Этапы урока, цели | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу. | Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в тетрадях. Читает письмо. | - Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок- начинается урок! - Садитесь. Запишите в тетрадях число, "Классная работа". - Ребята, нам пришло необычное письмо. Слайд 3-Приветствую вас, друзья! Я – Профессор Грамотных наук, прошу вас мне помочь. Никак не могу разобраться что это за слоги: под, по,за,по; откуда они. В конце урока встретимся. Может вы мне поможете? - Ребята, поможем Профессору Грамотных наук? | Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Слушают текст письма. Вступают в диалог с учителем. | Умение ориентироваться в тетради. Графический навык. | Умение организовать рабочее место. Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД) |
II. Постановка цели урока. (1 мин) Цель: организовать постановку цели урока. | Организует постановку цели и планирование работы. | А где могут встречаться эти слоги и чем они являются? (Предлогами и приставками) - Как вы думаете какая тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? (Применять новые знания и правильно писать предлоги и приставки) | Формулируют цель урока. | Умение воспринимать и строить устное высказывание (Познавательные УУД) | |
III. Актуализация знаний. (5 мин) Цель: актуализировать знания по теме. | Показываю на карточках словарные слова с пропущенными орфограммами.Организует работу в парах. Организует самопроверку и самооценку работы. | Прежде чем приступить к изучению темы нашего урока, предлагаю поработать со словарными словами. СЛАЙД 4. а)Сев..р,бер..г,чу..ств..,инт..ресный,вос..мь,праз..н..к,ч..тверг,ч..тыре, ж..лать. б) Угадайте словарные слова по толкованию, объяснению значения: *Старательный, тщательно соблюдающий порядок.(аккуратный) *Систематизированное собрание однородных предметов. (коллекция) Проверяем словарные слова, поменялись тетрадями, проверяем и ставим оценку на полях Запишите слово ЖЕЛАТЬ. -Найдите в толковых словарях толкование слова желать. -К слову желать подберите однокоренные слова.(пожелать, желание, по желанию, пожелание) Давайте посмотрим слова. Слайд на доске. пожелать по желанию -Что мы здесь видим?(В первом слове по написано слитно, а во втором случае раздельно) -Мы можем сказать правильно ли написано? (нет) | Объясняют правописание словарных слов. Работают в парах. Один учащийся класса читает. Остальные проверяют работу своего соседа и оценивают. | Правописание словарных слов, подбор однокоренных слов. | Умение вести учебный диалог с одноклассниками. (Коммуникативные УУД) Умение оценивать свои учебные достижения. (Личностные УУД) Умение составлять письменное высказывание (Познавательные УУД). |
IV. Изучение нового материала. (12 мин) Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила. | С помощью проблемной ситуации и частично - поискового метода подводит учащихся к формулировке правила. | -А теперь посмотрите на экран. Слайд 4 Перед вами слова записаны в два столбика С какой трудностью вы столкнулись в задании? (Не знаем когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно.) Давайте поработаем над этим вопросом. -Прочитайте слова. Как вы думаете, в 1 столбике записаны слова с приставками, а 2 столбик с предлогами? Докажите. Поработаем в группах по плану. Я раздаю вам задание на листочках. Вы отвечаете на вопросы и доказываете своё предположение (что в 1 столбике записаны слова с приставками, а 2 с предлогами) -Какой заголовок дадим словам 1 столбика?(Приставки) А словам 2 столбика?(Предлоги) (до)бежал (до)леса (за)шёл (за)другом (с)катился (с)горки (на)клеил (на)бумагу Перед корнем есть приставка. Слитно пишется она. И при помощи приставки Образуются слова. Нет ниточки связать слова? Предлог поможет нам всегда! С глаголом рядом не стоит, Писать с пробелом нам велит! -Напишите в тетради правильно слова 1 столбика и 2 столбика. Как будете писать слова 1 столбика? А как будете писать словами из 2 столбика. (раздельно) Сделаем вывод. Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?(приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно) -Сравниваем наше правило и правило по учебнику на стр.132.(Один ученик читает вслух) Так можем мы теперь с уверенностью сказать правильно ли у нас были записаны слова Слайд | Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок. С помощью учителя находят отличия. выводят правило. Формулируют правило. | Правописание предлогов и приставок. Разбор предложения по членам предложения и частям речи. Правильно выписывать словосочетания из предложения. | Умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками. (Коммуникативные УУД) Умение строить устное высказывание (Коммуникативные УУД). Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Умение формулировать проблему, доказывать свою точку зрения (Познавательные УУД) Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД) |
![]() | Организует работу над упражнениями. | Физкультминутка. Приложение 1. - А теперь я предлагаю выполнить упражнение 259 - Софья прочитай, что надо сделать. - Выполнять упражнение по цепочке комментируют написание слов. | Выполняют упражнения письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму. | Правописание предлогов и приставок. | Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД) Умение строить устное высказывание. (Познавательные УУД). |
* VII. Дополнительное задание (если осталось время урока) (5 мин) Цель: создать условия для применения новых знаний в выполнении упражнений | Организует устное или письменное выполнение задания (если осталось время урока) | КАРТОЧКИ с заданием. Учащиеся выполняют самостоятельно, затем один читает другие проверяем у себя | Правописание предлогов и приставок. | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Умение анализировать объекты. (Познавательные УУД) Умение вести учебный диалог (Коммуникативные УУД) | |
IX. Итог урока.(2 мин) Цель: обобщить знания, полученные на уроке. | Организует обобщение знаний. | - Давайте расскажем Профессору Грамотных наук, какое правило мы сегодня узнали. | Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке. | Правописание предлогов и приставок. | Умение обобщать свои знания по теме (Познавательные УУД) Умение составлять устное высказывание. (Познавательные УУД). |
X. Рефлексия. Домашнее задание.(3 мин) Цель: создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания. | Организует самоконтроль и самооценку по опорной карточке. | -Понравился ли вам урок. Как будем писать предлоги и приставки?
-Что вы усвоили после изучения новой темы? На листочке нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой нарисуйте солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.
Приложение 2На листочке:
1- испытываю затруднения;
2- усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3- ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Заполняют лесенки Записывают домашнее задание. | Умение оценивать и корректировать свою работу. (Регулятивные УУД) Умение оценивать свои учебные достижения (Личностные УУД) |
Приложение 1
Физкультминутка
Если слышите предлоги, выполняете повороты; если приставки – тянемся вверх.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Приложение 2
На листочке:
1- испытываю затруднения;
2- усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3-
усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
На листочке учащиеся рисуют себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой рисуют солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.
-Предлог может встречаться перед глаголом?(Нет. Перед глаголом встречаются только приставки. Приставка –с разными частями речи. Предлог – не может быть перед глаголом)
-Вывод. Назовите все отличия. Слайд 8 Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?(приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно)