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2. Второй признак - ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Административная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет государственная администрация, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них - имуществом и общественными процессами.

3. Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

4. Административная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти проявляется и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.). Как композитор из существующего разнообразия звуков создает мелодию (хорошую или не очень), так и администраторы, используя существующие способы воздействия на волю людей, создают организованность, порядок в обществе (хороший или не очень).

Государственная администрация сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

5. Существенный признак административной власти - наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов - правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

6. Ведая огромными ресурсами, государственная администрация непосредственно их не использует, она не производит продукцию, не лечит, не учит. Она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы организовать производство, образование, здравоохранение и др.

Административная власть - это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений - административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

7. В непосредственном ведении государственной администрации находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты административной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке - важная черта административной власти.

8. Названные выше признаки содержания государственной административной власти - универсальность, принудительность, организующий характер - детерминируют ее организационную форму - единую, большую по объему, иерархически построенную государственную администрацию. Единство многоуровневой административной машины - важнейшая основа единства государства.

Известно, что и законодательная, и судебная власти не обладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей, административная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

9. Непосредственная повседневная организация разнообразных социальных связей, реальное осуществление принуждения требуют большого количества работников аппарата. Несомненно, что численный состав административного аппарата, количество лиц, занимающихся административной деятельностью, намного превосходит общее число работников всех иных государственных органов вместе взятых. Реализация административной власти требует большого числа профессионалов и рациональной организации их труда. Основная фигура в администрации - чиновник.

Административная власть - власть чиновников. Как соотносятся близкие по содержанию понятия «административная власть» и «исполнительная власть». Исполнительная власть - это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества.

 

 

3. Учащиеся муниципальной школы г. Орел решили создать общественную организацию, которая бы занималась обеспечением потребностей и удовлетворением интересов школьников. Директор школы запретил проводить даже подготовительную работу по организации такого общественного объединения, ссылаясь на то, что федеральное законодательство не устанавливает возможности учреждения общественных объединений учащимися школ.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.
Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Согласно статье 9 п.2 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Директор школы явно нарушает права учащихся. Администрация не вправе препятствовать созданию общественных организаций, за исключением общественных организаций детских религиозных.

В данном случае дети хотят создать общественную организацию, которая бы занималась обеспечением потребностей и удовлетворений интересов школьников. Они имеют право на это, и при этом не нарушают закона.

 

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 12 декабря 1993 года. - М.: «Юридическая литература»,1993. - 195 с.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Официальный текст. - М.: Издат-во НОРМА, 2002. - 288 с.

3. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1996. - № 7.

4. Указ Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1996. - № 9.

5. СЗ РФ. - 1995. - № 47. Ст.4471

6. СЗ РФ. - 1997. - № 5. - Ст.610

7. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. Ст. 3802.

 

Учебно-методическая литература:

Административное право России: конспект лекций/Автор - сост.: Л.В. Труханович. - М.: ПРИОР, 2001. - 128 с.

Алехин А.П. и др. Административное право Российской Федерации: Учебник/А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: ИКД «Зерцало - М», 2002. - 608 с.

Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во БЕК, 2001. - 368 с.

Гусев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. - М.: Юрид. фирма «Контакт»; Изд.дом «ИНФА-М», 2002. - 967 с.

Долматов О.М. Административное право РФ. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во ЦДМУ МГАВТ, 2001. - 30 с.

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Г.А. Туманова. - М.: Юрист, 1997. - 448 с.

Общая теория права и государства: Учебник/под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1999. - 520 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: