Обзор критической статьи Дмитрия Володихина




 

В смысле «внутреннего устройства» «Золото бунта» намного проще предпоследней книги Алексея Иванова («Сердце Пармы»), но в философском смысле одновременно и сложнее, и уязвимее. «Сердце Пармы» построено было на принципе ослабления позиции центрального персонажа за счет выдвижения на первый план целого ряда боковых линий: голос «солиста» звучит не особенно громко, зато целый хор подголосков выводит ту же песню - каждый на свой лад.

«Золото бунта» вроде бы тоже представляет землю и культуру. Или, может быть, воду и культуру. Последняя четверть XVIII века, постпугачевские времена, Чусовая. Местная цивилизация отнюдь не монолитна, но ее Иванов предъявляет читателю принципиально иным способом. Никакой многоголосицы! Один, звонкий, графически точно выписанный с точки зрения лексики голос - сплавщик Осташа Переход, старовер из толка часовенных, строгий чашник и большой забияка. На страницах романа он является единственным «носителем камеры», снимающей фильм для читателя. И в первой трети, может быть, даже первой половине романа кажется: повествование построено по принципу энциклопедического справочника. Вот Осташа Переход на сплаве: появляются имена и описания всех камней-бойцов, расшибающих барки сплавщиков на Чусовой; сплавщицкий «профлексикон», необычное устройство их общества. Вот Осташа Переход явился на диспут представителей разных толков старообрядчества: слышатся витиеватые словеса, а за ними - натуральное изгнание беса во всей красе.

Вот Осташа Переход в гостях у магического племени вогулов, почти исчезнувшего, но сумевшего в предсмертной агонии приучить русских пришельцев к силе древнего мира с его полуоткрытыми порталами в сверхъестественное: реальность плывет, душа покидает тело. Вот Осташа Переход сталкивается с казенной, солдатской культурой, испытывает на своих плечах всю мощь и жесткость глыбы-Империи. Вот Осташа Переход… и так раз десять-пятнадцать. На первый взгляд, что ни глава, то историко-художественная статья об одном из аспектов Чусовской цивилизации. Отдаленно напоминает устройство романа-монографии «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова.

Если в романе «Сердце Пармы» образ земли обладал самоценностью, то в новой книге он еще несет нагрузку символической среды для христианской этики, и фокус читательского внимания бестрепетно переводится Ивановым с Земли на Истину, затем на Землю, опять на Истину, вновь на Землю и так далее. Чусовая - не только географическое понятие. Река представляет собой также образ человеческой жизни, протекающей среди теснин. Чусовая с ее «бойцами», утесами, порогами, неожиданными поворотами, мелями, неуловимыми фарватерами подходит для такого образа как нельзя лучше. Алексей Иванов сравнивает жизнь с рискованным сплавом: по пути можно тысячу раз превратить барку в груду щепок, а надо дойти целым и душу свою донести до финала в сохранности. Можно схитрить, пройти с разными «подковырками», отступить, «прогнуться», дать фальшивую ноту, очень уж сложная работа - миновать теснины прямо, честно, ни в чем не покривить. Но для души-груза любая кривизна оборачивается непоправимым ущербом. Истина существует, люди-сплавщики знают об этом, каждый понимает меру своего преступления. Значит, пытаться пройти сплав прямо - надо. Высший смысл состоит именно в подобных попытках. Спасение возможно для того, кто жил по правде, а если падал, то не делал из своего падения предмета для гордыни, обращался к небу с мольбой о прощении, поднимался и шел дальше…

Сказать, что текст Иванова насыщен словесной стариной, жаргонизмами, церковной речью, субкультурными изысками, что он предельно «густ» и на первых пятидесяти страницах приходится «продираться» сквозь всю эту дебрь, невольно погружаясь в лексическую ткань хронотопа, - значит, ничего не сказать. Что делает современный автор книг, построенных на историческом материале? Либо легкую речевую стилизацию, либо свинцовое подражание разговорному языку древности («семо и овамо», «паки-паки», «трегубо», «иже и отнюдь»), либо заставляет персонажей говорить точь-в-точь как его современники. Алексей Иванов выполнил задачу тотальной реконструкции регионального варианта русской речи XVIII столетия во всей ее многослойности и поливариантности. Кроме того, язык в романе играет роль инструмента, придающего тексту ореол аутентичности. Один из критиков, писавших о «Золоте бунта», отметил: «Чусовая Иванова несет свои воды в иной, фантастической реальности. И единственное, на чем держится ее связь с нашим миром, - достоверность описания. Срабатывает эффект стилизации, когда язык волшебным образом подтверждает подлинность сведений».

Алексей Иванов - очень уязвимый писатель, поскольку вводит в современную русскую литературу новую онтологию. Он отчасти рискует. Роман «Сердце Пармы» был сложным, мультикультурным, «неоднозначным», роскошным, как именинный пирог со свечками, цукатами, кремовыми розами, коньячной пропиткой, шоколадной крошкой и пластинами желе. И - во всей его роскоши - ризомным. «Золото бунта» - прямее, жестче, нет в нем ризомы, а есть почва, хотя и чрезвычайно отличная от почвы тех же «деревенщиков». И современный читатель-интеллектуал, «качественный читатель», любой род внеризомного дискурса, любую попытку отвердить реальность может отторгнуть. Но рискует пермский писатель оправданно: внесение в современную литературу новой почвы, но не фотографического реализма с социальной отметинкой, и скорее… магического реализма или даже мистического - в духе латиноамериканцев, - да еще на подкладке из «густого», «насыщенного» текста, «бронированного» так, что от него любые упреки в недостатке художества отскакивают, как пелтасты от фаланги гоплитов, - это серьезный эксперимент. Это запомнится. Роман «Золото бунта» строится на реализме религиозного сознания, с некоторой натяжкой - на христианском реализме, где бес материальнее кирпича или гвоздя.


 

Список литературы

 

. Володихин, Д. Алексей Иванов. Золото бунта / Д. Володихин // Знамя № 4, - 2006.

. Литовская, М. А. Литературная борьба за определение статуса территории: Ольга Славникова - Алексей Иванов / М. А. Литовская // Литература Урала: история и современность: сб. ст. - Екатеринбург, 2006. - Вып. 2. - С. 66-75.

. Официальный сайт продюсерского центра «ИЮЛЬ» [Электронный ресурс] https://ivanproduction.ru/ob-avtore.html.

. Якшин, И. Алексей Иванов Золото бунта / И. Якшин [Электронный ресурс] https://azbooka.ru/content/article/default.asp?book.

Ено н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: