Содержание программы учебной дисциплины
Тема 1.Основные элементы образной структуры изобразительных искусств.
Визуальный характер изобразительных искусств. Особенности визуального восприятия архитектуры, живописи, скульптуры, графики. Соотношение формальных, содержательных и смысловых элементов структуры произведения в контексте культурно-исторического функционирования искусства. Формальные элементы структуры художественного произведения.
Смысловые элементы структуры - символ, аллегория, знак. Особенности смыслового функционирования художественного образа в культурно-историческом контексте.
Тема 2.Художественное пространство и видовая специфика изобразительных искусств.
Понятие художественного пространства. Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи, скульптуре и графике Пространственные характеристики изображения: удаленность, приближенность (планы) статика и динамика, плоскость и глубина, пластика и объем. Плоскость и способы построения композиционного пространства в живописи и графике. Условные и реалистические принципы построения художественных пространств. Типы «прямой» и «обратной» перспектив.
Цвет, свет, линия, колорит как средства художественной выразительности пространства в живописи и графике. Объем, пластика, силуэт как средства художественной выразительности пространства в скульптуре.
Композиционное пространство как фактор стиля. Условность религиозно-символических характеристик художественного пространства. Понятие обратной перспективы, аксонометрии. Условность пространственных характеристик изображения и роль пространственных деформаций в истории искусства. Геометрические схемы композиционного построения пространства и принципы линейно-плоскостного расположения изобразительных планов.
|
Тема 3. Принципы соотнесения формальных, содержательных и смысловых уровней произведения искусства.
Формальные элементы структуры художественного произведения: композиция, цвет, свет, линия, пластика, объем, пространство. Каноны и стили как правила построения образной структуры произведения. Содержательные элементы структуры – тема, идея, сюжет, жанр. Своеобразие жанровой природы произведения. Жанр как соединение визуального и интеллектуального уровней восприятия искусства. Жанровая структура искусства в контексте культуры.
Иконография жанров в религиозно-символическом контексте искусства. Сакрально-символические функции портрета, пейзажа, натюрморта, анималистического, батального и бытового жанров в искусстве Древнего мира и Средних веков. Условность художественной формы и символизм образного языка в искусстве древнего мира, средних веков.
Жанровая структура искусства ренессанса, барокко и классицизма.
Смысловые элементы структуры – символ, аллегория, знак. Особенности смыслового функционирования художественного образа в культурно-историческом контексте. Соотношение формальных, содержательных и смысловых элементов структуры произведения в контексте культурно-исторического функционирования искусства.
Тема 4. Специфика анализа различных видов искусства: принципы описания и анализа архитектуры и скульптуры.
Анализ произведения искусства как необходимое средство для понимания смысла художественного произведения. Связь анализа произведения с техникой и технологиями его создания. Связь анализа произведения со средствами художественной выразительности, используемыми в различных видах искусства.
|
Архитектура как протоискусство для всех визуальных видов искусств. Смысл греческого термина «архитектон». Связь образно-художественных элементов архитектуры с её функциональным назначением. Виды и жанры архитектуры.
Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Принципы описания и анализа монументальной и станковой скульптуры. Принципы описания и анализа станковой скульптуры
Латинское происхождение терминов «скульптура» и «пластика». Скульптура, как метод высекания, вырезания, отбора формы. Пластика, как метод набора формы в процессе лепки.
Объём, контробъём, светотень, пространственный силуэт как средства художественной выразительности скульптуры. Рельеф и круглая скульптура. Типы рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф, койланоглиф.
Принципы соотношения объёмно-пластических масс в скульптуре: - принцип контрастного противопоставления объёма и контробъёма; - принцип светотеневой моделировки формы и реалистический подход к трактовке формы;
- принцип линеарного построения формы и условный характер образного восприятия скульптуры;
- принцип создания открытых пространственных силуэтов и их органическое взаимодействие с окружающей средой. Восприятие скульптуры как элемента окружающей среды;
- принцип симметрии при пропорциональном распределении объёмно-пластических масс;
- принцип асимметрии при пропорциональном распределении объёмно-пластических масс. Восприятие скульптуры как динамического, пространственно-активного образа.
Роль твердых материалов в скульптуре. Принципы анализа монументальной и садово-парковой скульптуры.