Г. Социально-групповые условия, поддерживающие ОП




А. Оценка отклоняющегося поведения (ОП)

1. Вид и форма ОП.

2. Степень выраженности ОП: частота, индивидуальный ритм, количественные характеристики (например, продолжительность игры или доза алкоголя), индивидуальный ритм.

3. Стадия сформированности ОП (стадия знакомства, стадия психологической зависимости, стадия физической зависимости или системного заболевания).

4. Какой ущерб причинило отклоняющееся поведение самому человеку (здоровью, личности, отношениям)?

5. Какой ущерб нанесен окружающим?

6. Наблюдается ли снижение уровня социальной адаптации и успешности в результате ОП?

7. Ситуация, в которой впервые имело место ОП.

8. Ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время.

9. Что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы).

10. Психофизическое состояние непосредственно во время самого ОП (например. Во время употребления алкоголя или игры).

11. Последующие события (состояния, мысли, действия).

12. Реакции окружающих.

13. Что/кто провоцирует (усиливает) нежелательное поведение?

14. Что исключает данное поведение (когда и благодаря чему его не бывает)?

15. Каково отношение самой личности к девиантному поведению?

Б. Конституционально-биологические предпосылки ОП

(отметить только те типологические характеристики, которые очень подходят к изучаемой личности)

- сензитивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

- эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

- пониженный фон настроения;

- чрезмерная двигательная подвижность;

- импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

- низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

- склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

- ригидность – склонность к «застреванию» на какой-либо активности

(мыслях, чувствах, действиях);

- склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например, телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями);

- сниженная обучаемость;

- физические дефекты;

- хронические соматические заболевания;

- психические заболевания.

В. Индивидуально-личностные особенности,

Поддерживающие ОП

(необходимо идентифицировать только те психологические особенности, которые несомненно подходят к изучаемой личности)

- длительное состояние фрустрации ведущих потребностей личности;

- преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии);

- наличие сверхсильной травмы в личной истории (например, потеря родителей или близкого человека, сообщение о неизлечимом заболевании, пережитое насилие, участие в военных действиях, теракте или катастрофе);

- алекситимия – слабая речевая регуляция (непонимание своих

переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

- несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувств; неумение отстаивать свои интересы);

- несформированность коммуникативных навыков, в том числе способов конструктивного разрешения конфликтов;

- непродуктивные способы совладания с повседневным стрессом (например, уход, изоляция, отрицание);

- несформированность позитивных интересов;

- дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать будущее или настойчиво реализовывать план);

- ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

- чрезмерная зависимость от оценок окружающих;

- отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (доминирование девиантных ценностей);

- неразвитость высших чувств (совести, ответственности, чувства долга, альтруизма, сострадания, веры);

- отсутствие или утрата смысла жизни.

Г. Социально-групповые условия, поддерживающие ОП

(выбрать и отметить подходящее)

- отсутствие родительской семьи;

- неполная семья (отсутствие отца или матери);

- семья с девиантным поведением;

- низкий социальный статус семьи;

- семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, эмиграция, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

- социальная изоляция личности;

- отсутствие поддерживающей социальной группы;

- низкий личный статус в ведущей социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

- отсутствие близких друзей;

- отсутствие сексуального партнера;

- общественная незанятость (отсутствие работы, любимого занятия, общественной занятости);

- проблемная/девиантная социальная группа (класс, группировка);

- проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

Заключение

1) вид и форма ОП;

2) степень опасности ОП (степень деструктивности и ущерба);

3) основные внешние условия, поддерживающие ОП;

4) конституационально-биологические предпосылки ОП;

5) ведущие осознаваемые мотивы ОП (внутренние причины, которые осознаются личностью);

6) ведущие неосознаваемые мотивы ОП (скрытая психологическая выгода);

7) основные внешние условия, препятствующие ОП (ингибиторы ОП);

8) личностные ресурсы (индивидуальные особенности, которые помогают воздерживаться от ОП);

9) рекомендации по преодолению ОП (стратегия изменения, индивидуальная программа психологической помощи).

 

Рекомендуемая литература:

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: