Анализ стихотворения
А.А. Блока «Есть игра: осторожно войти»
Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить;
И глазами добычу найти;
И за ней незаметно следить.
Как бы ни был нечуток и груб
Человек, за которым следят, –
Он почувствует пристальный взгляд
Хоть в углах еле дрогнувших губ.
А другой – точно сразу поймет:
Вздрогнут плечи, рука у него;
Обернется – и нет ничего;
Между тем – беспокойство растет.
Тем и страшен невидимый взгляд,
Что его невозможно поймать;
Чуешь ты, но не можешь понять,
Чьи глаза за тобою следят.
Не корысть, не влюбленность, не месть;
Так – игра, как игра у детей:
И в собрании каждом людей
Эти тайные сыщики есть.
Ты и сам иногда не поймешь,
Отчего так бывает порой,
Что собою ты к людям придешь,
А уйдешь от людей – не собой.
Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше б ничей не следил:
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил…
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши…
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других…
18 декабря 1913
1) К какому циклу, тому стихов Блока оно относится? Какова его тональность?
III том стихов / Стихотворения. Книга третья (1907–1916)
Цикл «Страшный мир» (1909–1916)
В третий том собрания сочинений вошла Третья книга стихотворений (1907-1916), стихотворения, не вошедшие в основное собрание 1909-1921 годов и стихотворные переводы.
Изначально цикл состоял из девяти стихотворений. Позже их количество увеличивается вдвое: добавлены стихи двух циклов: "Пляски смерти" и "Чёрная кровь". Окончательный вид "Страшный мир" принимает в авторской редакции 1918 года, но напечатанной только после смерти Блока. Цикл "Страшный мир" имеет подциклы: "Пляски смерти", "Жизнь моего приятеля", "Чёрная кровь".
Основной мотив цикла страх – страх перед пошлым обществом и жизнью, перед женщиной, искусством, любовью. Страх представлен как всеобщая трагедия, то, что завораживает и уничтожает.
В 1910-е гг. почти одновременно Блоком создаются стихотворения различного эмоционального пафоса. Темные, страшные стороны действительности обрисованы в циклах «Страшный мир» (1909—1916) и «Возмездие» (1908—1913). «Страшный мир» — это царство тьмы, зла, социальной несправедливости, где «богатый зол и рад», а бедный «вновь унижен», — обречен на гибель.
Человек, живущий в «страшном мире», и сам становится игрушкой в руках темных, «демонических» сил. В душе его развязаны «дикие страсти», превращающие самое светлое начало жизни — любовь — в губительную страсть, горькую, «как полынь». В цикле «Страшный мир» (как и ранее в цикле «Город») Блок рисует современную ему — преимущественно городскую — действительность, униженных обитателей земного ада, а также тех «демонов» и живых мертвецов, в которых силы зла воплотились наиболее явно.
Но «страшный мир» — и более широкое понятие, это изображение состояния души лирического героя с ее предчувствием гибели, с ее духовной опустошенностью и смертельной усталостью.
· Минц З. Г. Александр Блок // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983.
· Т. 4. Литература конца XIX — начала XX века (1881—1917). / Ред. тома: К. Д. Муратова. — 1983. — С. 520—548.
Основная поэтическая мысль, выраженная в нем.
Стихотворение начинается со слов «Есть игра» и мы понимаем, что существует уже два мира. Мир самого героя, его личность и мир общества, (социум, политика, власть). Даже если человек будет одинок, он никогда не останется один. «Чуешь ты, но не можешь понять, / Чьи глаза за тобою следят». Задача человека «осторожно войти, // Чтоб вниманье людей усыпить; // И глазами добычу найти; // И за ней незаметно следить». «Ужас» мира заключается в том, что в душе постоянно живет страх. Стихотворение написано в 1913 году. Уже позади русско-японская война, Кровавое воскресенье, Первая русская революция. Россия на пороге первой мировой войны. Ни один человек не может чувствовать себя спокойно.
Стихотворение могло бы быть понятным, оно таковым и является на первый взгляд. Мысль, что не каждому человеку дано познать других, а главное себя и что в этом незнании он слеп и беспомощен, выражается Блоком в последнем четверостишии:
А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других…
Если бы Блок не был символистом, то на этом можно было бы остановиться. Но ведь игра, о которой говорит поэт – это жизнь. Вся, без остатка. Так или иначе, люди вынуждены носить маски и следовать правилам.
Человек – самое загадочное существо. И первая мысль о взаимодействии людей друг с другом, как о самой сложной игре, где у каждого свой набор «супер способностей», развивается, и наше внимание уже обращено на внутренний мир конкретного человека среди всех остальных. «Слишком много есть в каждом из нас / Неизвестных, играющих сил…», - пишет Блок, говоря о непознанности человеком своих возможностей. Мы можем бояться и самих себя, особенно когда внутри разыгрывается партия между главенствующими интересами.
Мотив вечного одиночества мы можем увидеть в строках:
О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши…
<…>
Что собою ты к людям придешь,
А уйдешь от людей – не собой.
Взаимовлияние тоже неизбежно, как и изменение человеком самого себя путем духовного роста, анализа прошлого, осмысления пережитого.
Мы можем встретить в русской литературе еще как минимум два схожих стихотворения. Это «Как часто пестрою толпою окружен» М.Ю. Лермонтова и «Маски» В.С Высоцкого. Тема двуличности мира, потери собственного «я» многими людьми, необходимость жить по правилам света есть в каждом из них. «Механизм ролей и правил». Общество страшного мира, порождённое цивилизацией, безлико, так как главное правило «маскарада» - не быть собой, следуя ему, никто никогда не поднимет «маски». Читателю предстаёт образ надменных, духовно нищих людей «большого света»:
М.Ю. Лермонтов
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
В.С. Высоцкий
Все в масках, в париках — все как один,
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.
<…> Как доброго лица не прозевать,
Как честных отличить наверняка мне?
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить своё лицо о камни.
Лермонтов и Высоцкий в отличие от Блока оставляют надежду на светлое будущее. У Лермонтова это минутное забытье в воспоминаниях, так как приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Мечта юности о безмятежной, но наполненной искренними чувствами жизни сменяется осознанием бесплодности этой мечты, трезвым пониманием невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества. Высоцкий прямо говорит, что:
Я в тайну масок всё-таки проник,
Уверен я, что мой анализ точен,
Что маски равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощёчин.