Правильная мотивация — залог успешной учебы
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.
Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Адаптация первоклассников: советы родителям
· Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
· Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
· Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
· Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
· Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
· Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
· Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний.
· Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
· С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
· Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.
Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе
Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.
Анкета
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
· неохотно (ДА);
· без особой охоты (ВДА);
· охотно, с радостью (А);
· затрудняюсь ответить.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
· пока нет (ДА);
· не совсем (ВДА);
· основном, да (А);
· затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
· скорее нет, чем да (ДА);
· не вполне (ВДА);
· в основном да (А);
· затрудняюсь ответить.
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
· иногда (ВДА);
· довольно часто (А);
· pатрудняюсь ответить.
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
· в основном отрицательные впечатления (ДА);
· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
· в основном положительные впечатления (А).
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
7. Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
· довольно часто (ДА);
· иногда (ВДА);
· не нуждается в помощи (А);
· затрудняюсь ответить.
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
· перед трудностями сразу пасует (ДА);
· обращается за помощью (ВДА);
· старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
· настойчив в преодолении трудностей (А);
· затрудняюсь ответить.
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
· сам этого сделать не может (ДА);
· иногда может (ВДА);
· может, если его побудить к этому (А);
· как правило, может (А);
· затрудняюсь ответить.
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
· довольно часто (ДА);
· бывает, но редко (ВДА);
· такого практически не бывает (А);
· затрудняюсь ответить.
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
· нет (ДА);
· скорее нет, чем да (ВДА);
· скорее да, чем нет (А);
· затрудняюсь ответить.
Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации:
· А — адаптация;
· ВДА — возможна дезадаптация;
· ДА — дезадаптация.