ЛЕКЦИЯ: Распределительная логистика.




Распределительная логистика

1. Сущность, задачи и функции распределительной логистики

2. Логистические каналы и цепи. Логистические посредники

3. Логистический подход к организации торговли. Задачи логистики в оптовой и розничной торговле

4. Предпосылки развития и эффективность применения логистики в торговле

1.1. Сущность, задачи и функции распределительной логистики

Понятие распределения в связи с коммерческой деятельностью, включая и сбытовую, имеет два смысловых значения: 1) согласованное или систематическое размещение и доставка товаров; 2) весь комплекс операций, осуществляемых в целях доставки товаров и услуг в распоряжение потребителей.

В современных условиях вполне допустимо говорить о коммерческом, канальном и физическом распределении. Коммерческое распределение охватывает преимущественно функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т.е. управление сбытовой деятельностью. Канальное распределение – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, переработки и т.п.

Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.

Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:

- координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

- интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;

- адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

- системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

- комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

- оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;

- рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.

Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами: эмерджентности (способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов распределения), синергизма (системообразующая функция, позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности) и конгруэнтности (соразмерности (соответствии) ее элементов между собой и с целями системы).

Состав задач распределительной логистики зависит от уровня логистической системы.

Сущность и задачи распределительной логистики.

Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализующихся в процессе распределения МП между различными оптовыми покупателями. Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.

Предмет изучения — рационализация процесса физи­ческого продвижения продукта к потребителю.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке постав­щик - потребитель, начиная от момента постановки задачи ре­ализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решае­мые в процессе продвижения уже готовой продукции к потреби­телю.

Состав задач распределительной логистики на микро- и ма­кроуровне различен.

Несмотря на то, что процесс распределения присутствует на различных стадиях, перемещение МП (распределительных заказов, материалов) и само понятие распределение достаточно широко, в логистике под распределением понимается само вещественное содержание этого процесса и распределение рассматривается на выходе МП из производственной системы. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного сбыта и продажи: 1- подчиненность процесса управления МП и ИП целям и задачам логистики; 2- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупки; 3- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Распределительная логистика решает след. Задачи на микроуровне:

  • Выбор схем распределения МП
  • Определение оптимального количества распределительных складов на обслуживаемой территории МП может исходить либо из распределительного центра и направляться, либо к обрабатываемым предприятиям, либо в распределительный центр, либо к конечному потребителю.
  • Транспортировка готовой продукции заказчиком.
  • Пополнение запасов, хранящихся на складах поставщиков.

Распределительная логистика решает следующие задачи на макроуровне:

  • Сбор, обработка и контроль за выполнением заказов.
  • Складирование в сфере сбыта.
  • Транспортировка готовой продукции заказчиком.
  • Пополнение запасов, хранящихся на складах.

На уровне предприятия, распределительная логистика ставит и решает следующиезадачи:

  • планирование процесса реализации;
  • организация получения и обработки заказа;
  • выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  • организация отгрузки продукции;
  • организация доставки и контроль за транспортировкой;
  • организация послереализационного обслуживания.

В макрологистических системах, к задачам распределительной логистики относят:

  • выбор схемы распределения материального потока;
  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
  • определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

Для решения каждой из названных задач и всей их совокупности необходимо придерживаться определенных правил:

- ни результатов, ни ресурсов не существует внутри распределительной логистики, а только вне ее (только удовлетворение спроса покупателей ведет к получению прибыли);

- результатов можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем;

- ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка, а не решение проблем;

- высоких результатов можно достичь путем подлинного лидерства на рынке, учитывая законы рынка и потребности потребителей;

- не стоит останавливаться на достигнутом (постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок);

- как правило, распределительная логистика, предоставленная сама себе, почти всегда функционирует неверно.

Выделяют координационные и организационные функции распределительной логистики.

Координационные функции:

  • поиск и обработка рыночной информации;
  • поиск потенциальных клиентов и заключение договоров купли-продажи;
  • установление контактов с торговыми посредниками и определение условий, связанных с правовыми аспектами передачи права собственности на перемещаемый товар.

Организационные функции:

  • обработка заявок;
  • транспортировка товаров;
  • содержание складов и запасов.

Благодаря этим функциям осуществляется физическое перемещение товаров от производителя к потребителю.

В табл.1 представлена структура логистических издержек сбытовой деятельности, дающая представление об участии в ней складской и транспортной логистики и о возможностях ее оптимизации. Структура издержек может меняться и зависит от:

- направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- продукции, выпускаемой промышленными предприятиями (товары производственного или потребительского назначения);

- наличия собственных складов и транспортных средств.

Таблица 1. - Логистические издержки сбытовой деятельности

Группы логистических издержек Содержание логистических издержек
  Складские расходы • складирование готовой продукции; • хранение готовой продукции; • содержание запасов готовой продукции; • эксплуатация складских площадей; • амортизация складского оборудования; • погрузочно-разгрузочные работы; • комплектование заказов для потребителей; • упаковка готовой продукции; • формирование транспортных партий;
  Транспортные расходы • содержание внутризаводского транспорта; • эксплуатация внешних транспортных средств; • ремонт и профилактика транспортных средств; • амортизация транспортного парка; • эксплуатация транспортной тары; • потери продукции при транспортировке
  Административные расходы • содержание административного аппарата; • содержание работников склада; • содержание работников транспортной служб; • комиссионные, выплачиваемые посредникам
  Прочие расходы • поиск потенциальных потребителей; • обработка заказов потребителей; • стимулирование сбыта готовой продукции; • возврат продукции от потребителей

Расчет показателей работы склада

Одним из направлений применения использования машин и механизмов на предприятиях является интенсивное использование техники, обеспечивающее лучшее использование всех возможностей оборудования, машин и механизмов в процессе работы. На уровень использования оборудования оказывают влияние интенсивные и экстенсивные факторы, которые необходимо оценить.

Уровень использования технологического оборудования характеризуется следующими показателями.

Потери времени по организационным и техническим причинам характеризует коэффициент использования парка (Кип):

Кип =Н1/Н2, (8.11)

где Н1 – число машин и механизмов, которые находились в эксплуатации; Н2 – списочное число машин и механизмов базы снабжения и сбыта.

Потери времени от неполного использования смен и недостаточной сменности работы машин может охарактеризовать коэффициент использования машин в течение суток (Кис):

Кис = Тсм / 24, (8.12)

где Тсм – продолжительность времени работы машин в течение суток, ч; 24 – продолжительность суток, ч.

Произведение коэффициента использования машин в течение суток КИ.С. на коэффициент использования парка машин и механизмов КИ.П. характеризует потенциальные возможности использования машин и механизмов во времени – экстенсивную загрузку (Кэк):

КЭК = Кис * Кип. (8.13)

Из формул (8.11) и (8.12) коэффициент экстенсивной загрузки будет составлять:

. (8.14)

В числителе формулы – время фактической работы машин Тфакт =Тсм*Н1, в знаменателе – максимально возможное время использования машин (ч) Тмакс=24*Н2, поэтому коэффициент экстенсивной загрузки можно определить, как:

Кэк = Тфакт/ Тмакс (8.15)

Продолжительность использования машин и механизмов в течение суток на предприятиях можно определить графическим методом, при помощи номограммы.

 

Для управления работой склада необходимо рассчитать следующие показатели.

1) Н еобходимое количество подъемно-транспортных механизмов. Производительность машин периодического действия определяется по формуле:

Qч = q * n * k, (8.23)

где q – грузоподъемность машин, т; n – количество сделанных циклов (рейсов) за час; k– коэффициент использования машины по грузоподъемности.

Количество сделанных циклов п за час определяется как 3600/Т, где Т – время, расходуемое на один цикл, сек.

Количество подъемно-транспортного оборудования (ПТО) периодического действия определяется по формуле:

, (8.24)

где Qc – суточный или годовой грузооборот; Тс – количество часов работы ПТО за сутки или год.

2) Е мкость склада:

Е = Fc * qт, (8.25)

где Fc – площадь, используемая под непосредственное складирование груза, м; qт – удельная нагрузка, т/м.

3)Средний срок хранения грузов на складе:

, (8.26)

Q - общее количество груза, прошедшего через склад.Stq – общее количество тонно-дней хранения за период (месяц, год); Sгде

Σtq = tхр1 * Q1 + tхр2 * Q2 +... + tхрn * Qn.

4)Коэффициент использования емкости склада равен:

, (8.27)

где Е – емкость склада, т; Т – период работы склада, дней.

5)Оборот склада По определяется по формуле:

. (8.28)

6) Пропускная способность склада (Пскл) характеризует то количество груза, которое может пройти через склад за период (месяц, год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения:

Пскл = Е * По. (8.29)

7) Показатели использования погрузочно-разгрузочного оборудования:

- коэффициент использования оборудования во времени Квр:

, (8.30)

где Тф – фактическое время работы на грузовых операциях; Тк – общий календарный период, ч; Тпл – плановый ремонт, ч.

- коэффициент использования оборудования по производительности Кпр:

, (8.31)

где Рф – фактическая производительность, т; Рпл – плановая производительность, т.

 

4 пара, 15.06.20 г.

Группа 2К4:

Задание: Выписать формулы в тетрадь, подходящие для задач: 1,2- см. выше, примеры решения задач перенести в тетрадь.

Тема: Особенности выбора места складирования при доставке товаров потребителям.

Примеры решения задач

Пример 1

Списочный состав погрузочно-разгрузочных механизмов на предприятии оптовой торговли составляет Н2 = 20 единиц, ежедневно в эксплуатации находится H1 = 15 единиц. Время работы механизма Тсм = 8 ч.

Определить коэффициент экстенсивной загрузки КЭК механизмов при следующих условиях:

1) при существующих показателях;

2) при увеличении числа выпуска погрузочно-разгрузочных механизмов в эксплуатацию на 20%, т. е. H1 = 18 единиц;

3) в случае увеличения времени работы механизма на 100%, т.е. Тсм=16 ч;

4) при увеличении числа выпуска погрузочно-разгрузочных механизмов в эксплуатацию на 20% и увеличении времени работы механизма на 100%.

Решение:

Коэффициент экстенсивной загрузки рассчитывается по формуле (8.14):

1) 2)

3) 4)

Вывод: таким образом, коэффициент экстенсивной загрузки увеличивается: на 2% при увеличении числа выпуска механизмов в эксплуатацию; в 2 раза при увеличении времени работы машин и механизмов; в 2,4 раза при увеличении числа выпуска машин и механизмов и увеличении времени их работы.

Следовательно, при экстенсивной загрузке техники большее значение имеет время работы механизма. Чем продолжительнее время работы машины, тем выше коэффициент экстенсивной загрузки и производительность используемой техники.

Пример 2.

За месяц (30 дней) через склад прошло 10000 т груза, причем 3000 т груза хранилось 10 дней, 2000 т – 5 дней, 4000 т – 8 дней и 1000 т – 7 дней. Емкость склада равна 5267 т.

Определить: 1) общее число тонно-дней хранения груза; 2) коэффициент использования емкости склада; 3) оборот склада; 4) пропускную способность склада.

Решение:

1) Общее число тонно-дней хранения составит по формуле (8.26):

tq = 10 * 3000 + 5 * 2000 + 8 * 4000 +1000 * 7 = 79000;

откуда

= 79000:10000= 7,9=8 дней.

2) Коэффициент использования емкости склада составит по формуле (8.27):

Кс= (5267*30):79000=2,0.

3) Оборот склада определяется по формуле (8.28):

По = 30:8=3,75оборота.

4) Используя имеющиеся исходные данные, рассчитаем месячную пропускную способность склада по формуле (8.29) емкостью 5267 т при 3,75 оборота

Пскл = 5267 * 3,75 = 19751,25 т.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: