Анализ эпизода драматического произведения




1. Дать название эпизоду (границы эпизода уже определены самой структурой драмы).

«Гений и злодейство»

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это – экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения).

Моцарт приводит к Сальери слепого скрипача. Сальери приходит к выводу, что Моцарт обесценивает свой дар и свои творения. Что подталкивает его к мысли о том, что его доля – избавить мир от Моцарта.

Сальери: «Ты с этим шел ко мне

И мог остановиться у трактира

И слушать скрыпача слепого! — Боже!

Ты, Моцарт, недостоин сам себя.»

Данный эпизод – развитие действия пьесы.

3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:

· кто они?

· каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)

Моцарт – молодой композитор, жизнерадостный и добродушный. Музыка ему дается легко, и так же легко он идет по жизни, создавая талантливую музыку. Это жизнелюбивый человек, деликатный и скромный, которому присуще чувство такта. Он открытый и доверчивый, добрый гений. Он с чистым сердцем относится к людям, в том числе, и к Сальери, не подозревая о подлой душе человека, которого искренне считает своим другом.

Сальери – полная противоположность Моцарту. Это очень желчный и завистливый человек, высокомерный и безжалостный. С детства отрекся он от праздной жизни, учась искусству музыки. Музыка давалась ему с трудом, и лишь упорными занятиями, превратив ее в ремесло, он достиг успехов. Когда Сальери почувствовал себя на вершине славы, появился новый гений – Моцарт. Сальери обуяла непомерная гордыня и зависть, и он задумал избавиться от талантливого композитора. Он считает себя вправе остановить гения, и сыплет в его бокал яд.

Моцарт – олицетворение небесных сил.

Сальери – человеческого самоутверждения.

Старик со скрипкой – настоящей любви к музыке.

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

Эпизод начинается с того, что Моцарт врывается к Сальери и просил его послушать скрипача, которого Моцарт встретил у трактира.

Моцарт: «Нес кое-что тебе я показать;

Но, проходя перед трактиром, вдруг

Услышал скрыпку... Нет, мой друг, Сальери!

Смешнее отроду ты ничего

Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире

Разыгрывал voi che sapete. Чудо!

Не вытерпел, привел я скрыпача,

Чтоб угостить тебя его искусством.

Войди!»

А в финале эпизода Сальери выражает восхищение Моцарту, указывая на то, что Моцарт не ценит дара, данного ему свыше.

Сальери: «Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Я знаю, я.»

После чего Сальери приглашает Моцарта отужинать вместе, замыслив злодейство.

5. Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

Основная проблема в диаметрально противоположных взглядах на мир главных героев. Чего Сальери не готов простить Моцарту.

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (мини-конфликт), лежащие в основе эпизода.

Конфликт между искусством ради искусства и искусством ради славы.

Моцарт всё в своей жизни делал искренне и с удовольствием. Он вкладывал душу в свои произведения. Именно поэтому они были столь прекрасны, потому как душа его наполнена светом и любовью, что отражалось в его произведениях. А душа Сальери была переполнена завистью, злостью и негативом, что отражалось в его образе мышлении и видении мира.

7. Охарактеризовать героев – участников эпизода:

· их отношение к событию;

· к проблеме;

· друг другу;

· кратко проанализировать речь участников диалога;

· сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;

· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

Моцарт – искра, от которой загорается пламя, освещающее читателю душу Сальери. Автор взял вполне состоявшегося, “готового”, персонажа, и осветил его “извне”, как частицу бытия, чтобы накопленное в нем вспыхнуло пожаром.

Моцарт и Сальери принадлежат к людям искусства, но они противоположны во мнениях о бытии. Сальери расходится с Моцартом в том, что он ждет от своих трудов, от занятий музыкой “презренной пользы” – славы, наград.

Он сделал свое ремесло подножием искусству, а искусство – славе. В попытках найти гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни, поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства.

Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, “исправить ошибку небес”.

Если Сальери олицетворяет собой человеческое самоутверждение, то Моцарт является как бы олицетворением небесных сил. Именно так он и представлен в трагедии. Пушкин по себе знал, как много серьезного в душе гения, как много скорбного в его жизни, как много труда в его творчестве.

Но все это в Моцарте скрыто от нас, он обращен к Сальери и к нам своей небесной стороной: беспечный в жизни, бессознательно, шутя создающий гениальное в искусстве. Он творит не потому, что силится творить, как Сальери, но потому, что он «с волей небесною дружен». У Пушкина Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и в Сальери – своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить.

Его душа открыта звукам небесным.

Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его явление – наиболее резкий вызов существу Сальери. При встрече с таким явлением Сальери попадает в ситуацию, в которой обязан раскрыться полностью, до дна.

Пушкин внес множество штрихов в эту оппозицию. Даже способ выражение мыслей у главных героев был различен. Речь Сальери гладкая, напыщенная, полна литературных штампов. Он высказывается часто и уверенно, но беседует сам с собой. Моцарт же говорит мало и неуверенно. В его речи часто встречаются слова: «что-то», «кто-то», кое-кто».

Коренное различие между ними в том, что Сальери чувствует себя “служителем искусства”, а Моцарт “сыном гармонии”. Для Сальери искусство – суровый властелин, награждающий за труд, а сам Сальери – вернейший раб своего повелителя:

«Быть может, посетит меня восторг

И творческая ночь и вдохновенье».

Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу. Но совершив грех, человек остаётся наедине со своей совестью; проблема находится внутри самого человека, а не вне его. Отравленный Моцарт торжествует, поражая друга фразой о том, что гений и зло несовместимы. Он снова впереди, он выше злодейства и злобы.

Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; то есть по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

В исходном событии: умеренно-динамичный.

В основном событии: нарастающий, ускоренное развитие действия.

В центральном событии: плавно-нарастающий.

В финальном событии: динамичный, стремительно-взрывной.

В главном событии: умеренно-динамичный.

9. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великие гении, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.

Изначально Пушкин дал пьесе название «Зависть». Исследованию и обличию этого порока и было посвящено произведение.

Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.

10. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

Столкновение рационализма и творчества.

11. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь каждого эпизода с другими эпизодами драмы.

Данный эпизод раскрывает основное столкновение мировоззрения главных героев и приводит Сальери к решению убить Моцарта.

Именно из-за мыслей, посетивших Сальери в этом эпизоде, и произошли все дальнейшие события пьесы. Это стало переломным моментом сюжета. Моцарт приводит к Сальери слепого скрипача, как олицетворение истинной любви к музыке, – по сути, приходит к нему со своим мировоззрением, которое Сальери воспринимает, как оскорбление того, во что верит он сам.

Сальери считает Моцарта недостойным огромного таланта, который дарован ему свыше, и делает своим долгом – избавить мир от такой несправедливости.

Именно в этом эпизоде Сальери принимает ключевое решение пьесы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: