Первый вопрос: государственная культурная политика: понятие и сущность
Несмотря на то, что в научный оборот категория «культурная политика» вошла относительно недавно, деятельность, обозначаемая этим термином, существовала с древних времен. Особое влияние на утверждение принципов государственной культурной политики оказала идеология французских просветителей. Право на пользование культурными благами было провозглашено неотъемлемым правом каждого человека, расширение масштабов приобщения людей к искусству стало рассматриваться как важнейшее средство их духовного развития, а создание условий для этого – как обязанность государства.
Новая доктрина государственной культурной политики Российской Федерации предлагает следующие определения (и даем их из Основ ГКП):
КП – действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей
ГКП охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны
Подобный подход опирается на определение понятия «культура», которое утверждено ЮНЕСКО, т.е. наш подход соответствует прогрессивной международной практике.
Говоря о ГКП важно выделить такие ее категории, как:
«Субъекты государственной культурной политики» – органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью
В современной России многообразие субъектов культурной политики законодательно закреплено И все-таки ключевым стратегическим инвестором социокультурных проектов и организаций культуры остается государство, которое принимает решения на основе ценностно ориентированного подхода
В Основах ГКП дается следующее определение «объектов государственной культурной политики»: это – материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи
Особое значение имеют принципы и приоритеты.
В отечественной модели выделяются такие принципы, как
-открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;
-свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;
-делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам;
-сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);
и другие.
Какие инструменты используются для реализации ГКП?
Инструменты культурной политики – это те финансовые, законодательные, административные, юридические, фискальные, политические системы, действующие в государстве и определяющие правила игры в культурном поле.
Среди инструментов реализации культурной политики М. Драгичевич-Шешич выделяет экономические, политико-правовые, организационные и ценностно-идейные, различая при этом стимулирующие (субсидии, гранты, поощрения, юридическая защита и т.п.) и ограничительные (налоги, юридическое преследование и др.).
Сербский профессор подчеркивает, что баланс стимулирующих и репрессивных инструментов в конкретной культурной политике довольно точно указывает на уровень свободы творческой деятельности в данном обществе.
Третий вопрос: Формирование новой модели культурной политики
Формирующаяся в России новая модель государственной культурной политики признает культуру важнейшим фактором социально-экономического развития Российской Федерации, и возводит ее в ранг стратегических «национальных приоритетов…гарантов сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны»
Правовую базу новой модели определяют:
– «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808;
– «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р);
– Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683)
– Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» и другие…
В «Основах государственной культурной политики» прямо говорится, что для новой доктрины необходима новая управленческая модель, поскольку достичь целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов невозможно.
Важнейшие элементы этой новой модели:
Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики – специальный координационный орган, призванный обеспечить согласованные действия органов исполнительной власти и организаций в целях выработки и корректировки стратегических подходов к реализации государственной культурной политики
Председатель Комиссии – вице-премьер правительства России, Министр культуры России – заместитель председателя комиссии МЕДИНСКИЙ
Эта комиссия
- разрабатывает проекты стратегии культурной политики,
- готовит предложения о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ,
- формирует эффективные механизмы координации деятельности субъектов государственной культурной политики,
- проводит мониторинг достижения целей,
- вырабатывает критерии оценки деятельности федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной культурной политики
Следующий важный элемент: План мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2019 г. № 1259-р)
Особую роль играет Национальный проект «Культура» на 2019–2024 годы, который включает три федеральных проекта:
«Культурная среда»,
«Творческие люди»,
«Цифровая культура»
В рамках новой модели должен быть создан Российский фонд культурного развития, направленный на поддержку проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный, межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач государственной культурной политики
В целях расширении многоканальной системы финансирования должны быть внедрены такие финансовые инструменты, как
- нормативы бюджетного финансирования,
- общенациональная лотерея в области культуры,
- маркированные налоги,
- фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) и др.
Для достижения целей государственной культурной политики необходим систематический мониторинг культурного развития общества, базирующийся на специальной системе целевых показателей, преимущественно – качественных.
Этому должны способствовать также:
– разработка Стратегического прогноза в сфере культуры
– представление обществу Ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации
Становление ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России должно повысить
- готовность государства и общества отвечать на многочисленные вызовы современности,
- способность эффективно противостоять негативным факторам, оказывающим влияние на обеспечение национальной безопасности в области культуры и искусства нашей страны