Роман “Анна Каренина” Толстой писал в Ясной Поляне. Его близкие узнавали в книге знакомые картины, знакомых людей и даже самих себя. Сын писателя, Сергей Львович Толстой вспоминал: “Материал для нее (для “Анны Карениной”) отец брал из окружающей его жизни. Я знал многих лиц и многие эпизоды, там описанные. Но в “Анне Карениной” действующие лица не совсем те, которые жили на самом деле. Они только похожи на них. Эпизоды же комбинированы иначе, чем в жизни”.
В каждом из героев Толстого есть нечто от его мироощущения. Например, лирическим настроением Левина, в котором угадываются живые черты Толстого, овеян пейзаж Москвы (часть первая, глава IХ В образе Левина вообще многое идет от автора: и черты внешности, и жизненные коллизии, и переживания, и размышления.
Сама фамилия Левина образована от имени Толстого: “Лёв Николаевич” (как его называли в домашнем кругу). Фамилия Левина воспринималась именно в этой транскрипции. Однако ни Толстой, ни его близкие не настаивали на таком именно прочтении.
В истории Левина и Кити воплощены воспоминания Толстого о его семейной жизни. Левин пишет на ломберном столе начальные буквы тех слов, которые хотел сказать Кити, а она угадывает их значение. Примерно так же произошло объяснение Толстого со своей невестой, а потом женой (часть четвертая, глава ХIII). С. А. Толстая (в девичестве Берс) подробно пишет об этом в своих записках (“Женитьба Л. Н. Толстого” в книге “Л. Н.Толстой в воспоминаниях современников”, М., 1955).
В. Г. Короленко отмечал близость образа мыслей героев Толстого и самого писателя: «Сомнения и душевный разлад Пьера, рефлексии Левина, его падения, ошибки, все новые и новые искания — это свое, родное, органически присущее душе самого Толстого».
Анна Каренина, по утверждению Т. А. Кузминской, напоминает Марию Александровну Гартунг (1832-1919), дочь Пушкина, но “не характером, не жизнью, а наружностью”. Толстой встретил М. А. Гартунг в гостях у генерала Тулубьева в Туле. Кузминская рассказывает: “Ее легкая походка легко несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру. Меня познакомили с ней. Лев Николаевич еще сидел за столом. Я видела, как он пристально разглядывал ее. “Кто это?” — спросил он, подходя ко мне. — M-me Гартунг, дочь поэта Пушкина. “Да-а, — протянул он, — теперь я понимаю... Ты посмотри, какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые”.
В дневнике С. А. Толстой есть отсылка к другому прототипу героини Толстого. С. А. Толстая рассказывает о трагической судьбе Анны Степановны Пироговой, которую несчастная любовь привела к гибели. Она уехала из дому “с узелком в руке”, “вернулась на ближайшую станцию — Ясенки, там бросилась на рельсы под товарный поезд”. Все это произошло вблизи Ясной Поляны в 1872 году. Толстой ездил в железнодорожные казармы, чтобы увидеть несчастную. В романе были изменены и мотивировка поступков, и характер событий.
Прототипом Каренина был “рассудительный” Михаил Сергеевич Сухотин, камергер, советник Московской дворцовой конторы. В 1868 году его жена, Мария Алексеевна, добилась развода и вышла замуж за С. А. Ладыженского. Толстой был дружен с братом Марии Алексеевны и знал об этой семейной истории.
Фамилия Каренин имеет литературный источник. Сергей Толстой вспоминал, как отец сказал ему: “Каренон — у Гомера — голова. Из этого слова у меня вышла фамилия Каренин”. Видимо, Каренин — “головной” человек, у него разум преобладает над чувством.
Прототипом Облонского называют Василия Степановича Перфильева, уездного предводителя дворянства, а затем московского губернатора, женатого на троюродной сестре Л. Н. Толстого.
В характере Николая Левина Толстой воспроизвел многие черты натуры своего родного брата — Дмитрия. “Думаю, что не столько дурная, нездоровая жизнь, которую он вел несколько месяцев в Москве, сколько внутренняя борьба укоров совести, — сгубили сразу его могучий организм”, — вспоминал Толстой.
Некоторые черты художника Михайлова, студию которого посещают Анна и Вронский в Риме, напоминают, по словам С. Л. Толстого, художника И. Н. Крамского. Осенью 1873 года Крамской писал портрет Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Их беседы о мировоззрении и творчестве, о старых мастерах подали Толстому мысль ввести в роман сцены с участием “нового художника”, воспитанного “в понятиях неверия, отрицания и материализма”.
Реальные факты действительности входили в роман Толстой называл свой роман “широким, свободным”. В основе этого определения лежит пушкинский термин «свободный роман». Между романом Пушкина “Евгений Онегин” и романом Толстого “Анна Каренина” есть несомненная связь, которая проявляется и в жанре, и в сюжете, и в композиции. Толстой продолжил пушкинские традиции обновления формы романа, расширения его художественных возможностей.
Жанр свободного романа развивался, преодолевая литературные схемы и условности. У Толстого в романе нет абсолютной фабульной завершенности положений, на которой строился традиционный романный сюжет. Выбор материала и свободное развитие сюжетных линий определяются лишь концепцией писателя. Сам Толстой писал об этом так: «Я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы — как-то женитьба или смерть. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса» (т. 13, с. 55).
Толстой разрушал традиционные “известные границы” романного жанра, предполагающего гибель героя или свадьбу завершением сюжета, точкой в истории героев.
преобразованными, подчиняясь творческой концепции Толстого. Поэтому невозможно полное отождествление героев “Анны Карениной” с их реальными прототипа Современные критики упрекали Толстого в нестройности сюжета, в том, что сюжетные линии независимы друг от друга, что в романе нет единства. Толстой же подчеркивал, что единство его романа основано не на внешних фабульных построениях, а на “внутренней связи”, определяемой общей идеей. Для Толстого важно внутреннее содержание, ясность и определенность отношения к жизни, которые пропитывают все произведение.
В свободном романе есть не только свобода, но и необходимость, не только широта, но и единство.
Во множестве сцен, характеров, положений романа Толстого строго выдержано художественное единство и единство авторского отношения. «В области знания существует центр, — пишет Толстой, — и от него бесчисленное количество радиусов. Вся задача в том, чтобы определить длину этих радиусов и расстояние их друг от друга». Понятие “одноцентричности” было у Толстого важнейшим в его философии жизни, что и сказалось в романе “Анна Каренина”. Он так и построен: в нем два основных круга — круг Левина и круг Анны. Причем круг Левина более широк: история Левина начинается раньше, чем история Анны, и продолжается после ее гибели. И роман оканчивается не катастрофой на железной дороге (часть седьмая), а моральными исканиями Левина и его попытками создать “положительную программу” обновления частной и общей жизни (часть восьмая).
Круг Анны, который можно назвать кругом жизни “исключений”, постоянно сжимается, приводит героиню к отчаянию, а затем и к гибели. Круг Левина — круг “настоящей жизни”. Он расширяется и не имеет четких внешних границ, как и сама жизнь. В этом есть неотвратимая логика исторического развития, которая как бы предопределяет развязку и разрешение конфликта, и соотношение всех частей, в которых нет ничего лишнего. Таков признак классической ясности и простоты в искусстве.
II. Работа с классом.
Задание. Попробуйте графически изобразить самые общие представления о жизненном пути главных героев романа Толстого в соответствии с авторским понятием “одноцентричности”.
Вспомним знаменитую «формулу» Толстого: «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» («Война и мир»). Роман “Анна Каренина” соответствует этой формуле.
— Что является основой развития сюжета романа? Что, по- вашему, является “любимой мечтой” самого автора?
.
— Назовите основные события частей романа. Найдите ключевые образы.
«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» В центре романа Л. Н. Толстого — жизнь нескольких семей, их история. Возникает вопрос: почему после эпического романа “Война и мир”, посвященного исследованию истории народа, его борьбе, движению, Толстой обращается к исследованию частной, семейной жизни?”
Заканчивая “Войну и мир”, Толстой привел однажды старую французскую пословицу: “Счастливые народы не имеют истории”. В “Анне Карениной” семейная история, — «то, что произошло после женитьбы», — наполняется борьбой, движением, драматической напряженностью.
Что касается счастья, то оно, как особое, исключительное состояние, “не имеет истории”. А брак, семья, жизнь, — это не только счастье, но и, как считал Толстой, “мудренейшее дело на свете”, “труднейшее и важнейшее дело жизни”, у которого есть и своя история.
“Мысль семейная” таким образом оказывается связанной у Толстого с “мыслью народной”.
Прежде чем говорить о воплощении “мысли семейной” в романе Толстого, обратимся снова к роману Пушкина и попробуем отыскать истоки этой мысли.
II. Работа с классом.
Толстой в своем романе дал полный простор и «поэзии страсти», и «поэзии брака», соединив их своей «мыслью семейной». Он словно задумался над тем, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. Осуществление самых страстных желаний, требующих стольких жертв, такого решительного пренебрежения мнением окружающих, не приносят счастья ни Анне, ни Вронскому.
В «Анне Карениной», в противовес идиллическому представлению о “семейном счастье”, Толстой исследует явление семейного несчастья. В одном из черновых вариантов он писал: “Мы любим себе представлять несчастие чем-то сосредоточенным, фактом совершившимся, тогда как несчастие никогда не бывает событие; а несчастие есть жизнь, длинная жизнь несчастная, то есть такая жизнь, в которой осталась обстановка счастья, а счастье, смысл жизни — потеряны”.
— Как вы понимаете эту мысль Толстого? Согласны ли вы с ней? Какие примеры иллюстрируют мысль Толстого о разладе, о семейном несчастье?
Один из ранних набросков романа назывался “Два брака”. Эта тема осталась в романе.
— Как изображает Толстой семьи Каренина и Левина?
Судьбы героев оказываются зависимы от семейных традиций. Каренин, Анна, Вронский, выросшие практически вне семьи (Каренин «рос сиротой», Анна тоже; Вронский воспитывался в Пажеском корпусе), не смогли создать или сохранить настоящую семью. Семья Облонского, хоть и «несчастливая», держится благодаря Долли. Долли, как и ее сестра Кити, выросли в «настоящей», семье, это помогает Кити построить семью с Левиным. Толстой подчеркивает ведущее положение женщины как хранительницы домашнего очага.
Каренин неудачлив в роли главы семьи, Левин — в “науке хозяйства”. Как в семейном укладе Левин искал “опрощения”, так и в делах хозяйства приходит к мысли об отречении: “Это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний”. Залог и истоки возрождения семейного начала писатель искал в жизни патриархального крестьянства. Левин как бы повторяет путь Толстого. Так “мысль народная” в “Анне Карениной” вырастает из зерна “мысли семейной”.
Домашнее задание.
Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Константина Левина.