Распределительная логистика
1. Сущность, задачи и функции распределительной логистики
2. Логистические каналы и цепи. Логистические посредники
3. Логистический подход к организации торговли. Задачи логистики в оптовой и розничной торговле
4. Предпосылки развития и эффективность применения логистики в торговле
1.1. Сущность, задачи и функции распределительной логистики
Понятие распределения в связи с коммерческой деятельностью, включая и сбытовую, имеет два смысловых значения: 1) согласованное или систематическое размещение и доставка товаров; 2) весь комплекс операций, осуществляемых в целях доставки товаров и услуг в распоряжение потребителей.
В современных условиях вполне допустимо говорить о коммерческом, канальном и физическом распределении. Коммерческое распределение охватывает преимущественно функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т.е. управление сбытовой деятельностью. Канальное распределение – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, переработки и т.п.
Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.
Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.
|
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:
- координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;
- интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;
- адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;
- системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
- комплексность, т.е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;
- оптимальность, как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;
- рациональность, как в организационной структуре, так и в организации управления.
Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает свойствами: эмерджентности (способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов распределения), синергизма (системообразующая функция, позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности) и конгруэнтности (соразмерности (соответствии) ее элементов между собой и с целями системы).
|
Состав задач распределительной логистики зависит от уровня логистической системы.
Сущность и задачи распределительной логистики.
Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализующихся в процессе распределения МП между различными оптовыми покупателями. Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю.
Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен.
Несмотря на то, что процесс распределения присутствует на различных стадиях, перемещение МП (распределительных заказов, материалов) и само понятие распределение достаточно широко, в логистике под распределением понимается само вещественное содержание этого процесса и распределение рассматривается на выходе МП из производственной системы. Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционного сбыта и продажи: 1- подчиненность процесса управления МП и ИП целям и задачам логистики; 2- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупки; 3- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
|
Распределительная логистика решает след. Задачи на микроуровне:
- Выбор схем распределения МП
- Определение оптимального количества распределительных складов на обслуживаемой территории МП может исходить либо из распределительного центра и направляться, либо к обрабатываемым предприятиям, либо в распределительный центр, либо к конечному потребителю.
- Транспортировка готовой продукции заказчиком.
- Пополнение запасов, хранящихся на складах поставщиков.
Распределительная логистика решает следующие задачи на макроуровне:
- Сбор, обработка и контроль за выполнением заказов.
- Складирование в сфере сбыта.
- Транспортировка готовой продукции заказчиком.
- Пополнение запасов, хранящихся на складах.
На уровне предприятия, распределительная логистика ставит и решает следующиезадачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль за транспортировкой;
- организация послереализационного обслуживания.
В макрологистических системах, к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Для решения каждой из названных задач и всей их совокупности необходимо придерживаться определенных правил:
- ни результатов, ни ресурсов не существует внутри распределительной логистики, а только вне ее (только удовлетворение спроса покупателей ведет к получению прибыли);
- результатов можно достичь путем использования возможностей, а не решением проблем;
- ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка, а не решение проблем;
- высоких результатов можно достичь путем подлинного лидерства на рынке, учитывая законы рынка и потребности потребителей;
- не стоит останавливаться на достигнутом (постоянный поиск новой рыночной ниши или новых форм организации продвижения товара на рынок);
- как правило, распределительная логистика, предоставленная сама себе, почти всегда функционирует неверно.
Выделяют координационные и организационные функции распределительной логистики.
Координационные функции:
- поиск и обработка рыночной информации;
- поиск потенциальных клиентов и заключение договоров купли-продажи;
- установление контактов с торговыми посредниками и определение условий, связанных с правовыми аспектами передачи права собственности на перемещаемый товар.
Организационные функции:
- обработка заявок;
- транспортировка товаров;
- содержание складов и запасов.
Благодаря этим функциям осуществляется физическое перемещение товаров от производителя к потребителю.
В табл.1 представлена структура логистических издержек сбытовой деятельности, дающая представление об участии в ней складской и транспортной логистики и о возможностях ее оптимизации. Структура издержек может меняться и зависит от:
- направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- продукции, выпускаемой промышленными предприятиями (товары производственного или потребительского назначения);
- наличия собственных складов и транспортных средств.
Таблица 1. - Логистические издержки сбытовой деятельности
№ | Группы логистических издержек | Содержание логистических издержек |
Складские расходы | • складирование готовой продукции; • хранение готовой продукции; • содержание запасов готовой продукции; • эксплуатация складских площадей; • амортизация складского оборудования; • погрузочно-разгрузочные работы; • комплектование заказов для потребителей; • упаковка готовой продукции; • формирование транспортных партий; | |
Транспортные расходы | • содержание внутризаводского транспорта; • эксплуатация внешних транспортных средств; • ремонт и профилактика транспортных средств; • амортизация транспортного парка; • эксплуатация транспортной тары; • потери продукции при транспортировке | |
Административные расходы | • содержание административного аппарата; • содержание работников склада; • содержание работников транспортной служб; • комиссионные, выплачиваемые посредникам | |
Прочие расходы | • поиск потенциальных потребителей; • обработка заказов потребителей; • стимулирование сбыта готовой продукции; • возврат продукции от потребителей |
Расчет показателей работы склада
Одним из направлений применения использования машин и механизмов на предприятиях является интенсивное использование техники, обеспечивающее лучшее использование всех возможностей оборудования, машин и механизмов в процессе работы. На уровень использования оборудования оказывают влияние интенсивные и экстенсивные факторы, которые необходимо оценить.
Уровень использования технологического оборудования характеризуется следующими показателями.
Потери времени по организационным и техническим причинам характеризует коэффициент использования парка (Кип):
Кип =Н1/Н2, (8.11)
где Н1 – число машин и механизмов, которые находились в эксплуатации; Н2 – списочное число машин и механизмов базы снабжения и сбыта.
Потери времени от неполного использования смен и недостаточной сменности работы машин может охарактеризовать коэффициент использования машин в течение суток (Кис):
Кис = Тсм / 24, (8.12)
где Тсм – продолжительность времени работы машин в течение суток, ч; 24 – продолжительность суток, ч.
Произведение коэффициента использования машин в течение суток КИ.С. на коэффициент использования парка машин и механизмов КИ.П. характеризует потенциальные возможности использования машин и механизмов во времени – экстенсивную загрузку (Кэк):
КЭК = Кис * Кип. (8.13)
Из формул (8.11) и (8.12) коэффициент экстенсивной загрузки будет составлять:
. (8.14)
В числителе формулы – время фактической работы машин Тфакт =Тсм*Н1, в знаменателе – максимально возможное время использования машин (ч) Тмакс=24*Н2, поэтому коэффициент экстенсивной загрузки можно определить, как:
Кэк = Тфакт/ Тмакс (8.15)
Продолжительность использования машин и механизмов в течение суток на предприятиях можно определить графическим методом, при помощи номограммы.
Для управления работой склада необходимо рассчитать следующие показатели.
1) Н еобходимое количество подъемно-транспортных механизмов. Производительность машин периодического действия определяется по формуле:
Qч = q * n * k, (8.23)
где q – грузоподъемность машин, т; n – количество сделанных циклов (рейсов) за час; k– коэффициент использования машины по грузоподъемности.
Количество сделанных циклов п за час определяется как 3600/Т, где Т – время, расходуемое на один цикл, сек.
Количество подъемно-транспортного оборудования (ПТО) периодического действия определяется по формуле:
, (8.24)
где Qc – суточный или годовой грузооборот; Тс – количество часов работы ПТО за сутки или год.
2) Е мкость склада:
Е = Fc * qт, (8.25)
где Fc – площадь, используемая под непосредственное складирование груза, м; qт – удельная нагрузка, т/м.
3)Средний срок хранения грузов на складе:
, (8.26)
Q - общее количество груза, прошедшего через склад.Stq – общее количество тонно-дней хранения за период (месяц, год); Sгде
Σtq = tхр1 * Q1 + tхр2 * Q2 +... + tхрn * Qn.
4)Коэффициент использования емкости склада равен:
, (8.27)
где Е – емкость склада, т; Т – период работы склада, дней.
5)Оборот склада По определяется по формуле:
. (8.28)
6) Пропускная способность склада (Пскл) характеризует то количество груза, которое может пройти через склад за период (месяц, год) при максимальном использовании емкости и при данной средней продолжительности хранения:
Пскл = Е * По. (8.29)
7) Показатели использования погрузочно-разгрузочного оборудования:
- коэффициент использования оборудования во времени Квр:
, (8.30)
где Тф – фактическое время работы на грузовых операциях; Тк – общий календарный период, ч; Тпл – плановый ремонт, ч.
- коэффициент использования оборудования по производительности Кпр:
, (8.31)
где Рф – фактическая производительность, т; Рпл – плановая производительность, т.
4 пара, 15.06.20 г.
Группа 2К4:
Задание: Выписать формулы в тетрадь, подходящие для задач: 1,2- см. выше, примеры решения задач перенести в тетрадь.
Тема: Особенности выбора места складирования при доставке товаров потребителям.
Примеры решения задач
Пример 1
Списочный состав погрузочно-разгрузочных механизмов на предприятии оптовой торговли составляет Н2 = 20 единиц, ежедневно в эксплуатации находится H1 = 15 единиц. Время работы механизма Тсм = 8 ч.
Определить коэффициент экстенсивной загрузки КЭК механизмов при следующих условиях:
1) при существующих показателях;
2) при увеличении числа выпуска погрузочно-разгрузочных механизмов в эксплуатацию на 20%, т. е. H1 = 18 единиц;
3) в случае увеличения времени работы механизма на 100%, т.е. Тсм=16 ч;
4) при увеличении числа выпуска погрузочно-разгрузочных механизмов в эксплуатацию на 20% и увеличении времени работы механизма на 100%.
Решение:
Коэффициент экстенсивной загрузки рассчитывается по формуле (8.14):
1) 2)
3) 4)
Вывод: таким образом, коэффициент экстенсивной загрузки увеличивается: на 2% при увеличении числа выпуска механизмов в эксплуатацию; в 2 раза при увеличении времени работы машин и механизмов; в 2,4 раза при увеличении числа выпуска машин и механизмов и увеличении времени их работы.
Следовательно, при экстенсивной загрузке техники большее значение имеет время работы механизма. Чем продолжительнее время работы машины, тем выше коэффициент экстенсивной загрузки и производительность используемой техники.
Пример 2.
За месяц (30 дней) через склад прошло 10000 т груза, причем 3000 т груза хранилось 10 дней, 2000 т – 5 дней, 4000 т – 8 дней и 1000 т – 7 дней. Емкость склада равна 5267 т.
Определить: 1) общее число тонно-дней хранения груза; 2) коэффициент использования емкости склада; 3) оборот склада; 4) пропускную способность склада.
Решение:
1) Общее число тонно-дней хранения составит по формуле (8.26):
tq = 10 * 3000 + 5 * 2000 + 8 * 4000 +1000 * 7 = 79000;
откуда
= 79000:10000= 7,9=8 дней.
2) Коэффициент использования емкости склада составит по формуле (8.27):
Кс= (5267*30):79000=2,0.
3) Оборот склада определяется по формуле (8.28):
По = 30:8=3,75оборота.
4) Используя имеющиеся исходные данные, рассчитаем месячную пропускную способность склада по формуле (8.29) емкостью 5267 т при 3,75 оборота
Пскл = 5267 * 3,75 = 19751,25 т.