Третий вопрос: Формирование новой модели культурной политики




Первый вопрос: государственная культурная политика: понятие и сущность

Несмотря на то, что в научный оборот категория «культурная политика» вошла относительно недавно, деятельность, обозначаемая этим термином, существовала с древних времен. Особое влияние на утверждение принципов государственной культурной политики оказала идеология французских просветителей. Право на пользование культурными благами было провозглашено неотъемлемым правом каждого человека, расширение масштабов приобщения людей к искусству стало рассматриваться как важнейшее средство их духовного развития, а создание условий для этого – как обязанность государства.

Новая доктрина государственной культурной политики Российской Федерации предлагает следующие определения (и даем их из Основ ГКП):

КП – действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей

ГКП охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны

Подобный подход опирается на определение понятия «культура», которое утверждено ЮНЕСКО, т.е. наш подход соответствует прогрессивной международной практике.

Говоря о ГКП важно выделить такие ее категории, как:
«Субъекты государственной культурной политики» – органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодежью

В современной России многообразие субъектов культурной политики законодательно закреплено И все-таки ключевым стратегическим инвестором социокультурных проектов и организаций культуры остается государство, которое принимает решения на основе ценностно ориентированного подхода

В Основах ГКП дается следующее определение «объектов государственной культурной политики»: это – материальное и нематериальное культурное наследие, все виды и результаты творческой деятельности, система образования, наука, русский язык и языки народов Российской Федерации, семья, системы межличностной и общественной коммуникации, медийное и информационное пространство, международные культурные и гуманитарные связи

Особое значение имеют принципы и приоритеты.

В отечественной модели выделяются такие принципы, как

-открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры;

-свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность;

-делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам;

-сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);

и другие.

Какие инструменты используются для реализации ГКП?

Инструменты культурной политики – это те финансовые, законодательные, административные, юридические, фискальные, политические системы, действующие в государстве и определяющие правила игры в культурном поле.

Среди инструментов реализации культурной политики М. Драгичевич-Шешич выделяет экономические, политико-правовые, организационные и ценностно-идейные, различая при этом стимулирующие (субсидии, гранты, поощрения, юридическая защита и т.п.) и ограничительные (налоги, юридическое преследование и др.).

Сербский профессор подчеркивает, что баланс стимулирующих и репрессивных инструментов в конкретной культурной политике довольно точно указывает на уровень свободы творческой деятельности в данном обществе.

Третий вопрос: Формирование новой модели культурной политики

Формирующаяся в России новая модель государственной культурной политики признает культуру важнейшим фактором социально-экономического развития Российской Федерации, и возводит ее в ранг стратегических «национальных приоритетов…гарантов сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности страны»

Правовую базу новой модели определяют:

– «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808;

– «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. №326-р);

– Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683)

– Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» и другие…

В «Основах государственной культурной политики» прямо говорится, что для новой доктрины необходима новая управленческая модель, поскольку достичь целей государственной культурной политики в рамках имеющихся административных структур за счет изменения их полномочий, функций, форм деятельности и регламентов невозможно.

Важнейшие элементы этой новой модели:

Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики – специальный координационный орган, призванный обеспечить согласованные действия органов исполнительной власти и организаций в целях выработки и корректировки стратегических подходов к реализации государственной культурной политики

Председатель Комиссии – вице-премьер правительства России, Министр культуры России – заместитель председателя комиссии МЕДИНСКИЙ

Эта комиссия

- разрабатывает проекты стратегии культурной политики,
- готовит предложения о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ,
- формирует эффективные механизмы координации деятельности субъектов государственной культурной политики,
- проводит мониторинг достижения целей,
- вырабатывает критерии оценки деятельности федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной культурной политики

Следующий важный элемент: План мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2019 г. № 1259-р)

Особую роль играет Национальный проект «Культура» на 2019–2024 годы, который включает три федеральных проекта:

«Культурная среда»,
«Творческие люди»,
«Цифровая культура»

В рамках новой модели должен быть создан Российский фонд культурного развития, направленный на поддержку проектов, имеющих межведомственный, междисциплинарный, межрегиональный и иной характер и направленных на решение стратегических задач государственной культурной политики

В целях расширении многоканальной системы финансирования должны быть внедрены такие финансовые инструменты, как

- нормативы бюджетного финансирования,
- общенациональная лотерея в области культуры,
- маркированные налоги,
- фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) и др.

Для достижения целей государственной культурной политики необходим систематический мониторинг культурного развития общества, базирующийся на специальной системе целевых показателей, преимущественно – качественных.

Этому должны способствовать также:

– разработка Стратегического прогноза в сфере культуры
– представление обществу Ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации

Становление ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России должно повысить

- готовность государства и общества отвечать на многочисленные вызовы современности,
- способность эффективно противостоять негативным факторам, оказывающим влияние на обеспечение национальной безопасности в области культуры и искусства нашей страны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: