Тема: АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ




 

Цель: понять, как строиться актуальность и значимость в проекте.

Методологический (понятийный) аппарат научного исследования образуют акту­альность исследования, его новизна или практическая значимость, его цель, проблема, объект, предмет, ги­потеза, задачи, методика.

Оформление аппарата научного исследования требует значи­тельного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов курсовых и дипломных работ ипо­знакомиться с «Введением» и «Заключением», в которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.

Актуальность темы исследования это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения дан­ных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Для курсовой работы достаточно четверть страницы машинописного текста, для дипломной работы – половины страницы.

Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном слу­чае исследование актуально именно потому, что определенные ас­пекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследова­ние направлено на преодоление этого пробела. Второе направле­ние характеристики актуальности связано с возможностью реше­ния определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Пример №1. Введение должности школьного психолога.

«Введение должности практического психолога в систему обра­зования поставило перед профессиональными учебными заведениями проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.

Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания пси­хологической помощи. При этом ошибки в диагностической прак­тике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.

Совершенствование диагностической деятельности практиче­ского психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психоло­гического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».

Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю (студенту). В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке решений.

Что может составить новизну дипломного или курсового исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.

2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспери­ментальном материале.

3. Изучение известного в науке явления более со­вершенными методами.

4. Переход от качественного описания известных в науке фак­тов к их точно определяемой количественной характеристике.

5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов.

6. Измененные условия протекания конкретного процесса.

Пример №2. Совершенствование психодиагностической деятельности педагога (психолога).

«Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что:

- ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике;

- в данном исследовании использовалось компьютерное моделирование психодиагностических задач;

- в ходе исследования установлены особенности решения психодиагностиче­ских задач психологом и учителем;

- выделены критерии построения методики диагностики для детей начальной школы.»

Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой. Практическая значимость результатов исследования может за­ключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследовании;

- использования полученных данных в процессе подготовки студентов.

Практическую значимость проведенного исследования, скла­дывающуюся из значимости его результатов и используемых ме­тодик, следует отличать от практической значимости темы иссле­дования, которая указывается до проведения исследования и рас­крывается при характеристике актуальности.

Пример №3. Выявление одаренности в младшем и среднем школьном возрасте.

Практическая значимость изучения динамики умственной ода­ренности в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практи­ческой работе психологами и учителями для развития интеллекта и творческого потенциала личности детей.

Практическое значение выработанных в ходе исследования стратегий решения диагностиче­ских задач заключается в том, что они могут послужить основой для решения психодиагностических и некоторых практических задач, а также для прове­дения дальнейших исследований и для совершенствования подготовки педагогических кадров.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: