Цель: понять, как строиться актуальность и значимость в проекте.
Методологический (понятийный) аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его новизна или практическая значимость, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика.
Оформление аппарата научного исследования требует значительного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов курсовых и дипломных работ ипознакомиться с «Введением» и «Заключением», в которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Для курсовой работы достаточно четверть страницы машинописного текста, для дипломной работы – половины страницы.
Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Пример №1. Введение должности школьного психолога.
«Введение должности практического психолога в систему образования поставило перед профессиональными учебными заведениями проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.
Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.
Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психологического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».
Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, когда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю (студенту). В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке решений.
Что может составить новизну дипломного или курсового исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?
1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.
2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале.
3. Изучение известного в науке явления более совершенными методами.
4. Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике.
5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов.
6. Измененные условия протекания конкретного процесса.
Пример №2. Совершенствование психодиагностической деятельности педагога (психолога).
«Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что:
- ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике;
- в данном исследовании использовалось компьютерное моделирование психодиагностических задач;
- в ходе исследования установлены особенности решения психодиагностических задач психологом и учителем;
- выделены критерии построения методики диагностики для детей начальной школы.»
Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой. Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
- решения на их основе той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследовании;
- использования полученных данных в процессе подготовки студентов.
Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности.
Пример №3. Выявление одаренности в младшем и среднем школьном возрасте.
Практическая значимость изучения динамики умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и учителями для развития интеллекта и творческого потенциала личности детей.
Практическое значение выработанных в ходе исследования стратегий решения диагностических задач заключается в том, что они могут послужить основой для решения психодиагностических и некоторых практических задач, а также для проведения дальнейших исследований и для совершенствования подготовки педагогических кадров.