Специализация в международной торговле




Полезность - в экономической теории - абстрактная категория, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают люди от потребления благ.

Полезность – это степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потр-нии товаров и услуг либо ведении какой-либо дят-ти.

Пол-сть – понятие субъективное, поэтому точному кол-венному определению она не поддаётся. Экономисты установили, что пол-сть обладает св-вом порядковой измеримости, с пом. кот. можно выяснить, уменьш-ся или увелич-ся степень удовлетворения потребителя, хотя саму степень удовлетворения точно определить нельзя.

Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Совокупная полезность – общая пол-сть, получаемая в рез-те потребления всех единиц блага. Совокупн. пол-сть возрастает оп мере увеличения потребления, но не пропор-но объёму потр-ния, а затем постепенно затухает до нуля. Предельная пол-сть – добавочная пол-сть, прибавляемая каждой последней потреблённой единицей блага.

Функция пол-сти – это ф-ция, показывающая убывание полезности блага с ростом его кол-ва:

U=f(Qi), где U – пол-сть блага; Qi – последов-ные количества блага.

Т.о., пред. полезность обратно пропорц-на объёму потребления. Эту завис-ть отражает з-н убывающ. пред. полезности: по мере увеличения кол-ва потребляемого блага его пред. пол-сть сокращается.

Ценность товара (меновая ст-ть) опр-ся субъективн. представлениями о пред. пол-сти последн. единицы товара, имеющейся в вашем распоряжении. Поскольку пред. пол-сть блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объём покупок (объём спроса) лишь при снижении цены.

Пред. полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определённых товраов и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, кот. могут быть удовлетворены с пом. ограниченного запаса благ.

Слово полезность экономисты используют для обозначения того удовлетворения или удовольствия, кот-е получают люди от потребления товаров или услуг. Происхождение этого слова уходит на 2 столетия назад в труды англ философа Джемери Бентама.

В конце 19 столетия Уиллиям Степли Джеванс сделал важный шаг вперёд в понимании рационального выбора потребителей. Он разработал принцип убывающей предельной полезности. Величина добавочной полезности, кот-я может быть получена от потребления дополнительной единицы к-л блага наз предельной полезностью (MV). Иными словами предельная полезность от потребления каждой последующей части блага. Полезность от потребления всех наличных единиц блага наз общей полезностью (TV). Она представляет собой сумму предельных полезностей: TV = MV1 + MV2 + …+ MVn. Предельная полезность – это прирост общей полезности, дополнительная полезность. Предельная полезность расчитывается вычитанием из последующего показателя общей полезности предыдущего. MV = TVn–TVn-1.

ТО, чем большее кол-во потребляемых благ, тем меньше предельная полезность, полученная в результате потребления каждой новой единицы. Действует закон убывающей предельной полезности.

18. Основные положения кардиналистской теории предельной полезности. Совокупная и предельная полезность.

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,...,QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB,..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках.

Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ. Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

 

Общая полезность

Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

 

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Термин "предельная полезность" был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером(1851-1926).

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

 

Предельная полезность

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага - это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

19. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

При потреблении 2 товаров потребитель будет стараться выдирать такой набор продуктов, кот-й обеспечит ему мах полезность от их потребления. Это означает, что достигнута точка равновесия. Эту ситуацию экономисты наз точкой потребительского равновесия. Равновесие потребителя означает, что достигнута точка, когда общая полезность в рамках данного бюджета не может быть увеличена и потребитель перестаёт что-либо менять в своём потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полезность, полученная в расчёте на 1 грн потрачена на 1 товар, становится равной предельной полезности, полученная на 1 грн потраченная на др товар. В этом проявляется действие закона равных предельных полезностей: предельная полезность товара А / цена А = предельная полезность товара В / цена В. согласно этого закона товар пользуется повышенным спросом до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну затраченную единицу одного товара не становится равной предельной полезности др товара на 1 денежную единицу: MV1/P1 = MV2/P2 = MVn/Pn = cp MV/на 1 грн.

Предположим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности А, В и С. Допустим, что предельная полезность (marginal utility — MU) блага А равна 100, а его цена (Р) — 10 долл.; предельная полезность блага В — 80, а его цена — 4 долл.; предельная полезность блага С — 45, а его цена — 3 долл. (табл. 4—1).

Таблица 4—1

Предельная полезность и цена благ:

 

Блага Предельная полезность Цена, долл.   Взвешенная предельная полезность  
  MU (Р)   (MU/P)  
А      
В      
С      

 

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенные предельные полезности (MU/P) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А — меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 долл. На них можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 долл. (от блага В) минус 100 долл. (от уменьшения потребления блага А), итого — 100 долл. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя наш доход таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в табл. 4—2. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Таблица 4 – 2

Положение равновесия потребителя

(в кардиналистской теории)

Благо MU   Р   MU/P  
А      
В      
С      

 

20. Основные аксиомы ординализма

Ординалистская (порядковая) полезность - субъективная полезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. С практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Ординалистская теория полезности основана на нескольких аксиомах.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку по-нижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей.

21,25БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ И КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ТОЧКЕ ИХ КАСАНИЯ

Большим шагом вперед в исследовании закономерностей потребительского поведения стало создание концепции «бюджетных линий» и «кривых безразличия». Ее авторами считаются итальянский экономист В. Парето и английские экономисты Д. Р. ХиксиФ. Эджуорт (1845—1926). Базируясь на ординалистском подходе, их концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон: во-первых, с точки зрения того, что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе, а во-вторых, что он хотел бы иметь из наличного набора товаров, каждый из которых ему представляется равноценным. Смысл бюджетной линии можно понять из следующего условного примера. Пусть потребитель выбирает только между двумя товарами — одеждой и продуктами питания. Будем считать, что цены на одежду и продукты, а также доход потребителя не меняются, при этом условная единица одежды стоит 60 долл., а условная единица продуктов питания — 10 долл. Очевидно, что наш потребитель может в месяц купить либо 10 единиц одежды и ни одной единицы питания; либо 60 единиц питания и ни одной единицы одежды. Наконец, он может приобрести продукты питания и предметы одежды в равных сочетаниях (например, купить 9 единиц одежды и 6 единиц питания, или 2 единицы одежды и 48 единиц питания и т. д.). Получим прямую «ав», которая и называется бюджетной линией потребителя. Каждая точка на этой прямой показывает, какое количество единиц одежды и продуктов питания может приобрести потребитель одновременно при доходе 600 долл., тратя его полностью, при условии, что цены на одежду и питание не меняются. Если доход потребителя снизится (например, до 420 долл.), то бюджетная линия сместится параллельно и вниз и займет положение «о. При увеличении же дохода потребителя бюджетная линия сместится параллельно вверх.

Кривая безразличия или кривая равных полезностей, во всех точках кот-й совак-я полезность от потребления 2 товаров одинакова. Все наборы из 2 товаров на кривой безразличия одинаково полезны для потребителя. На графике может быть несколько кривых безразличия – это положение наз картой кривых безразличия.

«Карта кривых безразличия» — графическое изображение множества кривых безразличия некоторого потребителя, когда каждая следующая кривая, расположенная дальше от начала координат, выражает относительно большую величину полезности.

Если кривые безразличия, лежат ниже бюджетной линии, то потребитель экономит свой бюджет. Если кривые выше бюджетной линии, то потребление для покупателя недоступно. Оптимальным считается потребление с точкой касания кривой безразличия с бюджетной линией. Бюджетная линия отражает что может приобрести потребитель, кривые безразличия что он хочет купить.

22. Предельная норма замещения

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution — MRS) — количество, на которое

потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать

потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Рис: Предельная норма субституции

 

 

 

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение — AY/АХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) Y на X

или для непрерывного случая где MRSx — предельная норма замещения у на х.

Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является отрицательной величиной, так как сокращению одного блага сооответствует увеличение другого. Предельная норма замещения является положительной величиной, так как равна абсолютному значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской теории.

Если потребитель при выборе другого набора желает остаться на той же кривой безразличия, то прирост полезности от добавленного Qx должен быть равен потере полезности от изъятого Qy, то есть:

Qx · MUx = - Qy · MUx => - Qy/ Qx =MUx/MUy = MRSxy

Значит, предельная норма замены благом X блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y. Поскольку MUx уменьшается по мере замены товаром X товара Y, а MUy соответственно, увеличивается, отношениеMUx/MUy, равное MRSxy, уменьшается. Это проявляется на графике в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия и объясняет ее вогнутый характер. Последнее означает, что в окрестности любой своей точки она находится выше касательной, проведенной к этой точке.

Из вышеизложенного вытекает еще одно замечание. Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в ютилах, а в первом - объемом другого товара, от которого потребитель готов отказаться.

23.Ограничения при рациональном выборе потребителя. Бюджетная линия.

Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

Потребительская корзина (или вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.

Записывается потребительская корзина как Q=(Qt,Q2, Qi- Ся),где Q — количество товара (Q, > 0); я — число товаров в экономике

Потребительская корзина является основой для расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах.

Формируя свой потреби-тельский набор, человек руководствуется субъективными на-строениями, своими вкусами и желаниями.

Однако в реальной деятельности покупатель вынужден далеко не в последнюю очередь согласовать свои желания и предпочтения с экономическими возможностями.

Данные экономические возможности определяются:

а) уровнем денежного дохода или теми денежными сред-ствами, которыми в определенный момент времени распола-гает домашнее хозяйство;

б) уровнем цен на те товары, которые с учетом сформи-ровавшихся предпочтений входят в состав потребительской корзины.

Таким образом, реальную покупательную силу домашне-го хозяйства определяют денежные доходы и цены.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - 1) различные наборы товаров, которые могут быть куплены при данном размере дохода по средним рыночным ценам; 2) в теории потребления - точка на кривой бюджетного ограничения конкретного человека, лежащая одновременно на самой высокой из кривых безразличия, представляющая собой точку максимизации полезности; 3) финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражающиеся в форме предельно допустимых расходов. Финансовые ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете («денежной сумке») государства, региона, предприятия, семьи. Наиболее часто термин «бюджетное ограничение» используется в теории потребления и означает, что денежные расходы экономического агента на все приобретаемые им товары не могут превышать его денежного дохода, т. е. выходить за пределы бюджетной линии, называемой иначе линией цен или линией возможностей потребления. Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых имеющийся доход реализуется полностью. При положительной предельной полезности благ потребитель всегда выбирает набор, изображаемый одной их точек этой линии, иначе оставалась бы неизрасходованной часть денег, на которые можно было бы купить дополнительные товары, повысив свое благосостояние. Линия бюджетного ограничения может быть и более сложной: составной, ломаной, выпуклой - в зависимости от условий, определяющих возможность потребителя покупать данный товар. Например, ломаная бюджетная линия возникает, если в бюджетное ограничение включается такое условие, как ограничение не только по денежным ресурсам, но и по времени.

Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и У. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство (3.10) к следующему виду:

Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис. 3.8 эта линия первоначально занимает положение KL.

Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход I израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести 1/Рх единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна 1/Рх • Аналогично можно показать, что длина отрезка О К равна 1/Ру- Наклон бюджетной линии равен -Рх/Ру — коэффициенту при X в уравнении (3.11).

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно / руб. и являются потому доступными для Нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов. Как изменится положение бюджетной линии при изменении дохода потребителя и цен на товары? Допустим сначала, что доход потребителя уменьшается до / < /, цены на товары при этом остаются неизменными. Наклон бюджетной линии не изменится, поскольку он определяется только соотношением цен. Следовательно, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение KL. При увеличении дохода и неизменных ценах будет наблюдаться параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Предположим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же товара У понизилась до PY < Ру-Очевидно, что в этом случае точка L не изменит своего положения, поскольку оно определяется неизменными I и Р-- Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К". Читатель может без труда определить, что случится с бюджетной линией при повышении Ру, повышении или понижении Рх.

24. Влияние изменений дохода на положение бюджетной линии.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Но при этом не учитываются ограничения в потреблении и приобретении благ. Мы же не можем приобретать бесконечно. Почему? Потому что блага для потребления мы вымениваем на деньги, а это значит, что мы всегда ограничены уровнем своего дохода. С другой стороны, мы должны учитывать цены на товары, чтобы понять, сколько именно товара можем приобрести. Кривые безразличия показывают возможность безболезненной для потребителя замены одного блага другим. Но они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Эту информацию можно получить на основании графика (или уравнения) бюджетной линии (который еще называется линией цен или прямой расходов).

Бюджетная линия учитывает и уровень дохода потребителя и цены на блага.

Бюджетная линия показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Описать бюджетную линию мы можем при помощи уравнения:

I = Ра*А + Рb*В

Где I - это доход данного потребителя (income), A -количество потребляемого (приобретаемого) блага А, Ра –цена этого блага, В - количество потребляемого (приобретаемого) блага В, a Pb - его цена.

Мы можем записать уравнение бюджетной линии и в другом виде, как уравнение количества одного из потребляемых благ, например, блага А:

 

По данному уравнению мы можем построить бюджетную линию.

Угол наклона бюджетной линии определяется отношением цен на оба блага, взятым с отрицательным знаком. То есть это отношение цен будет являться угловым коэффициентом бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс. Точки пересечения с вертикальной и горизонтальной осями на графике характеризует ситуации, когда потребляется только одно благо из двух (то есть количество другого блага равняется нулю).

Итак, наши предпочтения определяются относительной полезностью - то есть полезностью комбинации двух благ, а наши выгоды и потери от приобретения и потребления этих благ определяются положением бюджетной линии. Как же нам привести в соответствие наши желания, полезность нашего потребления и наши бюджетные ограничения? Правильно - надо найти точку касания графиков кривой безразличия и бюджетной линии. И это пересечение мы назовем равновесием потребителя. То есть мы уравновесим все его потери и приобретения, ограничения и

Возможности.

 

26. Кривая "доход-потребление"

КРИВАЯ “ДОХОД — ПОТРЕБЛЕНИЕ” — геометрическое место точек пространства товаров, в которых кривые безразличия потребителя касаются бюджетных линий при разных уровнях бюджетных ограничений: прямая в том случае, когда имеем нормальные блага X и Y

Положение бюджетной линии может меняться или из-за изменений в размерах дохода потребителя, или при изменениях цен на рассматриваемые блага.

Увеличение денежного дохода графически отображается смещением бюджетной линии вправо и вверх. Такой же результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево и вниз. С ростом реального дохода потребителя бюджетная линия сдвигается последовательно параллельно (на графике пунктирные линии). Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями (точки 1, 2, 3, 4) показывают последовательные положения равновесия потребителя соответствии с ростом его дохода Эта кривая была названа Дж. Хиксом «доход - потребление» (или кривая уровня жизни, потому что она зависит от изменений дохода потребителей, значит, изменения их благосостояния).

Если кривая «доход - потребление» является прямой линией, выходящей из начала координат под углом 45°, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковом размере увеличивает потребление и блага А, и блага В. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то угол наклона бюджетной линии изменяется. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага В и постепенное увеличение потребления балага А

 

27. Парадокс Гиффена

Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910).

Если при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс Гиффена».5 Он показан на рис. 3.13, на котором благо С является некачественным.

Исходное равновесное состояние потребителя представлено точкой F. Повышение цены блага С увеличивает наклон бюджетной линии и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение некачественного блага по мере снижения благосостояния потребителя.

Эффект замены в данном случае состоит в сокращении потребления подорожавшего блага на величину CF - CG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину АG - АF. Эффект дохода выражается в росте потребления «некачественного» блага на величину CH - CG и сокращении потребления нормального блага на величину АG - АH. В результате того что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину CH - CF. Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских благ.

28. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ С ОДНИМ ПЕРЕМЕННЫМ ФАКТОРОМ

Производственная функция — закон, устанавливающий технологическую зависимость между затратами факторов производства и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Произ-я функция с одним переменным фактором непосредственно связана с 2 понятиями: 1. совокупный физический продукт – совак-й выпуск продукции фирмы, измеренный в физических единицах и 2. предельный физич-й продукт – выраженный в физич-й единицах прирост выпуска продукции, произведённый каждой дополнительной единицей переменных затрат данного дохода при неизменности всех др видов затрат.

Ко всем известным произ-м процессам и всем переменным затратам применим закон убывающей доходности – принцип, гласящий, что при увеличении одного и неизменности всех др видов затрат, будет достигнута точка, за кот-й предельный физический продукт переменных затрат начнёт сокращаться (напр., затраты труда).

28.32.Производственная ф-ия с 1 и 2 переменным фактором. Экономическая теория предполагает, что при данной технологии производственная функция обладает свойствами, определяющими соотношение между объемом выпуска и количеством используемых факторов. Хотя производственные функции различны для разных видов производств, все они обладают общими свойствами. 1. Существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Прирост производства, который может быть достигнут от при­роста рабочих, очевидно, будет приближаться к нулю. Действительно, можно достигнуть такой точки, когда каждый новый рабочий на фабрике будет способствовать скорее сокра­щению, а не увеличению выпуска продукции! Это может произойти, если рабочий не будет обеспечен оборудованием для работы, и его присутствие будет мешать работе других рабочих и снижать их эффективность. 2. Существует определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость этих факторов. Работники выполняют свою работу более эффек­тивно, если они снабжены всеми необходимыми инструментами. Точно так же инструмен­ты могут оказаться бесполезными в том случае, если работники не будут обладать необхо­димой для их применения квалификацией. Тем не менее, в производстве, возможно, заме­нить один ресурс на другой. Существует, тем не менее, предел того, насколько труд может быть замещен большим количеством капитала, не вызывая сокращения выпуска продукции. И, напротив, сущест­вует предел использования ручного труда без применения оборудования. Рассмотрим случай, при котором капитал является фиксированным производственным фактором, а труд — переменным, причем фирма может увеличить производ­ство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Приводится объем выпуска при различных затратах труда и при фиксированном капитале, составля­ющем 10 единиц. Когда объем трудовых затрат равен нулю, выпуск тоже нулевой. При увеличении трудо­затрат до восьми единиц выпуск продукции растет. Выше этой точки объем выпуска снижается: до этого момента использование каждой дополнительной единицы труда увеличивало производительность оборудования, однако после указанной точки дополнительные трудозатраты перестают быть полными и могут стать «антиэффектив­ными».Рассмотрим производственную стратегию фирмы в долговременный период с двумя (а не одним) переменными факторами. Мы можем изучить альтернативные производственные варианты, по­смотрев на форму группы изоквант.Изокванты - кривые, на которых количество выпускаемого продукта постоянно при разных сочетаниях факторов. Изокванты имеют наклон вниз, так как труд и капитал имеют положи­тельные предельные продукты. Большее количество того или иного производственного фактора увеличивает выпуск про­дукции. Поэтому если выпуск продукции должен поддержи­ваться постоянным, то чем больше используется один фактор, тем меньше будет использоваться другой. В данном случае как по отношению к труду, так и по отношению к капиталу действует закон убывающей отдачи. Чтобы увидеть, почему, например, сокращается отдача от труда, проведем горизонтальную линию, фиксирующую ис­пользование капитала на определенном уровне, скажем 3 единицы. Подсчитывая данные об объеме выпуска продукции по каждой изокванте по мере роста трудозатрат, мы отмечаем, что каждая дополнительная единица труда дает все меньший и меньший прирост выпуска продукции. Таким образом, закон убывающей отдачи действует по отношению к труду как в долговременные, так в краткосрочные периоды. Увеличение использования одного фактора при фиксированном положении другого приводит к все более и более низкому приросту выпуска продукции, а изокванта становится все круче по мере замещения труда капиталом и все более плоской, когда капитал замещается трудом. Закон убывающей отдачи действует и по отношению к капиталу. При фиксированных трудозатратах предельный продукт капитала снижается по мере роста капитала.

29.Закон убывающей отдачи. Тенденция к сокращению предельного продукта труда (и предельного продукта других вводимых факторов) нас­только преобладает, что фраза «закон убывающей отдачи» часто используется для его описания. Закон убывающей отдачи гласит, что по мере того, как возрастает использова­ние какого-нибудь производственного фактора (при фикси­рованных остальных производственных факторах), в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции. Когда в качестве фактора производства рассматрива­ется труд (при фиксированном капитале), небольшой рост трудозатрат существенно увеличивает выпуск продукции, так как рабочие получают возможность дополнительной специализации. Однако, в конце концов вступает в силу закон убывающей отдачи. Когда становится слишком много рабочих, отдельные операции оказываются неэффектив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: